Десять минут с Сергеем Рахманиновым

Интервьюер М. Уимэ (Ouimet). Опубликовано: «Le Droit», Canada, Ottava, 1939, 18 Janvier. Перевод с французского В. К. Тарасовой.

1 Согласно Хронографу, в сезоне 1938/39 г. состоялось всего два концерта Рахманинова в Канаде: 16 января — в Монреале в Plateau Auditorium и 17 января в Оттаве в Glebe Collegiate Auditorium были исполнены: Бах — «Итальянский концерт» F-dur, Бетховен— Соната c-moll op. 111, Шуман — «Порыв», «Причуды», «Ночью», «Басня» из «Фантастических пьес» ор. 12 (в Оттаве вместо этих пьес Шумана была исполнена «Бергамасская сюита» Дебюсси), Рахманинов — «Этюды-картины» c-moll и a-moll № 6 из ор. 39, Шопен — Этюды № 7 cis-moll, № 5 e-moll, № 4 a-moll, № 12 c-moll из op. 25. Лист—Этюды Des-dur, «Шум леса» и «Хоровод гномов».

2 Согласно Хронографу, следующий концерт Рахманинова происходил 19 января в Лайме. Видимо, путь туда лежал через Детройт.

3 «Бергамасская сюита», которая имеется в виду в комментируемом интервью, написана Дебюсси в 1890 г.

4 Следующим и последним сочинением Рахманинова оказались «Симфонические танцы» ор. 45 (см. коммент. 1 к интервью «Маэстро сообщает»).

5 26 декабря 1933 г. в «New York Evening Post» появилось сообщение, что по дороге в концертный зал в Торонто Рахманинов вспомнил, что в Канаде перед концертом артист должен исполнять национальный гимн Британской империи — «God save the King». Его сопровождал настройщик фирмы Стейнвей — В. Хопфер, к которому и обратился Рахманинов с просьбой напомнить ему мелодию гимна. «И так по дороге настройщик насвистывал гимн, а Рахманинов за ним повторял, и затем они стали свистеть вдвоем. Тем временем подъехали к концертному залу, и Рахманинов уже был готов и как композитор и как пианист к выступлению с этим гимном, мог играть его в любой тональности и с вариациями» (перевод с английского В. К. Тарасовой).

Маэстро сообщает

Интервьюер Э. Арнольд. Опубликовано: «The New York Worldtelegram», 1940, October 17. Перевод с английского В. К- Тарасовой.

1 На автографе партитуры «Симфонических танцев» ор. 45 имеются даты: в конце первой части — «22 IX — 8 X 1940», в конце второй — «27 IX 40» и в конце третьей — «29 октября 1940. New York. Благодарю тебя, господи!» А в конце третьей части этого сочинения в изложении для двух фортепиано в четыре руки дата: «10 августа 1940. Long Island» (БК США, ML, 30 55). Это сочинение посвящено 10. Орманди и Филадельфийскому оркестру. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 г. в Филадельфии с упомянутым оркестром под управлением Ю. Орманди. Опубликовано Ч. Фоли в 1942 г.

2 На автографе партитуры Симфонии № 3 a-moll ор. 44 Рахманинова имеется несколько дат: в конце первой части — «18 июня — 22 августа 1935 г., исправлено 18 мая — 1 июня 1936 г.», в конце второй части — «26 августа—18 сентября 1935 г. Senar» и в конце рукописи — «Кончил. Благодарю бога! 6—30 июня 1936, Senar» (БК США, ML, 30.55). Это сочинение впервые исполнено 6 ноября 1936 г. в Филадельфии при участии Филадельфийского оркестра под управлением Л. Стоковского и опубликовано Ч. Фоли в 1937 г.

3 По утверждению С. А. Сатиной, С. В. Рахманинов «хотел обозначить отдельные части «Симфонических танцев» ор. 45: «День», «Сумерки» и «Полночь», но отказался от этой мысли» (Сатина С. А. Записка о С. В. Рахманинове.— ВР, т. 1, с. 103).

4 Впервые летние месяцы в Америке Рахманинов проводил в 1919 г.

5 О концертах С. В. Рахманинова в сезоне 1940/41 г. см. «Концертные сезоны» в Приложениях, т. 3.

Музыка должна идти от сердца

Интервьюер Д. Ивен (Ewen). Опубликовано: «The Etude», Philadelphia, 1941, December; «Музыкальная жизнь», 1966, № 12, с. 15, 16, в переводе с английского А. Г. Морова; «СМ», 1973, № 4, с. 102, 103, в переводе с английского В. Н. Чемберджи.

К письму 1

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 47, 48, с купюрой; ПР, с. 23, 24.

1 Рахманинов возвратился в Москву из имения А. А. и В. А. Сатиных — Ивановка, куда впервые попал в 1890 г. (см. главу «Ивановка» в Воспоминаниях С. В. Рахманинова, с. 52—53).

Летом 1890 г. в Ивановке одновременно с Рахманиновым отдыхали семейства: А. А. и В. А. Сатиных, Е. А. Скалон, А. И. и В. П. Зилоти. Здесь Рахманинов близко подружился с Верой, Людмилой и Наталией Скалон.

