Iii. работа над рассказом б.с. житкова
— Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.
—Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найдите строки, подтверждающие ваш ответ.
—Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть человечков?
—Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?
—Как эти чувства его характеризуют?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над рассказом
1.Характеристика героя.
— Просмотрите текст еще раз, дайте характеристику герою.
(Дается время на подготовку. Выслушивается несколько
характеристик.)
—Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным? Почему?
—Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, любознательным, завистливым, жадным?
—Как вы сами относитесь к мальчику?
—А что о своем поступке он думал сам?
2. Творческая работа.
—Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа.
—Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?
VI. Итог урока
— Определите основную мысль произведения Житкова.
— Почему автор придумал именно такое название?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени главного героя.
Уроки 1-2. Тема: К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»
Цели: расширить знания детей о творчестве К.Г. Паустовского; помочь детям понять смысл произведения; обучать правильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное юкруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста от имени главного героя.
III. Введение в тему
1. Слово учителя о композиторе.
(Учитель включает музыку, написанную Э. Григом. После того как дети прослушают ее, рассказывает о композиторе.)
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.
Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.
Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьернсона написал оперу «Улаф Трюгвансон» (осталась неоконченной).
В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.
В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.
Скончался он 4 сентября 1907 г.
2. Вводная беседа.
—Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?
—Прочитайте имя автора.
— Прочитайте название произведения. О чем будет рассказ?
(Предположения детей.)
— К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский
описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.
IV. Физкультминутка
V. Ознакомление с рассказом «Корзина с еловыми шишками»
1.Словарно-лексическая работа.
— Объясните значения слов:
АККОРД — сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.
СИМФОНИЧЕСКИЙ — от слова «симфония» — большое музыкальное произведение для оркестра. БОТФОРТЫ — высокие кавалерийские сапоги. ПАРЧА — плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА — фетр - плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.
—Подберите синонимы к словам: швырнуть (бросить); смущение (смущенность, замешательство, конфуз, стыд, стеснение; неловкость, неудобство); волноваться (1) быть в волнении, приходить в волнение, горячиться, нервничать, психовать; 2) тревожиться; 3) колыхаться); щедрость (тороватость (устар., прост.)); щедро (не скупясь, по-царски).
—Подберите синонимы к словам: волновались (успокаивались); щедрость (скупость).
2. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.
— Ваши впечатления от прочитанного?
VI. Итог урока — Что узнали о великом норвежском композиторе?
— Что произвело на вас самое большое впечатление?
Домашнее задание:перечитать текст; вспомнить произведения К.Г.Паустовского,
Основные события его жизни.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда — не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем! Может, белка попадется, Может, ежик ждет нас где-то... Мы идем гурьбой веселой Ясным утром В гости к лету!
(В. Викторов)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
—Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
—Прочитайте медленно.
—Прочитайте с ускорением, выразительно.
2. Беседа после чтения.
—Ребята, а вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?
—Чем вас привлекают эти прогулки?
—О чем вы думаете или мечтаете? (Ответы детей.)