История основания города Петербурга
Рисунок 4. План местости в дельте Невы до основания Петербурга (составил А.Крониорт, 1698г.)
Для прикрытия устья Невы с моря на о. Котлин в Финском заливе было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (позднее - Кронштадт). Под защитой этих трех крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.
Рисунок 5. Крепость Кроншлот на острове Котлин. Гравюра Петровского времени.
Рисунок 6. Барельеф «Основание Петербурга» - одна из известных работа Б.-К. Растрелли. На фоне Невы и Петропавловской крепости показаны горожане – первые строители Санкт-Петербурга.
История строительства Петропаловской крепости
У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной 750 метров и шириной 360 метров 16 (27) мая 1703 года заложили по чертежу Петра I и военного инженера Жозефа Ламберта крепость нового, бастионного типа, названную Петропавловской.Эту дату принято считать днем основания Санкт-Петербурга.
Рисунок 7. План Петропавловской крепости и кронверка начала 18 в.
Рисунок7а. Петропавловская крепость и собор. Рис. Кваренги
Первым иностранным архитектором и инженером, прибывшим на берега Невы, был итальянец Доменико Трезини
Доменико Трезини (1670-1734). Уроженец Швейцарии, он приехал в Москву по контракту из Дании. Его деятельность в Петербурге до превращения города в столицу определялась потребностями Северной войны; поэтому Трезини в ту пору преимущественно руководил фортификационными работами (Петропавловская крепость, крепость Кроншлот). Однако последующее его творчество чрезвычайно многообразно. В течении тридцати лет он был бессменным "обер-архитектором", являясь при жизни Петра I его "правой рукой" в делах строительства.
Восточный вход в крепость и ныне оформляют Петровские ворота в виде триумфального сооружения, созданного в 1717-1718 годах.
Рисунок8 и 8а. Петровские ворота в Петропавловской крепости (1717-1718гг.) Арх. Д.Трезини
2.2 Строительство Петропавловского собора
Крупнейшим сохранившимся до наших дней общественным зданием, созданным Трезини, является Петропавловский собор (1712-1733 гг.). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122,5 метра. Он не похож на древнерусские храмы, а скорее напоминает корабль, Его фасад украшают Валюты. (этот стиль получил название "петровское барокко”
Рисунок9 и 9а. Д.Трезини. Петропавловский собор (1712-1733)
Первая деревянная церковь в Петропавловской крепости была построена в 1703 году.
Закладка каменного собора состоялась в 1712 году и была вызвана необходимостью иметь главный кафедральный собор в новой столице (Петербург стал столицей Русского государства в 1712 году). В первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная шпилем. Этот деревянный шпиль, обитый медными вызолоченными листами, завершался флюгером в виде летящего ангела с крестом. Собор был открыт в 1733 году. Еще в 1725 году внутри собора была сооружена деревянная церковь, впоследствии разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра I. В дальнейшем собор стал усыпальницей русских царей. В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Высота шпиля собора – около 40 метров, диаметр яблока над шпилем – 1,6 метра, высота фигуры ангела – 3, 2 метра, размах крыльев – 3, 8 метра. Общая высота колокольни от земли до конца креста – 122, 5 метра. По сей день собор Петропавловской крепости играет важнейшую роль в панораме берегов Невы в центре города
Рисунок 10. Петропавловская крепость и собор.
2.3 Строительство города
Проект планировки Васильевского острова исполнен Трезини в 1715 году. Он предусматривал геометрически правильную планировку с взаимно перпендикулярным направлением улиц и каналов.
Рисунок 11. План Петербурга 1716 г
Рисунок12. План Петербурга Генплан 1717г. арх. Ж.-Б. Леблон
По указанию царя Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году "Образцовые" проекты жилых домов, для застройщиков разного достатка: Одноэтажные для бедного населения - для"подлых", побольше - для "знатных". (проект для "именитых" принадлежал французскому архитектору Ж.-Б. Леблону (1679-1719 гг.)
Рисунок13. Проекты образцовых домов для Петербурга начала 18 века а – одноэтажных, арх. Д.Трезини, б – двухэтажных, арх. Ж.-Б. Леблон