Становление классической западноевропейской шпалеры
Шпалерное ткачество имеет давние традиции, его приемы были хорошо известны еще в Древнем Египте. Коптами – египтянами, исповедующими христианство, ткались высокого художественного уровня небольшие панно, которые использовались как драпировки, украшающие одежду.
Приемы шпалерного ткачества были хорошо известны и в доколумбовой Америке. Образцы этого искусства лучше сохранились в Перу, самые ранние относятся к 2500 г. до н.э. Основным материалом были шерсть и хлопок, но изделия достигали невероятной тонкости: на один сантиметр основы приходилось до 200 уточных нитей. Такую ткань использовали в качестве каймы для одежды, иногда украшали и целиком всю одежду. Основным изобразительным мотивом были мифологические сцены с изображением людей и животных, либо геометрический декор.
В сходной со шпалерным ткачеством технике работали китайские мастера в Азии. Тканные шелковые ковровые панно «кэсы» (буквально «резаный шелк») были знамениты невероятной тонкостью, эластичностью, а также сложными композициями. В начале III века искусство китайского шелка перенимают японцы.
В Западную Европу художественное ткачество приходит с Мусульманского Востока. В XI-XII веках крестоносцы, возвращаясь из Святой Земли, приносят добычу, где вместе с драгоценностями были ковры и ткани. С этого времени и начинается история западноевропейской шпалеры.
Первоначально развитие шпалерное ткачество получило в Германии.
В этот период в Европе большую популярность получает стенопись. Влажный и холодный климат Германии препятствовал распространению этого вида искусства, шпалера же, становится своеобразной «шерстяной фреской». Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви, иногда по личному заказу епископа, отсюда и основная тематика – библейская или историческая. Образы, создаваемые на шпалерах должны были воплощать величие и суровую силу. На условно трактованном фоне, как правило, вне перспективы, изображались монументальные фигуры, их форма отличалась простотой, а диапазон красок сводился к минимуму. Эти особенности характерны для лучших образцов, выполненных в Германии.
В течении XII-XIII веков немецкие мастера преуспели в освоении искусства шпалерного ткачества – их работы начинают проникать и завоевывать внимание в других европейских странах [12, 10].
С конца XIV века шпалера прочно входит в убранство интерьеров, становится неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного европейского ремесла.
В начале возникновения шпалерного ткачества в Европе, произведение выполнялось в мастерской от начала до конца одним или несколькими мастерами вручную, причем в работу вносились помимо профессиональной виртуозности особенности авторского почерка. Возросшая популярность шпалерного ткачества заменяет мастерские на крупные мануфактуры.
Мануфактурное производство в шпалерное ткачество приносит цеховое разделение труда.
Над изготовлением шпалер вместе с художником – автором эскиза начинают работать картоньеры. Картоньер увеличивал эскиз клеевыми красками на бумаге или масляными на холсте до натуральной величины шпалеры. Далее к работе приступали ткачи, которые переводили картон в текстильный материал. Большие по размеру шпалеры ткали бригады ткачей, и каждый из них, помимо того, что в совершенстве владел технологией ткачества, должен был уметь рисовать и обладать развитым колористическим чутьем: хотя пряжу подготавливали красильщики, в процессе работы, подбирая тона по картону, часто приходилось самостоятельно подкрашивать нити, добиваясь точности цветов и оттенков. Иногда ткачи могли вносить коррективы в колористическое либо композиционное решение произведения.
Лучшими среди всех европейских мануфактур до конца XVIII века оставались фламандские и французские.
С 30-х годов XVIII века в деятельности шпалерных мануфактур наметилось стремление как можно точнее копировать произведения живописи. Особенно виртуозно такие копии выполняли ткачи мануфактуры Гобеленов. Для полного сходства с живописным полотном пряжа окрашивалась во множество цветов и тончайших оттенков (к концу XVIII века число оттенков достигало 14600), а поверхность шпалеры стремились сделать как можно более гладкой, до предела увеличивая плотность ткачества.
Сближение шпалеры с живописной картиной определялось не только придворными вкусами, во многом способствовало и то, что в процессе создания шпалеры активное участие принимали известные живописцы: эскизы для фламандского ткачества делали Рафаэль, Рубенс и Иорданс, для французских мануфактур придворный живописец Лебрен, Жан-Батист Удри, Франсуа Буше [12,15]. Картоньеры начинают специализироваться на определенном типе эскизов: архитектурном, пейзажном, декоративном. Творческая инициатива ткачей, претендовавших на определенные коррективы, неизбежные в процессе тканья, была подавлена. Они были обязаны строго придерживаться подробно разработанной колористической и композиционной схем – и тем самым лишались права на малейшую инициативу.
Шпалера постепенно превращалась из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров-ткачей, в продукт художественной промышленности.
Неуклонный рост промышленного производства в Западной Европе не способствовал, а скорее препятствовал дальнейшему развитию тех областей декоративно-прикладного искусства, которые были связаны с индивидуальным исполнительством. Во второй половине и, особенно в конце XIX века, не избежало упадка и шпалерное ткачество в его классическом виде. Шпалерную мануфактуру, в конце концов, заменяет ткацкая фабрика, воспроизведение замысла художника вместо рук ткача взяла на себя машина.