Культурология для человека и общества

Л.В. Сморкалова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Практикум

Братск 2009

Сморкалова, Л.В. Культурология: практикум / Л.В. Сморкалова. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 150 с

Практикум составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по культурологии. Включает планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, тематику докладов и рефератов, список рекомендуемой литературы, глоссарий, тестовые задания по курсу «Культурология». Предназначен для студентов специальностей

Юриспруденция 032700 (050402.65), История 032600 (050401.65) всех форм обучения.

Рецензент Н.П. Морозова, канд. филос. наук,

зав. кафедрой философии и социологии БрГУ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...4

Семинар № 1. Основные школы и концепции культурологии ...5

Семинар № 2. Культурология для человека и общества ……….7.

Семинар № 3. Религия и наука в контексте культуры ………….8

Семинар № 4. Типология культур ………………………………10

Семинар № 5. Массовая и элитарная культура…………………12

Семинар № 6. Место и роль России в мировой культуре……...14

Семинар № 7. Культурология и проблемы будущего глобального развития………………………………………………………...16

Семинар № 8. Мир человека как культура……………………...17

Примерные тестовые задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к интернет-зачету по культурологии….19

Вопросы к зачету…………………………………………………84

Глоссарий…………………………………………………………86

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач высшей школы является подготовка не просто специалиста в какой-либо сфере производства или управления, а формирование всесторонне развитой личности с высоким уровнем общей культуры, личности, способной творчески мыслить. В связи с этим, в систему отечественного образования в качестве обязательных была введена целая группа гуманитарных дисциплин, среди которых важное место отводится культурологии. Цель культурологии состоит в том, чтобы дать студентам целостное представление о культуре, сформировать общую картину развития культуры от истоков до наших дней, показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации, помочь студентам ориентироваться в духовной жизни современности. Изучение этих вопросов позволит студентам осознать фундаментальную роль культуры в жизни человека, а также будет способствовать обогащению их внутреннего духовного мира и развитию эстетических чувств.

Учебно-методический план

№ семинара Наименование темы семинара Кол-во аудиторных часов
Основные школы и концепции культурологии
Культурология для человека и общества
Религия и наука в контексте культуры
Типология культур
Массовая и элитарная культура
Место и роль России в мировой культуре
Культурология и проблемы будущего глобального развития
Мир человека как культура
Итого:   17 час.

Семинар № 1

Основные школы и концепции культурологии

План

1. Философия культуры Г.В.Ф. Гегеля.

2. Трагедия культуры в философии жизни О. Шпенглера.

3. Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева.

4. «Вызов» и «Ответ» в концепции А. Тойнби.

5. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

6. Концепция З. Фрейда: культура и бессознательное начало человека.

7. Концепция К. Юнга: культура и коллективное бессознательное.

8. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин).

9. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

Основные понятия

Культурология, культура, цивилизация, мировая культура, духовная культура, материальная культура, культурные сверхсистемы, ценность, бессознательное, сублимация, архетип, структурализм, знаковые системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Источник и главное содержание культуры по мнению Й. Хейзинга?

2. Русский философ, полагавший культуру «великой неудачей жизни»?

3. Немецкий философ, создавший концепцию «Осевого времени»?

4. Русско-американский ученый, считавший ценность основополагающим принципом культуры и критерием типологии культурных сверхсистем?.

5. Русский философ культуры, автор учения о культурно-исторических типах?

6. Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном?

7. Что такое архетип (по Юнгу)?

8. Что такое сублимация?

9. Немецкий философ истории, считавший цивилизацию последней ступенью в жизни культуры?

10. Английский ученый, разработавший теорию «Вызовов и Ответов»?

11. Кто из культурологов понимал под «культурой» смысловую целостность, в которой естественно реализует себя соответствующая «душа»?

Темы для рефератов и докладов

1. Культура: понятие, структура и функции.

2. Концепция исторического прогресса (просветители: Гердер, Лессинг, Дидро, Гельвеций)

3. Концепция исторического прогресса (эволюционизм: Тайлор, Лэнг, Фрезер, Фробениус, Морган).

4. Концепция исторического прогресса (формационный подход: К.Маркс, Ф. Энгельс)

5. Концепция культуры К. Ясперса.

6. Концепция локальных культур (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

7. Психоаналитическая концепция (Э. Фромм).

Литература

1. Культурология: Учебник для вузов /Под ред. Багдасарьян Н.Г.-5-е изд., испр. и доп. _М.: Высш. шк., 2004. -709с. С. 38-47.

2. Культурология: Учеб. Пособие / Под. Ред. Т.В. Драча.- 2-е изд. –Ростов н/Д: «Феникс,2006. -606с. С. 23-70

3. Культурология: Учеб.пособие для вузов./Под ред. Радугина А.А. –М.:Центр, 2005, 303с. С.22-49

4. Самохвалова В.И. Культурология: краткий курс лекций. – М.: Юрайн-Издат, 2002. – 269с. С. 49-62.

5. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология: учебник. – М.: Гардарики, 2005. -380с. С. 9-19.

Семинар № 2

Культурология для человека и общества

1.Теоретическая культурология как методологическая основа наук о культуре.

2. Прикладная культурология, как необходимое условие решения проблем развивающийся науки

3. Методы культурологии.

Основные понятия

Фундаментальная культурология, прикладная культурология, морфология культуры, культурная семантика, антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, компаративный метод, метод математического моделирования, гуманистический тип мышления, ризома, эмпатия, герменевтический метод, метод интроспекции.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины?

2. Какие науки лежат в основе культурологии?

3. Какова структура культурологии? В чем специфика этой науки?

4. Какие характеристики указывают на интегративный характер культурологии?

5. Каковы цели и задачи фундаментальной культурологии?

6. Что исследует прикладная культурология?

7. Какое место занимает культурология в системе инженерного образования?

8. Почему возникла альтернатива технократического и гуманитарного стилей мышления?

9. Какие культурологические методы познания Вам известны?

10. Эмпирический уровень культурологических методов включает традиционные полевые методы, назовите их.

11.В чем суть компаративного метода?

12. Каково значение герменевтического метода?

13. В чем особенность эмпатии как метода культурологии?

Наши рекомендации