2 Подразумевается В. Д. Скалон, которую Рахманинов в шутку называл также «брикушкой».

3 В 1889 г., по просьбе П. И. Чайковского, А. И. Зилоти сделал двухручное переложение для фортепиано его балета «Спящая красавица». По его же желанию Зилоти согласился сделать и четырехручное переложение этого балета. Но уже в мае 1890 г. из Ивановки Зилоти пишет издателю Чайковского П. И. Юргенсону: «Так как по случаю болезни руки я не в состоянии много писать, то я хотел тебя спросить, не захочешь ли ты, что [б] 4-хручное переложение балета Чайковского делал бы мой ученик (Рахманинов), который живет со мной и который бы работал под моим наблюдением? За работу ты бы ему заплатил сто руб [лей]» (ЦГАЛИ, ф. 931, ед. хр. 38, лл. 5, 6).

7 июня того же года А. И. Зилоти обращается и к П. И. Чайковскому: «Я надеюсь, что ты позволишь Рахманинову делать 4-хручное переложение балета, тем более, что я буду все показывать, как надо будет делать» (ГДМЧ, гр. А, инд. А4, № 1306).

15 июля П. И. Чайковский отвечает Л. И. Зилоти: «Я ровно ничего не имею против того, чтобы Рахманинов делал четырехручное переложение балета и уверен, что под твоим руководством это выйдет весьма хорошо, но не отнимет ли это у него времени от упражнений? Впрочем, как знаешь, повторяю, что я весьма рад» (ГДМЧ, гр. А, инд. А3, № 3019).

Уже 3 августа 1890 г. Зилоти информирует П. И. Юргенсона о работе Рахманинова над балетом: «Дорогой Петр Иванович, сообщаю тебе не совсем приятную новость, что Рахманинов вследствие усталости руки напишет к 1-му сентября только половину балета, т. е. пролог и 1-ый акт; пролог я тебе сдам 17-го августа по приезде в Москву, а 1-й акт 1-го сентября. Очень грустно, что я тебя косвенно «поддел» — теперь тебе придется поручать кому-нибудь аранжировку 2-го и 3-го акта, или ты подождешь до 1-го января, пока Рахманинов все кончит?! Публика будет очень довольна этим переложением: очень легко и удобно сделано» (ЦГАЛИ, ф. 931, ед. хр. 38, л. 7). См. также коммент. 1 к письму 25.

4 С. В. Рахманинов в шутку называл Людмилу Дмитриевну Скалон Цукиной Дмитриевной, заменяя ее подлинное имя фамилией известной итальянской балерины Вирджинии Цукки, бывавшей в доме Скалон.

К письму 2

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 48, 49, с купюрой; ПР, с. 25, 26.

1 навязчивая идея (франц.).

2 Имеются в виду, по-видимому, рукописи романсов «У врат обители святой» на слова М. Ю. Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова А. А. Фета (см. коммент. 2 к письму 23) и Квартета для двух скрипок, альта и виолончели (см. коммент. 2 к письму 9), на первой странице которого помечено — «2 части из Квартета — «Romance», «Scherzo». С. Рахманинова», а на последней странице рукой неустановленного лица: «Написано в 1889 году» (ГЦММК, ф. 18, № 62).

К письму 3

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 49, с купюрой; ПР, с. 27.

1 Никаких сведений о «Манфреде» Рахманинова, за исключением упоминания в его письмах, не имеется.

2 См. коммент. 2 к письму 2.

3 Находясь в стесненном материальном положении, Рахманинов вынужден был давать частные уроки, которые его морально очень угнетали, так как отвлекали от занятий композицией. Один из таких уроков по фортепиано он давал, по-видимому, в семье С. М. Третьякова.

4 «Есть воля ваша» — излюбленное выражение Рахманинова, позаимствованное им, по словам С. А. Сатиной, из популярного в Тамбовской губернии анекдота.

К письму 4

ГБЛ, 45/33. МГР, с. 50, 51, с купюрами; ПР, с. 28, 29.

Основание датировки: на письме имеется дата его получения: «11 октября». Следовательно, оно могло быть написано 9 или 10 октября. Год написания определен по сопоставлению с предыдущим письмом. В МГР опубликовано с датой «11 октября 1890 г.» как авторской.

1 Перейдя на старший курс Московской консерватории, Рахманинов начал заниматься, помимо фортепиано (класс А. И. Зилоти), специальными теоретическими предметами для композиторов и теоретиков. Так, в 1889/90 г. он учился (одновременно с А. Н. Скрябиным) по курсу контрапункта у С. И. Танеева, а в 1890/91 г. по курсу канона и фуги у А. С. Аренского. Сохранилось два черновых эскиза фуги Рахманинова без обозначения опуса и даты (ГЦММК. ф. 18, № 105). В основу этой фуги положена тема фугетты d-moll (без ор.) Аренского. Фуга, упоминаемая в письме — одна из ученических работ Рахманинова в классе Аренского.

2 См. коммент. 1 к письму 3.

К письму 5

ГБЛ, 45/36. Опубликовано: МГР, с. 51; ПР, с. 29, 30.

