Эстетический идеал и художественный образ

Творческий потенциал человеческого труда

Человек, мир материальной культуры, в каком она живет. Внутренний мир человека (чувства, ум) зарождается, развивается и изменяется благодаря общественно-исторической практике. В человеческом бытии нет ни одной области, сферы, которая была б лишена эстетической деятельности. Одной из форм эстетической деятельности есть искусство. Искусство тесно связано с трудом.

В эстетике природа показывается источником эстетических потребностей и способностей человека. В природе нет ничего лишнего, безобразного, того, что человек воспринимает как противоположность прекрасного. Процесс формирования у человека способностей действовать целесообразно растянулся на столетия, что дало возмож. Чел. создать богатство мира культуры. На начальных этапах развития общества продуктивный труд не исключал эстетического компонента. Когда чел-во перешло к продуктивному хозяйствованию, появились простейшие технические средства производства, возросла продуктивность труда. Творцами искусства были ремесленники, функции:- духовную деятельность (поиск замысла);- физический труд. Естетизация современного производства -постоянно вносит творческий элемент в трудовой процесс;- лишится однообразных операций. Современное производство обусловило видение такового эстетического феномена как дизайн. Дизайн - это самостоятельная сфера эстетической деятельности. Развитие дизайну связанное с пластическим искусством: архитектурой, скульптурой, живописью, орнаментом. Эстетическая деятельность может быть и на уровне индивидуального трудового процесса.

Человек и общество как объект эстетичной деятельности

Предметом эстетической деятельности из давних времен был человек, его тело, внешность. Внешность человека есть природным даром, но тело человека формировалось под влиянием трудовой деятельности, общественного способа жизни. Чел-ие общности использовали татуировку для украшения тела. Введение одежды связано с потребностью в защите от погодных условий. Одежда испытала значительное развитие и послужила явлением эстетическим. Все стремятся к нормальному природному виду, и стараются достигнуть его при помощи способов, которые, сразу бросаются в глаза, вводят в обман. Цвет волос, косиетика, духи. Мода питается двумя законными стремлениями: к оригинальности и красоте.

Признаки интеллектуальности становятся просто модой, за которой ничего нет и прежде всего - самого интеллекта. Требование к человеку, одежде, косметике связанны сменой способа жизни и со стилем эпохи. В развитии моды можно выделить две тенденции: 1. Человеческое тело, его пропорции и природные формы есть доминирующими. 2. штучное усиление стилизации человеческой статуры при помощи одежды, использования всяческих париков и чрезмерной косметики.

Важным эстетическим достоянием человечества есть массовый спорт, забота про здоровье и физическая досконалость. Вместе с тем искусство косметики и одежды дает возсожность в случае необходимости утаивать или подчеркивать недостатки внешности. Человека характеризует ее внешний вид. Вид человека должен отвечать его личности. Помощниками в решении этого задания должны быть эстетическое развитие человека, его вкус, искусство и спорт. Следовательно, внешняя форма поведения сначала выступает как вынужденная необходимость соблюдения этикетных правил, а потом переходит в внутренние состояние человека, изменяет его морально.

Эстетический идеал и художественный образ

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного. Применительно к лит-ре - это тот художественный мир, к-рый возникает в произведении из соотнесения жизни. Платон и Аристотель первые отметили, что в иск-ве человек получает максимальный простор для изображения жизни как возможного или осуществленного идеального. в эпоху Возрождения в творчестве художников (Леонардо да Винчи, Микеланджело). И. э. разработку в эстетике Гегель видит специфику формы чувственного созерцания, свойственного иск-ву, в том, что здесь человек, "в противовес царству теней, которое являет нам идея". Гегель возражает против понимания "красоты форм в качестве идеала".

И. э., сохраняя свое собственное содержание и специфику, тесно связан с общественными идеалами. По определению М. Горького, "эстетика - этика будущегс". И. э. неразрывно связан с изображением жизни человека, его поступков, помыслов, чувств. Воплощаясь в иск-ве, И. э. становится средством познания поступательного движения общества, воспитания нового человека.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понимания сущности. X. о. представляет собой неразрывное, опосредствованного и непосред, абстрактного и конкретного, целого и части, сущности и явления, содержания и формы.

В процессе художественного творчества, в котором участвуют мысль, воображение, фантазия, переживание, вдохновение, интуиция художника, рождается художественный образ. Создавая художественный образ, творец сознательно или бессознательно предполагает его воздействие на публику. Одним из элементов такого воздействия можно считать многозначность и недосказанность художественного образа.

Функции искусства

1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. 2. Компенсаторная (искусство как утешение). внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, аспекты:• отвлекающий (гедонистически-игровой);• способствующий духовной гармонии человека (собственно ком пенсаторный). 3. Познавательная (искусство как знание и просвещение)Философия Платона и Гегеля считала искусство низшей формой познания истины, проявляла недоверие к познавательным возможностям искусства. в познании духовного мира человека. 4. Коммуникативная (искусство как общение). основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. 5. Воспитательная (искусство как катарсис). формирует целостную личность. 6. Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека. 7. Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА — роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества.

Полифункциональный характер искусства эстетических учениях прошлого выявлялись только некоторые функции. современной буржуазной эстетики, то для нее характерна тенденция к разрыву между социальной, культурной и эстетической функциями искусств.

Наши рекомендации