Глава ii характеристика деятельности владимира маяковского как рекламиста

Выразительность рекламных образов, текстов Маяковского,облаченных в поэтическую форму, остались уникальным явлением в советской рекламе. Его работы являются еще одной интересной страницей в рекламной деятельности. Почти все они стали классикой,а их автор остался в истории советской рекламы самым талантливым копирайтером, а вклад поэта в развитие рекламного дела в СССР является неоспоримым. В этой главе мы выделим основные признаки уни-версальной рекламы, выдвинутые Владимиром Маяковским, обозначим новые рекламные жанры, созданные им,а также проанализируем совместную реклам-ную работу поэта с известным советским конструктивистом Александром Род-ченко.

Концепция рекламной деятельности Владимира Маяковского как отражение требований времени.

Сегодня, когда реклама стала частью жизни современных людей, которая проникла во все сферы общества, стала мощнейшей индустрией, то довольно непросто представить то время, когда она была не столь всесильна. Тем более во времена НЭПа «рекламный взлет» был кратковременным, и ушел вместе с Экономической Политикой, ведь реклама является «дитем» конкурен- ции и рынка, а когда в стране присутствует дефицит и низкий уровень жизни, то власти она нужна только в ограниченном виде.[41] Но можно с уверенность сказать, что в период кратковременного расцвета рекламы вначале двадцатого столетия именно Владимир Владимирович Маяковский был «знаковой» фигурой на этом поприще. Его творчество в рекламе было недолгим (1919-1930), но за эти одиннадцать лет поэт успел внести вклад в отечественную рекламу. Целый том из двенадцатитомного собрания сочинений Маяковского посвящен рекламе, лозунгам и агитплакатам. Эта книга является своеобразным учебником по рекламе, подробно описывающим события советской России 20-30-х годов ХХ века. Маяковскому удивительным образом удавалось находить ту грань между поэзией, агитацией и рекламой, которая впоследствии и стала его фирменным почерком поэта-рекламиста. В статье «О разных Маяковских» поэт пишет: «Я — циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.

Я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь в надежде найти свое имя...

Я — ...

Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен. Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет...». [42] «Я – рекламист»,- эти слова Владимира Маяковского убеждают нас в том, что поэт высоко оценивает работу в данной сфере деятельности, в каждой газете хочет видеть своё имя. Ответственность за свои действия, за своё творчество свойственна Маяковскому еще с юношеских лет.

Новые рекламные жанры Маяковского

Самый яркий образец советской рекламы — плакаты Родченко с текстами Маяковского. Маяковский создал тысячи рекламных текстов, весьма неоднозначных. Рекламное наследие «лучшего и талантливейшего» советского поэта разделилось на несколько самостоятельных групп.

Самореклама

Тексты, в которых поэт представляет себя, подчёркивает свою уникальность. Они входят в творческое наследие поэта и представляют собой род имиджевого продвижения собственного бренда.

Политические агитки

Наиболее известные из них приходятся на период агитационно-пропагандистской деятельности Маяковского в «Окнах РОСТА».Политический плакат и политическая реклама, у истоков которой стояли Владимир Маяков-ский, Михаил Черемных, Демьян Бедный, Сергей Малютин под эгидой Главпо- литпросвета заменила рекламу коммерческую. Симптоматично, что плакаты РОСТА выставлялись в пустующих витринах прежде шикарных магазинов на Кузнецком мосту, на Тверской и Сретенке.

Хозяйственные агитки

Они отражают работу поэта по заказам государственных торговых организаций 1920-х годов: Моссельпрома, Москвошвеи, Резинотреста и др. Это была полноценная деятельность настоящего копирайтера. Но заказчиком выступали государственные предприятия, коммерческий интерес которых не был полностью рыночным. Частный коммерческий интерес в чистом виде был, пожалуй, у самого автора рекламных стихов.

Радиореклама

В.И. Ленин называл радиовещание «газетой без бумаги и без расстояния» и оценил огромные возможности радио, принял меры к дальнейшему развитию и совершенствованию этого нового инструмента воздействия на широкие народные массы. Маяковский сразу же оценивает огромные агитационные и культурно-просветительские возможности советского радиовещания. В первомайские праздники 1925 года он принимает участие в одном из первых радиоконцертов, выступает с чтением своих новых стихов. Тогда же начинается особенно интенсивная работа его в радиогазете. Поэт пишет стихотворение «Радио-агитатор», рекламирующее радио как могучее орудие пропаганды и агитации. Он подготавливает специально для радиогазеты большой цикл стихотворных агиток, рекламировавший очередной крестьянский выигрышный заем. Этот цикл, как и цикл займовых агиток, был в значительной мере сориентирован на крестьянскую массу.

Также, особую популярность в 20-е годы XX века приобрели радиоверсии рекламных текстов Маяковского, которыми охотно пользовались центральные магазины столицы: ЦУМ и ГУМ. «Современники вспоминают о столпотворениях вокруг выставленных в людных местах репродукторов, из которых временами можно было услышать голос самого автора стихотворных строк»[43].

Нет места сомнению и думе –

Все для женщины

Только в Гуме.»[44]

Тексты, сочинённые Маяковским, соответствовали стилистике времени. Автор обращается к собеседнику исключительно на «ты», употребляет призывы «даёшь!», «давай!», его рекомендации императивны, похожи на приказ.

Наши рекомендации