1 Всех сестер Скалон Рахманинов в шутку называл «конной гвардией», очевидно, по месту их жительства (в 1890 г. семья Ска­лон занимала квартиру в Конно-гвардейских казармах в Петербурге).

2 Здесь Рахманинов вольно цитирует четвертую строфу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

К письму 6

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 51; ПР, с. 30.

К письму 7

ГБЛ, 45/32. Опубликовано: ПР, с. 30, 31.

Основание датировки: связь содержания комментируемого письма с письмом к Н. Д. Скалон от 13 ноября 1890 г. Оба письма написаны на бумаге одного формата и цвета. Сходны также цвет чернил и характер почерка.

К письму 8

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 52, с купюрой; ПР, с. 31, 32.

К письму 9

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 52, 53, с купюрами; ПР, с. 32.

1 7 декабря 1890 г. в Петербурге в Мариинском театре состоялось первое представление оперы «Пиковая дама» Чайковского, которое собиралась посетить группа московских музыкантов. В числе их предполагал быть и Рахманинов. Однако это ему не удалось. Все же в конце декабря 1890 г. Рахманинов побывал в Петербурге (см. письмо 12) и, по-видимому, услышал «Пиковую даму» в театре. Он впервые познакомился с этой оперой еще в июне 1890 г в Ивановке. А. И. Зилоти, живя здесь весну и лето вместе с Paxманиновым, занимался в течение июня ее корректурой. (Опера закончена была Чайковским в партитуре 8 июня 1890 г., а корректуру ее клавира Зилоти сдал издательству П. И. Юргенсона к 26 июня 1890 г.)

2 Пьесы для струнного оркестра: Andante и Scherzo в первоначальном замысле существовали как две части струнного Квартета (Романс и Скерцо), написанные в 1889 г. (см. коммент. 2 к письму 2). В авторской редакции для струнного оркестра они исполнены 24 февраля 1891 г. оркестром учеников Московской консерватории под управлением ее директора В. И. Сафонова. Как части струнного Квартета впервые изданы в 1947 г. под редакцией Б. В. Доброхотова и Г. В. Киркора.

К письму 10

ГБЛ, 45/32. Опубликовано: МГР, с. 55, с ошибочной датировкой (это самостоятельное письмо, а не приписка к письму, адресованному Н. Д. Скалон 10 января 1891 г.); ПР, с. 33.

Основание датировки: сопоставление с письмами 9 и 11.

К письму 11

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 53; ПР, с. 33, 34.

1 Не известна точная дата приезда Рахманинова в Петербург в декабре 1890 г. Но можно предположить, что ему удалось до 2 января 1891 г., когда он уехал из Петербурга (см. письмо 12), побывать на одном из спектаклей «Пиковой дамы». После 18 декабря эта опера шла: 21, 26, 28 и 31 декабря.

К письму 12

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: ПР, с. 35.

К письму 13

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 54, с купюрами; ПР, с. 35, 36.

1 См. коммент. 1 к письму 5.

2 Никаких сведений о данной сюите, кроме сообщения Рахманинова в письмах к Скалон, не имеется.

К письму 14

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 54, 55; ПР, с. 36, 37.

1 О какой опере идет речь, не известно. Можно предположить, что Рахманинов хотел послать клавир оперы Чайковского «Пиковая дама», который вышел из печати уже в ноябре 1890 г. С этим произведением сестры Скалон были знакомы еще по рукописи, так как А. И. Зилоти, находясь летом 1890 г. в Ивановке, где отдыхали в это время и Скалоны, занимался корректурой клавира «Пиковой дамы» (см. коммент. 1 к письму 9).

2 Говоря «ваша сюита», Рахманинов, по-видимому, имел в виду свое сочинение, задуманное как цикл из трех пьес и предназначавшееся для исполнения в шесть рук на одном фортепиано сестрами Скалон. Автограф первой пьесы («Вальс») сохранился в виде отдельных партий (ГЦММК, ф. 18, № 2127) с точным указанием на титульных листах: первой партии — «Valse. Primo. Вера Скалон», второй партии — «Valse. Secondo. Людмила Скалон» и третьей партии — «Valse. Terzo. Наталья Скалон». Кроме того, над названием пьесы надпись: «Посвящается этот вальс автору темы, которую я взял. Дорогой ментор, простите за нахальство». На этой же странице читаем: «Лет через двадцать Сережа просил меня вернуть эти вещи для уничтожения, но мне было жаль — слишком напоминало Верочку и нашу молодость; я не вернула, но обещала, что никогда они не будут напечатаны. Прошу впредь сдержать мое слово. Наталья Вальогардт (Скалон). 1939 г. Третья вещь — Полонез, не был написан». Наряду с автографом партий «Вальса» сохранилась сделанная переписчиком рукописная копия партий «Романса» также с указанием имен исполнителей (ГЦММК, ф. 18, № 2128). Обе пьесы, вопреки обещанию Н. Д. Вальдгардт, были опубликованы под редакцией Н. Н. Загорного в Ленинграде в 1948 г. по автографам партитур, представленных издательству Л. Д. Ростовцовой. Согласно сведениям, сообщаемым Н. Н. Загорным в предисловии к указанному изданию, на автографе партитуры «Вальса» (местонахождение ее не известно) имелась пометка: «Ивановка, 15 августа 1890 г.», а на автографе партитуры «Романса»: «Москва, 20 сентября 1891 г.» (ГПБ, ф. 1021, оп. 2, № 84). Причем вторая пьеса была послана автором в Милан Н. Д. Скалон ко дню ее рождения вместе с сопроводительным письмом-инструкцией, содержащимся на свободной странице автографа «Романса» (см. письмо 33).

