Формы промежуточного контроля
В результате изучения дисциплины «Риторика» студенты должны:
а) овладеть:
- теоретическими сведениями по общей риторике и истории риторики;
- аппаратом риторики (системой доказательств в риторике; навыками композиционного построения речи; выразительными и художественными средствами речи);
- техникой и методикой подготовки публичного выступления;
- системой предварительной подготовки к выступлению (дыхательными упражнениями, упражнениями речи и т. п.);
- навыками построения высказывания в форме завершенного произведения речи, адресованного определенной аудитории;
б) уметь:
- производить риторический анализ текста звучащей и письменной речи, анализировать публичные выступления (в том числе на судебные темы) и свою собственную речь;
- создавать завершенный текст, предназначенный для публичного выступления перед определенной аудиторией;
- эффективно использовать технику речи в публичных выступлениях;
- использовать умело и по назначению разные речевые стили;
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
в) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);
- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
- адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
- способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
- способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16);
г) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области правоприменительной деятельности:
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
в области правоохранительной деятельности:
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
в области педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);
- способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).
Промежуточный контрольпо дисциплине «Риторика» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.
В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.
На зачете студенту наряду с теоретическим вопросом предлагается представить и прокомментировать выполненный им в течение семестра риторический анализ текста, относящегося к судебному красноречию (защитительной или обвинительной речи – по выбору экзаменуемого), а также (по усмотрению и выбору преподавателя) задание по материалу раздела «Культура речи оратора».
МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Основные этапы возникновения и развития риторики.
4. Развитие риторических традиций в России.
5. Система доказательств в риторике. Доказательства естественные и искусственные.
6. Подходы к композиции речи. Античная теория частей ораторской речи – основа современной композиции ораторской речи.
7. Основные фигуры речи.
8. Основные тропы речи.
9. Стратегия слушающего и стратегия говорящего.
10. Правильность, уместность и выразительность ораторской речи.
11. Основные этапы подготовки выступления.
12. Юридическая риторика: понятие судебного красноречия; основные этапы развития судебного красноречия в России; судебная речь как жанр ораторского искусства.
СОДЕРЖАНИЕ