По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями)

Современная аудиотехника активно развивается в настоящее время в направлении создания, внедрения и совершенствования различных пространственных систем звукозаписи, передачи и воспроизведения (Dolby-Surround, Binaural, Ambiophonic, Wave Field и др. Соответственно для обеспечения многоканальной записи разрабатываются специальные микрофонные системы, особенно много новых и достаточно сложных систем появилось за последние годы (на каждом конгрессе AES, этой проблеме всегда посвящается достаточно много докладов).

Впервые идея использовать систему из двух микрофонов для записи стереосигналов была предложена в 1931 г. Блюмляйном (это была совмещенная система из двух направленных микрофонов) и реализована в производстве в 1950 г. фирмой Neumann. С этого момента было создано большое количество различных микрофонных систем для стереофонии, основные принципы которых используются и сейчас при создании микрофонов для Surround Sound. Поэтому в начале данной статьи будут рассмотрены стереомикрофоны, затем – микрофоны для современных пространственных систем.

Большинство выпускаемых в настоящее время микрофонных стереосистем можно разделить на следующие группы:

· раздельные стереосистемы – (АВ, DIN stereo ,NOS stereo, ORTF stereo, Baffled stereo);

· совмещенные стереосистемы – (XY stereo, MS-stereo, Blumlein stereo);

· «верхние» стереосистемы – (Overhead microphones);

· типа «искусственная голова» – (Head related stereo, Sphere stereo, Stereo 180);

· бинауральные стереосистемы (Binaural stereo).

Раздельные микрофонные стереосистемы:

· АВ-система: при записи по такой системе по фронту перед исполнителями устанавливаются два (или несколько включенных на один канал) одинаковых по чувствительности и направленности микрофона на некотором расстоянии друг от друга, так чтобы каждый канал мог работать на свою зону.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 1. Общая структура микрофонной системы AB

Акустические оси микрофонов могут быть параллельными или развернутыми, а микрофоны – как ненаправленными, так и направленными (например, две кардиоиды или две восьмерки). Общая схема записи показана на рис.1; пример промышленной реализации – на рис.2. Поскольку основное влияние на локализацию при такой записи оказывает сдвиг по времени между различными источниками, то систему называют «временной стереофонией», хотя если применять направленные микрофоны, то можно получить и разность по интенсивности, что сделает локализацию более отчетливой. Однако, как показали экспериментальные исследования системы АВ, она обладает определенным недостатком: при перемещении реального источника звука (например, солиста) соответствующее перемещение мнимого источника во вторичном помещении наблюдается в достаточно узкой зоне. Результаты измерений показывают, что для расширения этой зоны надо уменьшить отношение Y/L, где Y – расстояние от источника до линии установки микрофонов, L – расстояние между микрофонами.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 2. Конструкция стереосистемы AB

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 3. Связь угла охвата с расстояниями между микрофонами для системы AB

Однако возможности таких изменений ограничены, так как микрофоны нельзя сдвигать слишком близко (для сохранения стереоэффекта), а приближение микрофонов к солистам увеличивает искажения по глубине и приводит у направленных микрофонов к подъему низких частот. Изменение угла охвата при записи с изменением расстояния между микрофонами показано на рис.3. Как видно из этих данных, с уменьшением расстояния между микрофонами угол охвата расширяется, однако при приближении микрофонов на расстояние меньше 40 см стереоэффект практически исчезает. Стереосистемы АВ используются в основном для передачи ощущения пространства (за счет «схватывания» натуральных реверберационных процессов в помещении), например при записи органа. Для точной локализации отдельных источников внутри ансамбля система АВ менее полезна. Обычно она используется с дополнительными центральными или совмещенными микрофонами.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 4. Микрофонаая система ORTF

· The ORTF stereo technique (французское радиовещание) использует два кардиоидных микрофона, разнесенных на 17 см под углом 1100 между капсюлями (рис.4). Размещение микрофонов соответствует расстоянию между ушами, а угол моделирует теневой эффект человеческой головы. Поскольку здесь используется как различие между сигналами по времени, так и по интенсивности, эта техника создает достаточно четкий стереообраз, хорошую локализацию источников, обеспечивает угол охвата 950 и поэтому широко используется на практике.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 5. Микрофонные системы: а - DIN stereo; b - NOS stereo

· DIN stereo (немецкое радиовещание) является разновидностью системы АВ. Стереообраз создают два кардиоидных микрофона, размещенных под углом 900 на расстоянии 20 см. Система также создает временной и интенсивностно-разностный стереосигнал, обеспечивает угол охвата порядка 1100, полезна для записи на близких расстояниях (рис. 5 а).

· NOS stereo (датское радиовещание) использует два кардиоидных микрофона, размещенных под углом 900 на расстоянии 30 см друг от друга (рис. 5 б). Стереообраз также создается с помощью комбинации интенсивностной и временной стереофонии. Эта техника используется в основном на близких расстояниях для записи малых ансамблей (угол охвата менее 800).

