Особенности греческой культуры и основные периоды ее развития

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Культура Древней Греции»

Выполняла: Абдусова.С.А

студентка 1 курса группы

Проверил(а):

г.Новосибирск,2015г.

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………………...

2. Особенности греческой культуры и основные периоды ее развития……............

3. Социальное устройство древнегреческого общества. Особенности города-полиса и греческой демократии……………………………………………………………..........

4. Развитие ремесла, сельского хозяйства, науки, техники в Древней Греции……..

5. Религия и мифология древних греков………………………………………………

6. Система образования и воспитания в Древней Греции……………………………

7. Искусство и литература………………………………………………………………

8. Театр и драматургия………………………………………………………………….

9. Вывод…………………………………………………………………………………..

10. Список литературы…………………………………………………………………..

11. Контрольные вопросы……………………………………………………………….

Введение.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" VII - V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.

Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Особенности греческой культуры и основные периоды ее развития.

В истории античной Греции выделяют следующие периоды: го­меровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад родоплеменного общества); (VII—VI вв. до н.э. - становление рабовладельческих государств - полисов); классический (V в. до последней трети IV в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистичес­кий (последняя треть IV в. - до сер. II в. до н.э. - упадок поли­сов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однакодо античности в истории Древней Греции существова­ла крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры - ру­беж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого вни­мания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти —теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры - дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике­нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Го­мера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., -важнейший источник информации об этом вре­мени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело ко­ренное обновление технической базы - широкое распростране­ние железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в те­чение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко по­зади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средизем­ного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после круше­ния крито-микенской культуры. Греки научились многому у дру­гих народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев — ал­фавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур орга­нично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: класси­ческое рабство, система денежного обращения и рынка.

В эпоху архаики возникла первая философская система антич­ности -натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономернос­ти, выявить первооснову всего сущего, при этом они восприни­мали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования перво­причины мира, основой всего сущего они считали числа и число­вые отношения, внесли значительный вклад в развитие математи­ки, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого те­атра.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представ­ляла собой единой страны, регулярные торговые связи между от­дельными полисами вели к формированию этнического самосоз­нания - греки постепенно стали осознавать себя единым наро­дом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан гречес­кого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государ­ство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству та­ких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «гре­ческим чудом».

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демок­ратия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса,подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, неболь­ших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полнов­ластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверен­ность в том, что полис - высшее благо, что существование чело­века вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми други­ми видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки об­наружили в жизни новые, неподвластные им грани, место вели­чия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриоти­ческого долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они дол­жны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведе­ние - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоин­ства и равновесия душевных сил — победителя в персидских вой­нах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета дости­гает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило ев­ропейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмер­ность, а благо — как умеренность.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и вли­яние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Запад­ная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Север­ная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе мест­ные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и не греками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколь­ко руководительницею жизни).

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла че­ловека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и сво­боды, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более цен­ного, чем сам человек.

Наши рекомендации