Лекция 14. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта.
В процессе исторического разви- тия ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры.
Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.
Солитеры,или отдельно стоящие деревья, используются как в регулярных, так и пейзажных композициях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геометрически правильную (регулярную) форму кроны,— пихты, пирамидальные тополя, колонновидные формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины, робинии. Кроме того, часто такие кроны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качестве солитеров используют деревья со свободной естественной формой кроны. Размер солитера определяется масштабом композиции.
Солитеры в пейзаже парка выполняют роль акцента или центра композиции; элемента, выявляющего парковые оси композиции или ось фасада сооружений; «рамы» пейзажной картины или создают переход от закрытого пространства к открытому. Отдельно стоящее дерево должно возбуждать интерес, иметь запоминающийся облик. При размещении его в пространстве парка основная задача состоит в том, чтобы показать индивидуальную красоту дерева. Для малых парковых картин (ширина 20—50 м) рекомендуются ива ломкая форма шаровидная, красивоцветущие яблоня, груша, слива; для средних (60—100 м) — каштан конский, клен остролистный, сосна обыкновенная, ель обыкновенная; для больших (120 м и более) — лиственница сибирская, тополь белый, дуб черешчатый.
Аллеи.Как правило, аллеей называют прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой. Если прямая дорога
проложена в лесном массиве парка или лесопарка, ее называют просекой (иногда — просек — по традиционной лесохозяйственной терминологии), или дорогой (Майский просек и лучевые просеки в Сокольниках, дороги — Дружеская, Доброго жениха и др.— в районе Большой звезды в Павловском парке). Дороги со свободной трассировкой аллеями называют редко, даже если они и имеют обсадку из деревьев и кустарников.
Прямые аллеи с рядовой обсадкой в русском паркостроении сложились как самостоятельный и один из наиболее выразительных элементов парка.
По своему назначению в парке аллеи бывают главные, входные (в зависимости от размера и посещаемости парка их ширина может быть 5—8—12 до 30 м) и второстепенные — обзорные, кольцевые, прогулочные (ширина 2—3—5 м). В усадебных парках почти всегда имелись подъездные аллеи, обсаженные березой, липой, дубом, елью.
По структуре аллеи могут быть симметричные и асимметричные; простые — в виде одного полотна дороги и сложные — двойные, тройные (тройная аллея в Павловском парке, тройная аллея в Приморском парке Победы).
По вертикальной сомкнутости аллеи могут быть 1, 2, 3-ярусные.
По классификации Б. Кохно аллеи можно отнести к замкнутому типу обращенных пространств. В зависимости от густоты посадки, ориентирующей восприятие, они подразделяются на открытый, полузакрытый и закрытый типы.
Полузакрытый и открытый типы строятся с учетом обзора окружающих пейзажей. Они обрамляются рядами и группами деревьев (реже кустарников) с интервалом размещения в ряду 7—12 м. Например, сквозь колоннаду стволов Рамповой аллеи в Екатерининском парке воспринимаются пейзажи Большой поляны; мощные стволы дубов (расстояние между деревьями 8 м) Дубовой аллеи парка Суханово служат обрамлением пейзажей и создают ритм их чередования.
Закрытый тип ориентирует взгляд строго по оси движения. Аллеи этого типа композиционно завершаются архитектурными сооружениями, скульптурой, фонтанами, газоном, цветником и др. Деревья высаживают близко (2—3—5 м), и, смыкая кроны, они образуют зеленый свод, иногда очень выразительный благодаря своей архитектонике. К закрытому типу аллей относятся также перголы и берсо (см. раздел по истории ландшафтного искусства). Соотношения ширины аллеи, ее высоты и протяженности, а также степень сомкнутости являются важной объемно-пространственной задачей.
При большой протяженности (300—500 м) необходимо прерывать ритм аллеи раскрытием вида, включением площадки с различными акцентами (скульптура, ваза, фонтан и др.). Иногда в смене впечатлений решающую роль играет рельеф, когда незаметный для глаза его перепад в середине пути скрывает противоположный конец аллеи и завершающий ее акцент. Создается эффект его постепенного раскрытия по мере подъема (подъемная аллея в Архангельском парке) или внезапного появления (сосновая аллея в парке Веселые Боковеньки).
Выразительность аллеи зависит также от ее ориентации по сторонам света, ритма освещенных и затененных участков дороги, мозаики теней. Очень важен подбор ассортимента растений. Традиционно использование липы, березы, дуба, клена, вяза, лиственницы, ели, сосны, в южных районах — тополя, платана, кипариса (А. Косаревский отмечает, что в исторических парках Украины для обсадки аллей применяли только долговечные породы, и создавались они, как правило, из одного вида). Деревья первой величины придают аллее монументальный характер, хвойные — более торжественный, плодовые — камерный. Введение красивоцветущих кустарников вносит мажорное, праздничное настроение. Например, в ЦПКиО им. С. М. Кирова на Елагином острове аллея, идущая от Масляного луга на стрелку острова, разделена полосой ковровых цветников, а по сторонам обрамлена эффектно цветущими многолетниками; дубовая аллея в зоопарке Берлина декорирована широкой полосой из рододендронов. Она особенно эффективна в период цветения.