3 На автографе «Русской рапсодии» для двух фортепиано Рахманиновым поставлена дата: «18 12—14/1 91» (ГЦММК, ф. 18, № 108). Эту дату можно рассматривать лишь как указание на период записи произведения, создание которого началось раньше. «Русская рапсодия» впервые опубликована в 1951 г. (Рахманинов СВ. Полн. собр. соч. для фортепиано под редакцией П. А. Ламма, т. 4, ч. 1).

4 О первом собственном концерте Рахманинова см. коммент. 2 к письму 36.

5 Видимо Рахманинову не терпелось узнать мнение П. И. Чайковского о посланной ему на просмотр своей Сюиты для симфонического оркестра. Сохранилось в виде рукописной копии Скерцо для симфонического оркестра, на титульном листе которого рукой Рахманинова написано «Scherzo (Третья часть)» и поставлены даты: «5—21 февраля 1887 г.» (ГЦММК, ф. 18, № 28). Возможно, что эта часть входила в упомянутую Сюиту. 23 января 1891 г. А. И. Зилоти пишет П. И. Чайковскому: «Позволь к тебе обратиться с большой просьбой: посмотри, пожалуйста, присланную сюиту моего ученика Рахманинова и при случае скажи мне свое мнение о ней» (А. И. Зилоти. Воспоминания и письма. Л., 1963, с. 115). Каков был ответ Чайковского, не известно. Скерцо впервые исполнено в Большом зале Московской консерватории Государственным оркестром СССР под управлением Н. П. Аносова 2 ноября 1945 г. Оно опубликовано под редакцией П. А. Ламма в 1947 г. Музгизом.

6 Имеется в виду сочиненный Н. Д. Скалон «Вальс», тема которого легла в основу шестиручной пьесы Рахманинова (см. коммент. 2 к настоящему письму).

7 Среди автографов Рахманинова имеется шестиголосный хор без сопровождения под названием «Deus meus», на первой странице которого рукой директора Московской консерватории написано: «Исполнить в хоров [ом] классе. Сафонов» (ГЦММК, ф. 18, № 70). В программах открытых ученических концертов Московской консерватории 1891 г. нет упоминания о выступлении Рахманинова-дирижера с исполнением своего хора. Это произведение не что иное, как мотет на латинский текст, ставший традиционным в произведениях старых мастеров полифонического стиля. Сочинение мотета задавалось учащимся консерватории, изучавшим технику полифонического письма. Это сочинение впервые издано под редакцией И. Н. Иордан и Г. В. Киркора в сб.: Рахманинов С. Три хора без сопровождения. М., 1972, с. 5—7.

К письму 15

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: ПР, с. 38.

Основание датировки: по содержанию комментируемое письмо связано с письмами 16 и 17.

К письму 16

ГБЛ, 45/36. Опубликовано: МГР, с. 56, с купюрой и датой «февраль» как авторской; ПР, с. 39.

Основание датировки: на письме имеется дата его получения — «6 февраля». Следовательно, оно могло быть написано 4 или 5 февраля. Год написания определен по сопоставлению с письмом 17. См. также коммент. 4 к настоящему письму.

1 См. коммент. 3 к письму 14.

2 С. В. Рахманинов и Л. А. Максимов в годы учения в Московской консерватории неоднократно выступали вместе в концертах

с исполнением произведений для двух фортепиано в четыре руки. Так, 21 ноября 1888 г. в ученическом концерте в пользу недостаточных учащихся консерватории они играли Вариации В-dur Шумана, а 16 ноября 1889 г. в экстренном собрании по случаю пятидесятилетия А. Г. Рубинштейна — три номера из «Костюмированного бала» юбиляра: «Введение», «Пастух и пастушка», «Тореадор и испанка». Вполне понятно, что для первого исполнения своего собственного произведения Рахманинов избрал в качестве партнера именно Максимова. Но, подчинившись обстоятельствам, вынужден был обратиться к другому пианисту (см. коммент. 4 к настоящему письму).

3 Под «историей» подразумевается конфликт, происшедший между С. В. Рахманиновым и Н. С. Зверевым, в доме которого в течение ряда лет жил на полном попечении и воспитывался С. В. Рахманинов. Перейдя в 1888 г. на старшее отделение Московской консерватории и будучи уже учеником А. И. Зилоти, Рахманинов продолжал обитать у Зверева. В это время Рахманинов уже занимался композицией. Между тем в доме Зверева с утра до ночи происходили непрерывные упражнения на фортепиано других учеников, также живших у Зверева, что не давало возможности сосредоточиться на сочинении. Поэтому Рахманинов пришел к решению покинуть дом Зверева, который воспринял вполне законное желание юного музыканта болезненно. Произошла серьезная размолвка, продолжавшаяся вплоть до окончания Рахманиновым консерватории. Примирение произошло 7 мая 1892 г., после экзамена по композиции, когда Рахманинов исполнил членам комиссии свою оперу «Алеко». Зверев «подошел к нему и, обняв и поцеловав его, снял с себя золотые часы и подарил их Сергею Васильевичу в знак примирения. С часами этими Рахманинов не расставался до конца жизни» (Сатина С. А. Записка о С. В. Рахманинове.— ВР, т. 1, с. 24).