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис. 6. Системы с диском Jecklin

· По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru Baffle stereo – это разнесенная микрофонная стереотехника, использующая акустический поглощающий экран, который размещается между двумя микрофонами в разнесенных стереосистемах, например типа ORTF stereo. Поглощающий эффект экрана оказывает положительное влияние на затухание звука от источников вне оси и улучшает разделимость между каналами. Одна из широко известных экранированных стереосистем Jecklin Disc (по имени ее изобретателя Jоrg Jecklin) использует два ненаправленных микрофона, размещенных на расстоянии 17,5 см, и специальный акустически обработанный диск диаметром 36 см, размещенный между ними (рис.6). Реальные преимущества такой системы проявляются при ее установке на относительно большом расстоянии от источника, где имеется баланс между прямыми и отраженными сигналами в помещении.

Попытки найти оптимальные соотношения между расстояниями и углами установки микрофонов продолжаются все время. Обобщая полученные результаты таких работ, M. Вильямс построил полезную номограмму (рис.7), позволяющую установить связь между расстоянием и углом между микрофонами и эффективным углом охвата источников при записи (параметр кривых).

Рис. 7. Номограммы М.Вильямса

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru Совмещенные микрофонные стереосистемы

Эта техника стереозаписи предполагает использование двух направленных микрофонов, расположенных в одной точке. Ширина стереообраза зависит от формы характеристик направленности микрофонов и способа их установки. Наиболее известные системы XY stereo, MS stereo и Blumlein stereo.

Рис.8. Пример конструкции стереомикрофона по системе XY

· По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru XY stereo – в этой системе используются два направленных микрофона (две кардиоиды или две суперкардиоиды), установленных на одной оси, у которых акустические оси повернуты и образуют некоторый угол (чаще всего 90 – 1200, хотя они могут меняться и в пределах 0 – 1800). Пример такой конструкции показан на рис.8. Поскольку оба микрофона находятся в одном месте, различия во времени прихода сигналов практически отсутствуют. Стереофонический эффект возникает здесь за счет разностей интенсивностей сигналов от источника (так называемая «интенсивностная» стереофония). Система ХY дает правильное соответствие мнимого и реального источника, если он находится в определенных угловых пределах. Связь между углом разворота микрофонов (стереоуглом) и углом охвата при записи показана на рис.9 для кардиоидных и суперкардиоидных микрофонов. Благодаря отсутствию в сигналах левого и правого каналов временных сдвигов, система ХY обладает хорошей совместимостью с монофонической системой. Однако при использовании этой системы также возникают искажения пространственной панорамы (особенно в глубину).

Рис.9. Связь между углом охвата и углом разворота микрофонов

В этой системе должны выполняться жесткие требования к остроте характеристики направленности микрофонов (иначе не удается получить разности по интенсивности), кроме того у направленных микрофонов проявляется «эффект близости» при приближении к источнику.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru Рис.10. Микрофонная система MS

· МS stereo: также содержит два совмещенных микрофона в одном месте, но с различающимися характеристиками направленности, сигналы которых подвергаются суммарно-разностному преобразованию. Обычно используются два совмещенных микрофона с характеристиками направленности круг / восьмерка или кардиоида / восьмерка (рис.10). Название системы образовано первыми буквами MS, где Mittel – середина, Seite – сторона. Напряжение на выходе микрофона М будет неизменным при любом положении источника, а напряжение с микрофона S определяется формой его характеристики направленности (восьмерки): при положении источника слева или справа оно будет максимальным, при положении в центре – равно нулю. Поэтому при расположении источника под углом 900 выходное напряжение будет равно сумме напряжений с микрофонов М и S, при положении источника под углом 00 – только напряжению с М-микрофона, а при положении – 900 оно равно разности напряжений с микрофонов М и S. В результате суммарно-разностного преобразования формируются сигналы в двух каналах передачи. Система MS требует введения в схему дополнительных узлов: суммарно-разностных преобразователей, стереорегуляторов направления и базы, но она имеет и ряд преимуществ перед системой ХY, так как позволяет легко регулировать как общую ширину базы, так и ширину отдельных участков, занятых группами исполнителей. Пример такой регулировки за счет изменения формы характеристики направленности М-микрофона показан на рис.11.

По материалам статей И.А. Алдошиной для журнала «Шоу-Мастер» (с исправлениями) - student2.ru

Рис.11. Регулировка зоны охвата в системе MS

· МS-техника обеспечивает точную локализацию источников внутри ансамбля и очень полезна для записи движущихся источников звука.

· Blumlein stereo – совмещенная стереотехника (разновидность MS-стереофонии), использующая два микрофона с характеристикой направленности типа «восьмерки», установленных в той же самой точке под углом 900, полученный при этом угол охвата показан на рис.11.

Наши рекомендации