Для аллейных посадок необходим однородный высококачественный материал. При распаде насаждений целесообразно заменить всю аллею целиком, так как замена единичных экземпляров нарушит ее однородность. Исключение составляют аллеи в мемориальных парках (Аллея Керн в Михайловском), где ценно каждое сохранившееся дерево.
К рядовым посадкам, формирующим аллеи, относятся живые изгороди.Они могут быть свободнорастущими (используются в основном цветущие растения) или формованными (из растений, хорошо поддающихся стрижке). К этому же типу посадок относятся и шпалеры, которые создают из древесных растений путем стрижки. При их устройстве часто применяют трельяж. Для высоких шпалер (1,5—3,0 м) используют липу мелколистную, клен остролистный, крушину, сирень, тую, боярышник и др., высаживая их на расстоянии 0,5—1,0 м друг от друга. В южных районах для создания шпалер рекомендуются сближенные посадки из кипариса вечнозеленого.
Массивы и боскеты.Массивы насаждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных — представляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образуют периметральные насаждения, защищающие территорию от господствующих ветров, шума, пыли, разделяют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых картин.
Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организованную объемно-пространственную систему соподчиненных компонентов.
Боскет — это крупная геометрическая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений различаются два типа боскетов — роща, включающая лесопокрытую территорию (существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории (геометрический участок). Существует множество вариантов создания боскетов — обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0X3,0X1,5 м); 2-ярусное обрамление; шпалеры — «зеленая стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формирование- четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены.
В зависимости от функции использование боскета дифференцированно — декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (танцевальный зал, театр, место уединения) .
Массив пейзажного парка — самый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний.
По своему происхождению массивы разделяют на: а) массивы, заложенные на базе леса; б) способом культур; в) путем реконструкции насаждений иного использования.
При анализе композиции массива следует учитывать его пространственную структуру и состав пород. Эти вопросы рассмотрены выше. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимающейся со стороны открытого пространства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Так, массивы Старой и Новой Сильвий в Павловском парке, имея свое внутреннее решение, выполняют роль зеленых «стен», обрамляющих районы Парадного поля и Белой березы, для которых весьма важны эстетические качества опушек этих массивов. Важно также пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений на маршруте, проходящем через массив.
По своей роли и функциональным особенностям можно выделить массивы эстетического назначения, санирующего (шумозащита, пылезащита, защита от ветра и т. д.), утилитарного (плодовый сад и т. д.). Защитные насаждения создают благоприятную среду для человека и растений, формирующих внутреннюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные посадки являются частью объемно-пространственной композиции парка, соответствуют окружающему ландшафту т формируют его внутреннее пространство.
Группы из деревьев и кустарников.Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.
В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины, черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в
России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам.
Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.
Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высаживают солитерами или чистыми группами.
Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно.
Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.
В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Таврического сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, района Белой березы — 100—200, Марсова поля — 5—10 кустарников.
В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).
Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.
По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25—60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения) .
По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле.
Группы от 10 до 20 растений — преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).
Наблюдается следующее соотношение между количеством экземпляров и пород в группах:
Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 — от 1 до 4 пород; 8 — от 1 до 3; 6 — от 1 до 4; 11 — 3 породы; 16 — 4; 19 —5 и т. д.
Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 — 1—3 породы; 6 — 1—2; из 11 — 5 пород и т. д.
Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.
Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.
В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесо- образующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений.
Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обыкновенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.
Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие участки леса (район Белой березы в Павловском парке).
Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика.
Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).
Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.
Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. Например, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3—5—7 м, для теневыносливых (кленов, лип) — 1 —1,5—2—3—5 м. Несмотря на теневыносливость елей и пихт, при недостаточном доступе света они теряют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3—4 м, для ели — 4—5, для туи и можжевельников — от 0,4 до 2 м.
В малых по количеству экземпляров группах (2—5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5—7 м кроны развиваются равномерно.
С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построение отдельными подгруппами растений по видам.
Кустарники в группах размещаются на 0,5—3 м друг от друга, в зависимости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1—3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежноягодник) — 0,8—1,5; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) — 0,1—0,7 м.
Обобщая изложенное, можно рекомендовать сомкнутость в группах для светолюбивых пород не менее 0,5, для теневыносливых — 0,6; расстояние между деревьями на бедных почвах — /ъ на богатых—!/з—*Л высоты дерева.
Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, высаживают на более близком расстоянии (иногда до 0,7—0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на
3—5—8—10 м от ядра группы и на 3—5 м друг от друга. Этим достигается высокая декоративность групп — здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.
При размещении растений на расстоянии 8—14 м группа может потерять свое значение и стать участком срединным типом пространственной структуры.
В группах из деревьев 2—3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом — второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.
Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже — яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.