4 «Русская рапсодия» для двух фортепиано Рахманинова впервые была исполнена автором и И. А. Левиным в концерте Московской консерватории 17 октября 1891 г. «Помнится,— говорит А. Б. Гольденвейзер,— это был какой-то концерт в пользу кого-то из товарищей — у нас постоянно устраивались такие концерты — и Рахманинов и Левин играли эту вещь на двух фортепиано; в конце там была октавная вариация то у одного, то у другого, и каждый поддавал темпу, и все ждали — кто кого переиграет — у обоих кисть была феноменальная, но я помню, что «переиграл» все-таки Рахманинов» (Гольденвейзер А. Б. О годах учения в Московской консерватории, беседа IV, 19 мая 1939 г. Стенограмма. ГЦММК, ф. 286, № 235, л. 79).

К письму 17

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: ПР, с. 40, 41.

1 С В. А. Исаевой в 1888/89—1889/90 гг. С. В. Рахманинов занимался в одной группе по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам.

2 О каком романсе идет речь, установить не удалось.

К письму 18

ГБЛ, 45/32. Опубликовано: ПР, с. 41, 42.

Основание датировки: по содержанию комментируемое письмо связано с письмом 17.

К письму 19

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 56, 57, с купюрой; ПР, с. 42, 43.

1 20 марта — день рождения С. В. Рахманинова, в связи с чем Н. Д. Скалоz и послала ему поздравительное письмо.

2 Зиму 1890/91 г. Рахманинов занимался в классе фуги и канона А. С. Аренского. Говоря: «...мне пришлось в те дни очень много писать Аренскому», Рахманинов подразумевает учебные задания.

3 Концерт № 1 fis-moll ор. 1 был закончен в партитуре 6 июля 1891 г. (см. письмо 27). Хотя этот Концерт и обозначен как ор. 1, но является далеко не первым из созданных им к этому времени сочинений. Ориs'ом 1 помечены автором также: Четыре пьесы для фортепиано — «Романс», Прелюдия, «Мелодия», Гавот (ГЦММК, ф. 18, №№ 75—78), а также шесть романсов (см. коммент. 2 к письму 23).

Среди рукописей Рахманинова сохранились наброски фортепианного Концерта с-moll, задуманного до Концерта № 1 fis-moll. На автографе эскизов имеется дата: «1889, ноябрь» (ГЦММК, ф. 18, № 37). Только начиная с Концерта № 1 fis-moll ор. 1, устанавливается нумерация ориs'ов, от которой Рахманинов уже не отступал. (О Концерте № 1 fis-moll ор. 1 см. также коммент. 3 к письму 36).

К письму 20

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 57, 58; ПР, с. 43, 44.

1 В это время семья Е. А. и Д. А. Скалоy из-за болезни дочери Веры находилась за границей.

2 31 мая 1891 г. А. И. Зилоти сообщал из Ивановки П. И. Чайковскому: «Сережа мне писал, что ты вообще одобряешь мой уход из консерватории. Весь сыр-бор загорелся из-за одной ученицы класса Лангера, которая желала ко мне в класс, а Сафонов против ее воли взял ее себе, т. к. эта ученица превосходный талант. Я тебе не описываю подробно об этом, т. к. это описать очень трудно, и я просил Зверева при случае тебе рассказать все по порядку. Теперь я свободный человек. Говорят, что Сафонов уходит в Петербург и тогда придется, вероятно, опять поступить в консерваторию» (ГДМЧ, гр. А, инд. А4, № 1276). В. И. Сафонов остался в Московской консерватории, и поэтому А. И. Зилоти туда не вернулся. Однако ни один ученик Зилоти, из солидарности с ним, в класс Сафонова не пошел. А. Б. Гольденвейзер, к. Н. Игумнов, Л. А. Максимов, Г. А. Алчевский и А. Рахманов перешли в класс П. А. Пабста, остальные же — в класс П. Ю. Шлецера и Н. Е. Шишкина. Рахманинову годовой экзамен по фортепиано в 1891 г. был зачтен как выпускной, и он продолжал занятия в консерватории лишь по классу свободного сочинения А. С. Аренского. На экзамене по

фортепиано Рахманинов играл: первую часть Сонаты f-moll op. 57 Бетховена и первую часть Сонаты b-moll op. 35 Шопена.

3 С. В. Рахманинов и А. И. Зилоти строили планы, что в случае переезда в Петербург Рахманинов продолжит свои занятия по фортепиано под руководством А. Г. Рубинштейна. 26 июля 1891 г. В. П. Зилоти сообщает А. П. Третьяковой-Боткиной: «Сафонов, насколько известно, остался в Москве, Рубинштейн так и не ушел, вышла «собака на сене». Саша хотел Сережу Рахманинова передать Антону Григорьевичу [...] но теперь не придется,— Рубинштейн в отпуске на 11 месяцев, т. е. на весь год» (А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, с. 353, 354).

