Нетиповые особенности образования в искусстве

В отличие от времен Советского Союза, когда высшие учебные заведения (так называемые «профильные вузы», имевшие ведомственную принадлежность) готовили специалистов исключительно в определенной области искусства или культуры, в настоящее время они реализуют образовательные программы различных областей знаний. В области искусства была стройная система непрерывной профессиональной подготовки «школа-училище-вуз», сохранившаяся до сих пор. В музыке, изобразительном искусстве обучению в вузе предшествует довузовская профессиональная подготовка: начальное профессиональное обучение (в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств) и среднее профессиональное образование (в училищах и колледжах). Наличие последнего - обязательное условие при поступлении в вуз (что противоречит действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Условно задачи обучения в рамках данной схемы можно определить так:

- в музыкальной и художественной школах приобретаются профессиональные навыки (с 6-10летнего возраста),

- в среднем специальном учебном заведении они развиваются,

- в вузе они совершенствуются.

В балете профессиональное образование не предполагает уровня «школы» (профессиональной подготовки в школе искусств), обучение профессии начинается с 10-летнего возраста, ребенок поступает сразу на программу среднего профессионального образования. Следовательно, для балета схема «школа-училище-вуз» не применима. Кроме того, по ряду других показателей балетное образование является нетиповым.

Таким образом, схема «школа-училище-вуз» применима и действует только в музыкальном и художественном образовании.

Один из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников (Закон Российской Федерации «Об образовании» ст.2 п.3)

Закон РФ «Об образовании» ст.50 п.13: «органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности». Дефиниция понятия «нетипового образовательного учреждения» в настоящее время в должной степени не оформилась. В системе специальных учебных заведений искусства имеются образовательные учреждения, реализующие нетиповые образовательные программы: хореографические училища и средние специальные музыкальные школы (т.н. школы-десятилетки – Центральные музыкальные и хоровые школы). Таких учебных заведений во всей России: хореографических – 14, музыкальных – 8, хоровых - 2. Часть из них находится в структуре вузов. По окончании их выпускник получает среднее профессиональное образование. Однако понимание «нетипового» характера предоставляемого ими образования различно.

Общей отправной точкой для формирования нетипового вида образования в балете и музыке является ранняя профессионализация. Очевидно, что проблема раннего определения профессиональной пригодности к исполнительству в искусстве есть и будет важнейшей социально-педагогической и медико-психологической проблемой, требующий «нетипичного» внимания.

В музыке (ЦМШ и ЦХШ) нетиповой характер базируется на интегрированном характере получения основного общего и профессионального образования в рамках одного учебного заведения. При этом освоение профессии происходит (в соответствии с утвержденным ГОС, 10 лет 10 месяцев) за счет значительного сокращения часов дисциплин основного общего образования.

В балете, кроме указанных свойств (ранней профессионализации, интегрированного характера учебного процесса и т.д.) присутствуют специфические нетиповые черты: ограничение абитуриента в праве получения образования по:

- возрастным показателям (возраст приема не более 11 лет, после чего тело «костенеет» и освоение программы становится невозможным),

- по физиологическим показателям (и национальным), здоровью (форма тела, его состояние, пропорции и специальные физиологические особенности и способности – определяющее условие для освоения программы).

Отсюда вытекают специфические черты организации учебного процесса:

- конкурсный отбор по указанным позициям при приеме,

- ежегодный конкурсный отбор при переходе из класса в класс (при этом основанием для отчисления может быть не только неудовлетворительное освоение программы, но и возрастные, физиологические изменения телесного аппарата студента).

Термины.

Хореографическое искусство (хореография) – танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях; в соответствии с общеевропейским пониманием в настоящем документе х.и. рассматривается как совокупность двух областей – искусства балета (Ballet) и искусства танца (Dance).

Искусство балета (Ballet) – высшая « театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления, и основным выразительным средством в которой является система европейского классического танца.

Искусство танца (Dance) – форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Исторические и теоретические предпосылки возникновения педагогики хореографии.Определение целей и задач теорий (воспитание определенного типа танцовщика) и основных «механизмов» (сохранение, обновление, отрицание, создание нового) функционирования моделей танцевального мышления в разное историческое время: «орхесография» Т. Арбо; «театральная хореография» П. Бошана; «театрально-сценическая хореография» Р. Фейе; «индивидуальные хореографические жанры» А. Фоссано, Г. и О. Вестрисов, Ш. Дидло и др., «действенная театральная хореография» Ж.Ж.-Новерра; «академическая хореографиия» К. Блазиса; «классическая хореография романтического балета» Ф. Тальони; «пластические знаки чувства» Ф. Дельсарта; «ритмопластический жест» Э.Ж.-Далькроза; «свободная пластика и раскрепощенное тело» А. Дункан.

Институционализация российской системы хореографического образования через выявление определенных этапов:

а) общая историко-культурная ситуация в России XVIII - XIX вв.;

б) основание танцевального преподавания в эпоху Петра I;

в) включение танцевальных дисциплин в систему общеобразовательных учреждений;

г) разработка первых учебных программ по танцу и создание специализированных «танцовальных школ», как начальный этап формирования профессиональной хореографической деятельности в России.

Наши рекомендации