Переход от церковной живописи к светской
Прежде чем говорить о живописи 18 века, необходимо вспомнить век 17.
Порсуна- это изображение персоны.
Внимание к порсуне в Петровскую эпоху не случайно. Порсуна - это первые попытки изображения личностей.
Рисунок 43. Портрет князя М.В.Скопина-Шуйского. Ок. 1630 (порсуна)
Рисунок 44. Портрет царя Михаила Федоровича Романова. 18 век. (порсуна)
Художник И. Видекинд и его портрет царя Михаила Федоровича. Сам художник прибыл из-за границы, тогда, когда в Россию ехало множество иностранцев и они были в почете. он был, в основном, копиист.
Рисунок 45. И.Видекинд. Портрет царя Михаила Федоровича Романова.
7.2 Влияние Петровских преобразований на развитие живописи
Почему в светской живописи в Петровскую в первую очередь развивается жанр портрета. Особенность портрета в том, что он отражает значимое в человеке с точки зрения людей данного исторического времени. Портрет – отражение эпохи.
Новый герой литературы и искусства.
"Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли"
Цитата: "... Во едино же время указал маршировать и отбирать младших матросов за моря в Галандию для наук арихметических и разных языков... Но токмо он по желанию своему просился, чтоб ево с командированными мотросами послал за моря в Галандию для лутчаго познания наук..."
Кроме этой повести наиболее известны:
"Гистория о храбром российском ковалере и о любителницах ево Тире и Елеоноре"
" Гистория о некоем шляхецком сыне, како чрез высокую и славную науку заслужил себе великую славу и честь и ковалерский чин и како за добрые свои поступки пожалован королевичем в Англии".
Повести в литературно-художественном отношении очень не совершенны, но в них "мы уже отчетливо видим новое явление - процесс сложения литературных образов, в которых отражались типисеские черты конкретной эпохи.
("Очерки истории русской культуры XVIII века Стр.134).
Про портретную живопись можно сказать все то же самое, только художники пользуются другими выразительными средствами и с точки зрения художественных образов живопись обогнала в тот момент литературу.
8.1 Живопись конца 17 начала 18 века.
8.2 Серия шутовских портретов.
Новое и старое в этих полотнах.
Рисунок 46. Неизвестный мастер. Портрет Якова Федоровича Тургенева. Не позднее 1695 года ГРМ.
Дьяк приказа, ведавшего делами "потешных", Яков Тургенев принимал активное участие в "играх".
Изображен с жезлом, который служил символом власти в "потешных войсках".
Поколенная фигура заполняет всю плоскость холста.
Мастер отказывается от передачи объема, складки скрывают его, а не подчеркивают.
Статичность и плоскостность изображения служат приемом, который передает значительность образа.
Яркие, декоративные сочетания в одежде напоминают допетровскую эпоху.
Связь с традициями прошлого мешает преодолеть плоскостность, но в передаче черт лица появляется портретность, кажется, что художник пытается проникнуть в душевный мир человека, это новое в потешных портретах.