4 В мае 1891 г. С. В. Рахманинов сдавал экзамены: 24 числа по фортепиано и 27 числа по теоретическим предметам (канон и фуга).

К письму 21

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: ПР, с. 44, 45.

К письму 22

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 58—60, с купюрами; ПР, с. 45, 46.

1 См. письма 25 и 27.

2 См. коммент. 2 и 3 к письму 20.

К письму 23

ГЦММК, ф. 18, № 146. Опубликовано: ПР, с. 46—48.

1 См. коммент. 3 к письму 19, письмо 27 и коммент. 3 к письму 36.

2 К этому времени в творческом портфеле Рахманинова, наряду с другими сочинениями, были так же пять романсов, обозначенных им как op. 1. В прошлом ГЦММК располагал только рукописными копиями этих вокальных пьес, сделанными в свое время М. А. Слоновым (ГЦММК, ф. 18, №№ 120, 121, 134, 135, 137, 138). В 1964 г. сюда же поступили от Л. Т. Атовмяна автографы романсов. Они переплетены в одном томе и на титульном листе рукой М. А. Слонова написано: «Романсы С. Рахманинова, ор. 1-й» и перечислены пять пьес, а название шестой — вписано рукой автора (ГЦММК, ф. 18, № 1135). На самих автографах или их копиях (это оговаривается нами далее) имеются даты создания романсов, среди которых следующие: «У врат обители святой» на слова М. Ю. Лермонтова (на титуле автографа: «Посвящаю первому исполнителю этой вещи — Михаилу Слонову, автор»; в конце рукописи: «29 апр[еля] 1890 г.»), «Я тебе ничего не скажу» на слова А. А. Фета (на копии: «1890 г. 1 мая»), «В молчаньи ночи тайной» на слова А. А. Фета (сохранился в двух вариантах, на копии первого «Сочинен 17/Х [18] 90 года», а на автографе второго варианта — «Посвящается Вере Дмитриевне Скалон»), «C'était en Avril un dimanche» на слова Э. Пайерона (на автографе; «1-ег Avril, 1891»), «Смеркалось» на слова А. К. Толстого (на автографе: «22 апреля 1891»), «Ты помнишь ли вечер» на слова А. К. Толстого (на автографе: «16 и 17 июля

1891 г. Ивановка»), Все эти романсы, за исключением «В молчаньи ночи тайной», автором были забракованы (см. письмо 43) и опубликованы посмертно в 1947 г. под ред. П. А. Ламма Музгизом (см. Рахманинов С. Вокальные произведения, неопубликованные автором). Что же касается романса «В молчаньи ночи тайной», то он вошел в ор. 4 (см. коммент. 4 к письму 45).

3 См. коммент. 1 к письму 27.

К письму 24

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 60, с купюрами; ПР, с. 48, 49.

К письму 25

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 60, 61; ПР, с. 50, 51.

1 Четырехручное переложение балета «Спящая красавица» Чай­ковского, которое Рахманинов начал делать еще летом 1890 г. в Ивановке, в первоначальном варианте действительно вызвало недовольство Чайковского. 14 июня 1891 г. П. И. Чайковский пишет П. И. Юргенсону: «...Потребовал я также корректуры четырехручного переложения «Спящей красавицы» и тоже мучился и злился, но очень радуюсь, что вовремя поинтересовался, что там наделали Рахманинов с Зилоти. Впрочем, не буду тебе надоедать жалобами на мою злосчастную судьбу по поводу скверных переложений, скверных корректур» (П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 2. М.—Л., 1952, с. 214). В этот же день П. И. Чайковский пишет А. И. Зилоти: «Сделал я также и корректуру пролога «Спящей красавиц ы». Порядочно помучился я, делая эту корректуру. Во 1-х, вероятно, второпях ты 1-ую корректуру сделал очень поверхностно, но, вероятно, при второй ты многое бы исправил. Дело не в ошибках, а в том, что мне самое переложение не нравится. Большая была ошибка, что мы поручили эту работу мальчику, хотя и очень талантливому. Не то чтобы оно было сделано небрежно, напротив, видно, что он обдумывал каждую подробность. Но в этом переложении 2 ужасных недостатка:

1) Отсутствие смелости, мастерства, инициативы, слишком раб­ское подчинение авторитету композитора, вследствие чего нет силы и блеска.

2) Слишком заметно, что автор переложения в 4 руки делал его с двухручного клавираусцуга, а не с партитуры. Многих подробностей, поневоле пропущенных в клавираусцуге, но совершенно удобных и возможных для 4-х рук,— нет.

Увы, эти 2 недостатка неисправимы. До некоторой степени кое-где я пополнял и изменял, как ты увидишь,— но от этого дело мало выиграет. До чего Рахманинов держался клавираусцуга, видно из расположения гармоний в forte. Где у тебя в клавираусцуге так:

Ноты.

там у него непременно так:

Ноты.

Но ведь тут, само собой разумеется, нужны терции и в левой руке:

Ноты.

