ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (2 ч в неделю)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

· Формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).

· Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу.

· Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изображения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы (округлой, прямоугольной, треугольной), цвета (красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, черного), величины (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), а также передавать пространственные отношения между ними (посередине, внизу, вверху, справа, слева, рядом). Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и левая стороны).

· Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).

· Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Первая четверть

· Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарисуем зеленую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».

· Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, баран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точки и круги разной величины). Рисование по шаблону и роспись дымковского коня.

· Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымковской игрушки.

· Узор для платья куклы (разноцветные круги — большие и маленькие; полоски, точки; платье — готовая выкройка).

· Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).

· Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски).

· Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смотрит в зеркало», иллюстраций Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Маша и медведь».

· Цветные палочки к праздничным флажкам. Раскрасим флажки в разные цвета (полотнища флажков нарисованы учителем).

· Цветные ручки (длинные и короткие) к деревянным лопаткам.

· Раскрасим лопатки в разные цвета (основные части лопаток нарисованы учителем).

· Зеленый и синий заборчики (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

· Разноцветные лесенки — большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии).

· Цветные клубочки — большие и маленькие (круговые движения, слитные замкнутые линии).

· Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке.

· Фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

· Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски).

Вторая четверть

· Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскрасим шарики в желтый, зеленый и красный цвета (раскраска круговыми движениями).

· Разноцветные предметы округлой формы. Погремушки (шарики с ручкой в виде вытянутой петли).

· Моя любимая филимоновская игрушка. Роспись шаблона филимоновской игрушки (по выбору). Рассматривание иллюстраций в книге И. Богуславской «Русская глиняная игрушка».

· Узор для тарелки (круг — готовая форма).

· Много цветных колечек — цепочка.

· Гирлянда — длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы).

· Цветные ленты — узкие и широкие.

· Разноцветные бусы на елку.

· Новогодние флажки на ниточке. Снежинки. Елочки — большие и маленькие. Узор в полосе из елочек и снежинок. Елочные игрушки (по подражанию с использованием шаблонов).

Третья четверть

· Узор для кукольной посуды — расписное блюдо (круг — готовая форма).

· Салфеточка (узор в квадрате; квадрат — готовая форма).

· Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся по цвету элементов; фартук — готовая выкройка).

· Узор для платья (вертикальные и горизонтальные прямые).

· Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).

· Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонтальных прямых).

· Украшение платочка (по мотивам дымковских росписей).

· Разноцветные платочки сушатся на веревочке. Кубики разной величины (на одной прямой). Кубики и шарики (на одной прямой). Красивый цветок в подарок маме и бабушке. Цветы к 8 Марта.

· Рассматривание иллюстраций к книге В. Сутеева «Веселые картинки».

· Башенка из кубиков. Пирамидка из кубиков. Пирамидка из шариков. Высокий заборчик и ворота. Высокий новый дом. Дом большой и дом маленький. Любой предмет прямоугольной формы (по желанию). Два автобуса: синий и красный. Поезд (несколько вагонов).

Четвертая четверть

· Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями).

· Круглые пряники (печенье) с узором.

· Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

· Узор в круге (круг — готовая форма; размещение элементов узора по краю круга; чередование фигур по величине — большие и маленькие).

· Скворечник (с прямой крышей). Скворечник (с треугольной крышей). Детская лопатка и совок. Праздничные флажки прямоугольной и треугольной формы. Красивая тележка. Тележка с игрушками (шариками и кубиками). Ваза (простой формы) с ветками. Букет нарциссов в вазе (в стакане). Весенний ковер (симметричное расположение декоративных элементов в геометрической форме).

Основные знания и умения учащихся

Учащиеся должны уметь:

· организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;

· выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

· уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.

Учащиеся должны знать:

· названия всех изображаемых предметов;

· как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.

Наши рекомендации