Примерная модель ответа студента

Вопрос: «Проблема определения культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Модель ответа студента:

Понятие «культура» имеет множество оттенков смысла. Обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952) подсчитали, что с 1871 по 1917 гг. было дано всего семь определений культуры (первое – Э. Тайлора), а за последующие тридцать лет в научный оборот введено еще сто пятьдесят семь. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968) приводит уже двести пятьдесят определений. В настоящее время насчитывается более пятисот определений понятия «культура».

В современной отечественной культурологии принято выделять восемь основных подходов к определению культуры:

  1. описательные определения (Э.Тайлор)
  2. исторические определения (И.Г.Гердер)
  3. нормативные определения (Г.Риккерт, И.Кант)
  4. психологические определения (З.Фрейд)
  5. структурные определения (Р.Линтон)
  6. генетические определения (П.А.Сорокин, Л.А.Уайт)
  7. социологические определения (Э.С.Макарян, М.С.Каган, Н.Злобин)
  8. функциональные определения (М.М.Бахтин)

Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении – искусство, так и включающий все, что создано руками человека, всю «вторую природу».

Культуру можно представить в единстве трех связанных аспектов:

· способов социокультурной деятельности человека,

· результатов этой деятельности,

· степени развития личности.

Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные.

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.

Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез.

Таким образом, культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Проблема соотношения культуры и цивилизации весьма актуальна в культурологии. Вокруг смысла данных понятий давно ведутся острые споры и дискуссии, но проблема по-прежнему остается открытой для научного исследования и обсуждения. Очевидно, что различие между ними существует не только на теоретическом, но и эмпирическом уровне. Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И.Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой – их духовную суть, духовный потенциал. Во Франции в XVIII веке чаще употреблялся термин «цивилизация», а в Англии с XVIII до XX века оба термина считались равноправными.

Слово «цивилизация» произошло от лат. civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру, крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Следует отметить, что этимология слова и его раннее употребление отличается от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Первым употребил слово «цивилизация» барон Гольдбах. В XVIII – XIX вв. широкое значение получила точка зрения на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость – варварство – цивилизация». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру – с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», – писал известный французской историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера.

Но следует отметить, что отношения «культура – цивилизация» более сложны, чем простые оппозиции «духовное – материальное». Хотелось бы отметить несколько основных позиций, по которым культура отличается от цивилизации.

1. Культура – это совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития; цивилизация – это совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.

2. Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия; цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.

3. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь; цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.

4. Культура есть явление индивидуальное и неповторимое; цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.

5. Культура имеет душу; цивилизация же имеет методы и орудия.

Таким образом, цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Тем не менее, цивилизация не является абсолютным благом. Современное соотношение культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.

  1. ГЛОССАРИЙ

Абстракционизм – направление в искусстве ХХ века, творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. А. развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

Алфавит – один из видов письменности, способ передачи информации с помощью знаков – букв, каждая буква может обозначать один и более звуков.

Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропология научная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф.Боас. в отличии от антропологии социальной для не характерно большое внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. А.к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры; механизмы ее передачи от поколения к поколении.

Антропология социальная – исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX – ХХ вв. в основном в Англии и Франции.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. А. – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества.

Артефакт – процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе исследования.

Библия – священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создавшийся на протяжении огромного исторического периода с XIII в. до н.э. по II в. н.э. Б.состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как Священное писание иудеями и христианами, Новый Завет (27 книг) – только христианами. Б. включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания и т.п. многие разделы Б относятся к шедеврам мировой литературы («Песнь песней Соломона», «Книга плача Иеремии», «Книга Екклезиаста» и т.д.)

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н.э. основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени.

Вера– это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предлагаемом поведении человека. В. возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл.

Гармония– эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, о решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов. Некоторые исследователи также включают в Г.п.с. проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей.

Гуманизм – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития.

Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних внутренних сил.

Диффузия культурная – распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

Знак– материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, образов).

Золотое сечение – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое относится к своей большей части, как большая к меньшей.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде состязаний, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний.

Идеал – совершенство: совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

Идеализация – отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства.

Идеальный тип – творческая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта.

Инновация культурная – впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Искусство – один из терминов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Ислам– одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем считается Муххамад.

Канон– система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Катарсис – термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание.

Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

Магия – совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани культур.

Наука – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об окружающей действительности.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.

Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения.

Семиотика – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также обобщения).

Символ – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.

Синтез культур – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму.

Социальная компетентность – совокупность знаний, умений, опыта в какой-либо области, в данном случае в социальной сфере.

Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.).

Текст – последовательность символов, образующих сообщение.

Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технологическая культура – степень технологического совершенства.

Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Универсалии культурные – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.п.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее предполагаемого основателя Христа. Возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. стало господствующей религией.

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.

Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Экзотерический (внешний) – не представляющий тайны, открытый предназначенный для все; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (пламя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов.

Этос – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление, самовыражение. Это средство познания мира, создания, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

Наши рекомендации