Вообще неопытность, несмелость на каждом шагу дают себя чувствовать. Нап[ример] как странно он сделал арпеджио в арфах! Какие там невероятные паузы

Ноты.

Это упражнение из класса элементарной теории!!! Однако справедливость требует сказать, что твой кузен все-таки отнесся к делу очень старательно, вследствие чего многие места вышли очень легко и удобно. Недостает именно смелости, инициативы, творчества!!! 1-ое действие я не просматривал, ибо так расстроил себя всеми этими корректурами, что уже несколько дней скверно сплю, просто чуть не болен [...]

Я желал, чтобы балет был сделан в 4 руки так же обстоятельно, серьезно, мастерски — как бывают переложения симфоний. Увы, этого уже не может быть! Дело непоправимо. По крайней мере пусть будет хоть несколько лучше, чем как оно есть теперь» (ГДМЧ, гр. А, инд. А3, № 3027).

В ответ на эти замечания П. И. Чайковского А. И. Зилоти пишет ему 25 июня 1891 г.: «Твои оба письма получил, я просто удручен, что доставил тебе столько неприятностей своей корректурой «Бури» и балета. Не хочу оправдываться, т. к. все-таки кругом я сам виноват. Все, что ты в последнем письме пишешь, будет сделано. Я тебе досылаю 1 акт балета, который я теперь в некоторых местах исправил, ты посмотри и пришли скоро назад» (ГДМЧ, гр. А, инд. А4, № 1309).

7 июля 1891 г. Чайковский отвечает Зилоти: «Я вполне доволен твоими переделками и уверен, что теперь переложение выйдет хорошо. Спасибо тебе, голубчик» (ГДМЧ, гр. А, инд. А3, № 3028).

Четырехручное переложение балета «Спящая красавица», сделанное Рахманиновым, было издано П. И. Юргенсоном в октябре 1891 г.

2 За этой фразой начинается следующая приписка, сделанная А. И. Зилоти: «Добрейшая Наталия Дмитриевна! Позвольте послать Вам и всем Вашим наши приветы из Ивановки. Иногда я Вас

поминаю и не Добром, когда поправляем Сережино 4-ручное переложение,— видно, что он перекладывал с большим развлечением, т. е. в Вашем присутствии. Искренне преданный Вам А. Зилоти»

К письму 26

ГБЛ, 45/33. Опубликовано: МГР, с. 61, 62, с ошибочной датировкой: «30 июля» и с купюрами; ПР, с. 52, 53.

1 В Саратовской губернии находилось имение Нарышкиных — Пады, где управляющим работал А. А. Сатин, а его помощником Д. И. Зилоти.

К письму 27

ГЦММК, ф. 18, № 147. Опубликовано: ПР, с. 53, 54.

1 Речь идет о романсе «Ты помнишь ли вечер» на слова А. К. Толстого (см. коммент. 2 к письму 23).

2 Концерт № 1 fis-moll ор. 1 впоследствии перестал удовлетворять автора (см. письмо 355), но он принялся за переработку этого сочинения спустя 25 лет. На автографе второй редакции Концерта пометка: «10 ноября 1917 г. Сочинен 1890—91» (ГЦММК, ф. 18, № 35). См. также коммент. 3 к письму 49.

3 Зиму 1891/92 г. С. В. Рахманинов жил вместе с М. А. Слоновым, о чем свидетельствует письмо последнего к Н. Д. Скалон от 22 сентября 1891 г. (см. коммент. 1 к письму 34).

К письму 28

ГЦММК, ф. 18, № 148. Опубликовано: ПР, с. 55.

1 См. письмо 27.

2 См. коммент. 3 к письму 27 и письмо 30.

3 Имеется в виду Прелюдия для фортепиано Р-с1иг без обозначения ориs'а. В конце автографа дата: «20 июля 1891. Ивановка» (ГЦММК, ф. 18, №79). Впервые опубликована в 1950 г. (Рахманинов С. В. Полz. собр. соч. для фортепиано, под ред. П. А. Ламма, т. 1.).

4 См. коммент. 1 к письму 27.

К письму 29 ГБЛ, 45/34. Опубликовано: ПР, с. 55, 56.

К письму 30

ГЦММК, ф. 18, № 149. Опубликовано: ПР, с. 56.

1 А. А. Сатин со всей своей семьей лето 1891 г. жил в Нарышкинском имении. Пады.

2 Имеются в виду вопросы, связанные с предстоящей совместной жизнью (см. коммент. 3 к письму 27).

3 См. письмо 32.

4 Это признание Рахманинова — лишь шутка, так как известно, что он уже в этот период жизни отличался поразительным трудолюбием, был полон творческих замыслов, над осуществлением которых неустанно работал.

5 Сохранился автограф этой «новой» симфонии, на титульном листе которого написано: «Simphonie ind-moll. С. Рахманинов. 28 сентября 1891 г.» (ГЦММК,?ф. 18, № 30). Это сочинение впервые опубликовано Музгизом в 1947 г. под редакцией П. А. Ламма, с наименованием: «Юношеская симфония».

К письму 31

ГБЛ, 45/34. Опубликовано: МГР, с. 62, с купюрами; ПР. с. 57, 58.