При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4—8 м.
В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной — строгой, торжественной.
Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.
По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на:
а) плотные, или густые, б) рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.
Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемое™, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке — словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5—3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.
Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2—5—10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3—1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.
Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она — элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов — выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3—5 или 7—12 экземпляров.
Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа — луг, вода, стена насаждений.
Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) — при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3—10 экземпляров с интервалом посадки 0,5—3— 5—11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.
Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2—3 м и более друг от друга.
Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений. Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5—9 м.
Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2—3 м величиной.
Наиболее характерные приемы построения групп:
1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и
др.)-
2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован — группы-букеты (смешанные и чистые по составу).
3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.
4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.
5. Создание групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы.
6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2—3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах) .
7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.
Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).
При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3—5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2—3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.
Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний — с тонкой.
Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встречаются как однотонные группы (50—70%), так и контрастные (30— 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.
По назначению в пейзаже выделяются:
— группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;
— группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;
— группы как переход от массива к открытому пространству;
— группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;
— группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.
Все рассмотренные свойства древесных групп необходимо учитыватьпри их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь воспринимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, структура и красочность. В некоторых случаях только одно качество выступает особенно рельефно и производит эффект — величина, форма или цвет. При комплексном воздействии этих качеств живописность и выразительность группы увеличиваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и шелест листвы, рассчитанные на обоняние и слух человека.
При создании групп — компонентов паркового пейзажа следует использовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.
Таблица 5. Динамика развития деревьев в группе
Порода | Этап юности (лет) | Возраст кульминации прироста (лет) | Этап зрелости (лет) | Возраст прекращения роста в высоту (лет) | Этап старения (лет) |
Береза Дуб Осина Сосна Ель | до 25 до 80 до 30 до 50 до 60 | 20—25 60—80 20—30 40—60 50—60 | 25—60 80—180 30—60 50—120 60—140 | 50—60 120—180 50—60 100—120 120—140 | Более 60 » 180 » 60 » 120 » 140 |
Возраст древесно-кустарниковых групп.Состав пород определяет долголетие групп.
Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, например многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины. Деревья средней долговечности — со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой долговечности — начиная с третьего столетия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу.
При проектировании парков необходимо учитывать продолжительность жизни видов, входящих в со-
став групп. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 годам; замена тополя более долговечным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).
При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.
Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие — позднее.
Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10—40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.
Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе — целый комплекс неблагоприятных факторов.
Процесс старения дерева внешне выражается постепенным и притом устойчивым ослаблением его жизнедеятельности — отмиранием веток, уменьшением количества листвы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается сухо-вершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.
В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.
Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжительность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяжении всей жизни дерева — это так называемый «постоянный» эффект.
Деревья до 25—30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100—300 лет, у недолговечных — 50—70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается — деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6—15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.
По И. Малько ежегодное отмирание деревьев происходит примерно в размере 2%, а кустарников — 4—5% от общего количества.
Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100—400 лет. Как указывает Кожевников, кусты шиповника доживают до 400 лет (предельный возраст), лещина—100, можжевельник — 300, мелкие кустарнички брусники — 300 и более лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют.
Кустарники к старости оголяют стволы, высоко поднимают кроны и приобретают неряшливый вид (например, чубушник обыкновенный, спирея средняя, жимолость татарская, роза морщинистая и др.). Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.).
В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью.
Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.
Декоративные свойства растений и подбор ассортимента
Формирование объектов ландшафтного искусства во многом определяется ассортиментом растений, умением использовать их декоративные и биологические свойства.
Цветочные и декоративные травянистые растениязанимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др.
Различаются следующие виды цветочного оформления.
Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Клумбы размещают в наиболее парадных местах парка — на площадках, в местах пересечения дорог, перед зданиями, у скульптуры. Их относят к регулярным композициям. Располагать клумбы среди полян в пейзажных парках не рекомендуется.
Бордюр — узкая полоса низкорослых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10— 50, ширина 30—60 см.
Рабатка — цветник в виде узкой полосы шириной от 1 до 2—2,5 м. Рабатки окаймляют дороги, реже — цветочные партеры.
Ленты — вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый тип цветника. Они создаются как красочное оформление дорог, полян, партеров.
Солитер — отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используются большей частью многолетники, а также летники.
Группа — цветник свободной формы. Такие группы используются для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций.
Миксбордер (смешанный бордюр) — цветник вытянутой формы, включающий широкий ассортимент многолетников, луковичных, а также летников, подбор которых должен обеспечивать непрерывное цветение.
Массив — цветник значительных размеров («цветочная площадь») регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные.
Модульный цветник — композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включаются цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, вода.
Цветники-выставки — моносады и сады длительного цветения.
Каменистые сады, или рокарии,— плоские и холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.
Цветы в емкостях — контейнерах и вазах. Решаются как переносные и стационарные (без дна). Располагаются на площадках, улицах, у кафе — там, где устройство обычных
цветников исключено. Следует избегать размещения емкостей на газоне.