Лекция 7. направления и виды культурной политики в современном мире
Культура и экология; стратегии и практики сохранения культурного и природного наследия. Экологическая культура – Способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, выработку у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.
Становления законодательства об охране культурного и природного наследия России. Трудности современной культурной политике России не только финансовые и правовые, но и концептуальные. В начале реформ было заявлено о том, что Россия интегрируется в мировое культурное пространство, а следовательно и признает приоритет общечеловеческих духовных ценностей, актуализирующихся через национальный менталитет. Эта концепция оказалась непосильной ношей для части политиков, а также и части членов общества. Стала достаточно активно выдвигаться мысль, что наше спасение в общенациональной идее. На такую постановку вопроса резко отреагировали многие и, в частности, академик Д.С.Лихачев: "Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед – это не просто глупость, это крайне опасная глупость... жизнь по национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость... Нетерпимость обязательно приведет к террору. Единомыслие – это искусственность. Естественно – многомыслие, многоидейность." И далее: "Наше будущее – в открытости миру и просвещенности". Свои идеи по данной проблематике высказывали разные представители науки и культуры. В частности, директор института культурологии К. Разлогов предлагает несколько сценариев развития российской культурной политики. Известный российский кинорежиссер, серьезно интересующийся вопросами культурной политики, современного развития и функционирования нашей культуры А. Кончаловский на одном из закрытых семинаров ВШЭ в 2010 г. сформулировал собственное небезынтересное видение этой проблемы. Культурная политики объективная реальность, она проектируется, внедряется, функционирует и определенным образом влияет на развития культуры любого государства в любой конкретно-исторический период времени..
Системы и организации международного сотрудничества по охране памятников (ЮНЕСКО). Место культурного и природного наследия в современной экономической и социокультурной ситуации. Проблемы приватизации памятников, реституции культурных ценностей. Технико-технологические аспекты сохранения природного культурного наследия. культуры. Содержание и виды социокультурного проектирования. Социальные институты культуры; понятия профессиональной и корпоративной культур; культура делового общения.
Культурная политика – это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики. С одной стороны, культурная политика - это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. С другой стороны, культурная политика - это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (то есть на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры. Культуролог А.Я. Флиер определяет культурную политикукак совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов; как систему новых принципов сочетания государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни; как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленную корректировку общего содержания отечественной культуры.
В определении концепции культурной политики существуют несколько неоднозначных мнения. Некоторые специалисты утверждают необходимость формирования у граждан единообразной культуры мира, консолидирующей общество, чему якобы мешает наличие множественности картин мира у различных групп и общностей, в том числе этнокультурного разнообразия. С учетом исторически сложившегося в России этнокультурного и конфессионально многообразия может ли реализоваться такая концепция культурной политики в российском многонациональном обществе? С другой стороны, говорится о необходимости поддержки национальных и региональных культурных суверенитетов, развития «регионального культурного самоуправления». Надо отметить, что важнейшим признаком зрелости культуры является ее многоликость, социальная дифференциация и иерархизация культуры, специализация ее отдельных пластов в соответствии с потребностями различных слоев населения, различных национальных групп и общностей.
Современная концепция культурной жизни и деятельности сориентирована именно в этом направлении, т.е. в отказе от унификации, приоритетах каких-либо якобы более развитых культур. В ноябре 2001 года была принята Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. В преамбуле этого документа сказано, что «культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков – духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных и что, помимо искусства и литературы, она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования.
Таким образом, культурная политика представляет собой сложную динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры (как объекта этой политики). Отношения между этими элементами системы должны строиться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых - необходимое условие для успешного культурного развития и обретения нового типа государственной культурной политики, который будет соответствовать состоянию современного общества и ожиданиям людей.
Задачами культурной политики являются:
- разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего;
- разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом;
- оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи;
- государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ;
- обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев;
- сохранение национальной специфики культуры и искусства; - создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства.
А.Я. Флиер справедливо определил два уровня культурно-управленческой деятельности: собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами. Однако только единство оперативных действий и напряженного теоретического поиска оптимальных путей и моделей культурного развития способно создать продуктивные возможности функционирования культурного процесса и обеспечить стратегию саморазвития культуры. Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики. В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Примером такого явления служит русская культура, которая развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры. Следовательно, рассмотрение государственного влияния не может быть успешным без учета специфики отдельного региона. Знание и понимание региональных особенностей развития культуры является первоосновой для создания перспективной региональной культурной политики, которая учитывала бы культурные интересы различных субъектов этой политики как основы для взаимопонимания. При этом необходимо, чтобы государство и регионы выступали не как оппоненты, а как партнеры, имеющие общую цель – создание условий для положительной направленности культурных процессов, направленности на развитие творческой жизнедеятельности человека. Ведь это процесс, который требует от человека определенного поиска, усилий, развития способности преодолевать препятствия, находить оптимальную линию деятельности из множества вариантов и т.д., что является непременным условием развития самого человека. И чем богаче поле проявления человеческих способностей, чем больше человек отдается этому созидания, тем выше шансы его собственного развития.