Северное Возрождение: философско-теоретические основания, стилевые особенности, основные представители
Северное Возрождение, центрами которого являлись Германия и Нидерланды, формировалось под явным воздействием идеологии Реформации. Идеологи Реформации (Мартин Лютер, Ян Гус, Ян Жижка) выступили с ярой критикой римско-католической церкви, обвиняя ее в забвении подлинных идеалов христианства.
Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос.
Особенности:
• формирование культуры основано не на возрождении античного культурного наследия, а на стремлении возродить демократическую религию ранних христиан с ее требованием социальной справедливости (влияние Реформации),
• в отличие от итальянского Возрождения, имеющего своим идеалом всесторонне развитую, энциклопедически образованную и героическую личность, Северное Возрождение в качестве идеала рассматривает христианскую любовь к ближнему,
• значительное влияние средневекового, особенно готического, мировоззрения,
• отсутствие идеализации, акцентирование правдивости искусства («истина важнее красоты»),
• глубокий символизм и метафоричность,
• возникновение бытового жанра и поэтизация повседневности
Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос.
Лучшими образцами живописи Северного Возрождения являются полотна Йеронимуса Босха, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха Старшего, Ханса Хольбейна, Яна ван Эйка.
18. Образ человека в культуре барокко и классицизма: сравнительный анализ.
В основе барочного идеала красоты - героико-гедонистический идеал человека, высшая добродетель которого состоит в наслаждении жизнью и отсутствии страха перед смертью. Барокко, как никакое другое эстетическое направление, стремится передать радость, полноту, но, увы, и скоротечность жизни. Поэтому барокко - это, с одной стороны, искусство преувеличенной яркости, телесности жизни, с другой, - мрака, боли, мистицизма.
Главная задача классицизма - демонстрация мира, где поступки человека находятся в полном согласии с мировым разумом, управляющим миром. По сути дела, это означает необходимость принесения индивидуальных интересов в жертву общественным.
Свой идеал классицизм ищет в прошлом, его корни - в греко-римском искусстве, в суровой «мужской» красоте дорической колонны, в сильных и волевых античных героях, ставящих интересы государства выше личных.
В отличие от барокко, классицизм стремится увековечить мир покоя и уравновешенности: только в состоянии покоя человеческий облик вообще и лицо в частности могут быть зеркалом разума.
19. Идеал гедонистического человека в культуре барокко. Творчество Лоренцо Бернини и Питера Пауля Рубенса.
Героико-гедонистический идеал человека, высшая добродетель которого состоит в наслаждении жизнью и отсутствии страха перед смертью.
Самая грандиозная работа Бернини - перестройка главного католического собора - собора Св. Петра в Риме. «Давид» Бернини поражает активностью, единством плоти и духа, движения и эмоции.
В отличие от других статуй, изображающих Давида, скульптура Бернини задумана не как самостоятельная фигура, а как часть парной группы. Парную статую Голиафа Бернини не сделал, но его Давид диалогичен, вступает в общение со своим предполагаемым соперником. Пространство между Давидом и невидимым, но присутствующем в композиции Голиафом заряжено энергией и «принадлежит» статуе. Именно в этом состоит отличие барочной скульптуры от скульптуры предыдущих столетий: она активно взаимодействует с окружающим пространством.
Рубенс, также как и выдающиеся мастера нидерландской живописи, внимателен к жизненным подробностям, что видно по таким деталям, как изображение листвы, доспехов и собаки на переднем плане.
Питер Пауль Рубенс воплотил живописный идеал барокко. Его величайший талант и могучая жизненная энергия создали целостный неповторимый стиль, в котором удивительным образом слиты естественное и сверхъестественное, реальное и вымышленное, ученость и духовности.
Эпические полотна Рубенса определяют масштаб и стиль живописи зрелого барокко. Они полны брызжущей, неистощимой энергии и изобретательности, и являются, как и его героические обнаженные фигуры, олицетворением жизнелюбия.