1 Озеро четырех кантонов (франц.) в Швейцарии.

2 См. коммент. 2 к письму 25.

3 См. коммент. 1 к письму 25.

4 См. письмо 32.

К письму 32

ГЦММК, ф. 18, № 150. Опубликовано: ПР, с. 58.

К письму 33

ГПБ, ф. 1021, он. 2, № 84. Опубликовано: МГР, с. 28, в виде факсимиле; ПР, с. 59, как письмо-инструкция, содержащееся на свободной странице автографа партитуры «Романса» для фортепиано в шесть рук (см. коммент. 2 к письму 14).

Основание датировки: дата на автографе «Романса» (см. коммент. 2 к письму 14).

К письму 34

ГБЛ, 45/34. Опубликовано: МГР, с. 63, 64: ПР, с. 59, 60.

1 М. А. Слонов, живший в этот период совместно с С. В. Рахманиновым, написал по просьбе последнего письмо Н. Д. Скалоz, в котором говорится: «Извините, что я, не имеющий честь Вас знать, обращаюсь к Вам с этими немногими строками. Я пишу Вам по просьбе моего друга и сожителя Сергея Васильевича, который просит меня перед Вами извиниться о своем долгом молчании. Он болен вот уже целых полтора месяца: у него возвратная лихорадка. Она его трясет три дня и два дает отдыхать. Сергей Васильевич удивляется, что Вы ему так долго не пишете, и прибавляет к этому, что несколько строк, написанных Вами, доставили бы ему большое удовольствие. С почтением М. А. Слонов

22 сентября 1891 года. Адрес: Москва, Императорская консерватория, С. В. Рахманинову» (ГБЛ, 45/39).

К письму 35

ГБЛ, 45/34. Опубликовано: МГР, с. 64, с купюрами; ПР, с. 60. 61

1 Подразумевается, по-видимому, «Романс» для фортепиано в шесть рук (см. коммент. 2 к письму 14 и письмо 33).

2 Имеется в виду симфоническая поэма «Князь Ростислав», на титульном листе автографа партитуры которой рукой М. А. Слонова написано: «Посвящает дорогому своему профессору Ант. Ст. Аренскому автор. «Князь Ростислав» симфоническая поэма для большого оркестра на стихотворение гр. А. Толстого. Соч. С. Рахманинова. 9—15 декабря 1891» (ГЦММК, ф. 18, № 29). Это сочинение впервые исполнено в Большом зале Московской консерватории Государственным оркестром СССР под управлением Н. П. Аносова 2 ноября 1945 г. Партитура опубликована под ред. П. А. Ламма Музгизом в 1947 г.

3 См. коммент. 1 к письму 5.

4 По-видимому, Рахманинов побывал в Петербурге в конце 1891 г. (см. письмо 36).

К письму 36

ГБЛ, 45/34. Опубликовано: МГР, с. 65, 66; ПР, с. 62, 63.

1 О пяти из шести концертов, в которых Рахманинов выступал в январе 1892 г., сведениями не располагаем.

2 В концерте С. В. Рахманинова, состоявшемся 30 января 1892 г. с участием А. А. Брандукова и Д. С. Крейна, была исполнена следующая программа: Рахманинов — Элегическое трио (без opus'a, исп. автор, Д. С. Крейн и А. А. Брандуков), Шопен — Этю­ды As-dur, c-moll, Чайковский — Баркарола, Шопен — Скерцо, Лист — Этюд (исп. С. В.. Рахманинов), Сен-Санс — «Лебедь», Чайковский— Ноктюрн, Давыдов — «Прощание», «У фонтана», Поппер — Гавот, Рахманинов — Прелюдия из ор. 2 (исп. А. А. Брандуков и С. В. Рахманинов), Таузиг — Этюд, Лист — «Вальс-экспромт» (исп. С. В. Рахманинов), Брандуков — «На воде», «Альбомный листок», Мазурка, Поппер — «Хоровод» (исп. А. А. Брандуков и С. В. Рахманинов), Годар — «В движении», Чайковский — Ноктюрн, Гуно — Лист—Вальс из оперы «Фауст» (исп. С. В. Рахманинов).

3 Первая часть Концерта № 1 fis-moll op. 1 Рахманинова была исполнена автором с сопровождением симфонического ученического оркестра под управлением В. И. Сафонова в концерте Московской консерватории в пользу недостаточных учащихся 17 марта 1892 г. Этот концерт получил отклик в печати: так, А. Н. С[иротинин] в статье «Ученический концерт консерватории 17 марта» писал: «Очень приятное впечатление произвел г. Рахманинов, сыгравший с увлечением первую часть из фортепианного концерта собственного сочинения. Как пианист он окончил в прошлом году у г. Зилоти и в смысле виртуозности небезукоризнен; но теперь вернувшийся в качестве изучающего теорию в консерваторский класс г. Аренского, очень интересен и подает надежды. В исполненной первой части его Концерта, конечно, еще нет самостоятельности, но есть вкус, нервность, мелодия, искренность и несомненные знания; а это уже задатки» («Дневник «Артиста», М., 1892, № 1, кн. 4, с

Наши рекомендации