Буквенное обозначение аккордов
В ЭСТРАДНОЙ И ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКЕ
1) С – маж. 35 = б.3 + м.3
2) Сm – мин. 35 = м.3 + б.3
3) С5+ – ув. 35 = б.3 + б.3
4) С5– (Cdim.) – ум. 35 = м.3 + м.3
5) С6 – маж. 35 с «6» = б.3 + м.3 + б.2
6) Сm6 – мин. 35 с «6» = м.3 + б.3 + б.2
7) С7 – М маж.7 = б.3 + м.3 + м.3
8) С75+ – М маж.7 с «5+» = б.3 + б.3 + ум.3
9) С75– – М маж.7 с «5–» = б.3 + ум.3 + б.3
10) С7sus4 – М маж.7 задержанной «4» = ч.4 + б.2 + м.3
11) С9 – М маж.7 с «9» = б.3 + м.3 + м.3 + б.3
12) С9– – М маж.7 с «9–» = б.3 + м.3 + м.3 + м.3
13) СО – ум.7 = м.3 + м.3 + м.3
14) СØ – полуум.7 = м.3 + м.3 + б.3
15) Сmaj (С7+) – Б маж.7 = б.3 + м.3 + б.3
16) Сm7 – М мин.7 = м.3 + б.3 + м.3
17) Сm7+ – Б мин.7 = м.3 + б.3 + б.3
18) С7+5+ – ув.7 = б.3 + б.3 + м.3
С Сm С5+ С5– С6 Сm6 С7 С75+ С75– С7sus4 С9 С9– СО СØ Сmaj Сm7 Сm7+ С7+5+
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расскажите, как обозначаются аккорды в классической и эстрадной музыке.
2. Постройте в нотной тетради и проиграйте на фортепиано в тональностях до 2-х знаков при ключе Д7, II7 и VII7 с обращениями и всеми возможными видами разрешений.
3. Постройте в нотной тетради и проиграйте на фортепиано от нот ре и соль вверх джазовые аккорды.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Постройте от ноты _____ вверх или вниз а) 4 вида трезвучий; б) 7 видов септаккордов (индивидуальные задания по выбору преподавателя):
2. Постройте в тональности _________________ а) главные трезвучия с обращениями б) побочные трезвучия (индивидуальные задания):
3. Перепишите мелодию № _____ , определите тональность и подпишите, по звукам каких аккордов движется мелодия (индивидуальные задания):
4. Постройте в тональности _________________ все основные септаккорды с обращениями и выполните их разрешение всеми возможными способами:
5. Постройте джазовые аккорды по карточке, определите и подпишите данные аккорды по классической и джазовой системе (индивидуальные задания):
ТРАНСПОЗИЦИЯ
Транспозициейназывается перенос музыкального текста из одной тональности в другую без каких-либо других изменений. Транспозиция широко применяется
- в вокальной практике – в зависимости от диапазона голоса вокалисты исполняют произведение в удобной для них тональности;
- в инструментальной исполнительской практике - при переложении музыкального произведения для другого инструмента, например, скрипичной пьесы для виолончели;
- в формообразовании – перенесение уже прозвучавшей ранее темы произведения в другую тональность в целях тонального развития;
- при чтении партитур с транспонирующими инструментами (т.е. звучащими на какой-либо интервал выше или ниже записанного, напр. кларнет in B, кларнет in A и т.д.).
СПОСОБЫ ТРАНСПОЗИЦИИ:
1) на данный интервал
- определить название новой тональности, отсчитав заданный интервал от исходной,
- подписать ступени в заданном примере в исходной тональности;
- построить звукоряд новой тональности со всеми ключевыми знаками, подписать в ней номера ступеней;
- заменить ноты первой тональности на ноты новой, опираясь на номера ступеней.
2) путем смены ключевых знаков (на хроматический полутон)
- новая тональность будет находиться на расстоянии полутона выше или ниже I ступени тональности данного примера,
- определить название возможной тональности, изменить ключевые знаки,
- ноты должны остаться прежними,
- изменить в соответствии с новой тональностью случайные знаки альтерации.
3) посредством замены ключа
Подбирается такой ключ, в котором тоника пишется там же на нотном стане, где и тоника оригинала. Порядок действий такой же, как и в предыдущем способе. Применяется редко.
ПРИМЕР:
оригинал
1) на м.3 вниз
2) на хроматический полутон
3) смена ключа
РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ
Все мажорные и минорные тональности образуют группы родственных в гармоническом отношении тональностей. Начальная тональность музыкального произведения называется главной, а все подчиненные ей тональности, появляющиеся в процессе развития музыки – побочными.
Тональностями диатонического родства (или I степени родства) являются те тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данного натурального или гармонического мажора или минора.
Любая тональность имеет 6 диатонически родственных тональностей:
для мажора для минора
- параллельная тональность (moll) - параллельная тональность (dur)
- тональность S и ее параллель (dur, moll) - тональность s и ее параллель (moll, dur)
- тональность D и ее параллель (dur, moll) - тональность d и ее параллель (moll, dur)
- тональность минорной s (moll) - тональность мажорной D (dur)
C – dur a – moll
на II ступени - минор на III ступени – минор на IV ступени - мажор, минор на V ступени – мажор на VI ступени – минор | на III ступени - мажор на IV ступени - минор на V ступени - минор, мажор на VI ступени - мажор на VII ступени - мажор |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА