Правописание one после шипящих. 11 страница

Род

средн.

средн.

мужск.

средн.

Склонение

2-е

нескл.

2-е

разно-

скл.

Непостоянные

признаки

Падеж

пр.

род.

им.

ТВ.

Число

мн.

мн.

ед.

ед.

1. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас

на ночь кормиться в поле (Т.). 2. Начиная от Смоленска,

во всех городах и деревнях русской земли, без

участия графа Ростопчина и его афиш происходило то

же самое, что произошло в Москве (Л. Т.). 3. В саду

140

оркестр грянул попурри из русских песен (Ч.). 4. Она

глядела на Рогозина так, будто с необыкновенной высоты

и в один миг увидала все прошлое сына и свое

прошлое (Фед.). 5. Оттолкнув старшину, он рванул засыпанную

обломками кирпича дверь, боком протиснулся

на лестницу и побежал наверх по неудобным

стертым ступеням (Б. В.).

217. Укажите стилистическую роль имен существительных

в приводимом ниже отрывке (их функцию

в описании).

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А. С. Пушкин)

218. Найдите синонимы существительного спор.

1. На другое утро у нас завязалась самая оживленная

беседа, мало-помалу перешедшая в громогласный

спор (Фет). 2. В клубе происходят каждую неделю

дебаты по экономическим вопросам (Боб.). 3. На

страницах некоторых журналов развернулась дискуссия

по вопросам русской орфографии (из газет).

4. Диспут назывался ≪Искусство и утилитаризм≫

или что-то в этом роде — в общем, нужно было решить,

совместимо ли искусство с утилитаризмом или

несовместимо (Кав.). 5. В среде писателей Франции

жарко разгорается полемика по вопросу о том, как

надобно писать (М. Г.). 6. — Однако будет, господа,

толковать о пустяках, — остановил эти препирательства

Майзель. — Приступите к делу (М.-С). 7. Обед

начался с родственных пререканий (С.Щ.). 8. Счи-

141

таю вопрос исчерпанным и прекращаю бесцельное

словопрение (Степ.). 9. Прение между господами секундантами

несколько раз становилось бурным (Т.).

219. В каждой паре существительных, расположенных

по алфавиту, укажите синоним, в котором признак выражен

сильнее.

Бессилие — слабость, блаженство — счастье, буря

— ураган, мрак — темнота, преступление — проступок.

220. Расположите слова по возрастающей степени признака.

1. Беспокойство, волнение, тревога.

2. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.

221. Вместо точек вставьте в нужной форме слова из

приводимого ниже синонимического ряда.

1. С большим душевным... артисты исполняли

свои роли в новой пьесе. 2. Подлинная наука развивается

там, где ученые не остаются равнодушными к

своей работе, а охвачены ..., глубокой страстью к

творчеству. 3. Рассказчик с ... делился подробностями

этой интересной истории.

Слова для в с т а в о к : увлечение, энтузиазм,

I подъем.

222. Подберите антонимы к приводимым ниже существительным.

1. Вражда, заболевание, здоровье, любовь, медлительность,

нежность, плач, правдивость, радость, разлука,

сила, сомнение, старость, счастье, тревога, трусость,

уважение.

2. Весна, движение, жизнь, расцвет, свет, шум.

3. Война, победа, работа, труд, упадок.

142

§ 32. Имя прилагательное.

223. Разберите имена прилагательные в составе приводимых

ниже предложений.

Образец: Слышны, птичьи голоса в небольшой березовой

роще.

1. Другая денная бабочка имела крылья зубчатые,

оранжево-желтые, с темно-синими блестящими пятнами

(Акс). 2. Грузная помещичья карета, запряженная

шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет

вам навстречу (Г.). 3. Кое-где при дороге попадается

угрюмая ракита или молодая береза с мелкими клейкими

листьями (Л. Т.). 4. Далеко видна желтая полоса

песчаного берега (М. Г.).

224. Сопоставьте два текста на одну и ту же тему и укажите

стилистическую роль имен прилагательных в создании

пейзажа.

1. Был июльский день, один из тех дней, которые

случаются только тогда, когда погода установилась

надолго. С утра небо ясно; заря не пылает пожаром:

она разливается румянцем. Солнце мирно

всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится

в ее туман.

143

2. Был прекрасный июльский день, один из тех

дней, которые случаются только тогда, когда погода

установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно;

утренняя заря не пылает пожаром: она разливается

кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное,

как во время знойной засухи, не тускло-

багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное

— мирно всплывает под узкой и длинной

тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.

(Я. С. Тургенев)

225. Найдите синонимы прилагательного смелый.

1. Никита был смелый мальчик (А. Н. Т.). 2. Его

гордый, безбоязненный вид невольно внушал к нему

уважение (Кор.). 3. Хаджи бесстрашный не садился

ни разу даром на коня (Л.). 4. Это был герой, решительный,

неустрашимый человек (Ч.). 5. Отважные,

грубые лица матросов были возбуждены (Фед.). 6. Он

был храбр и хорошо знал те острые минуты боя, когда

командиру для решающего хода нужно пошутить со

смертью (А Н. Т.).

226. В каждой паре прилагательных, расположенных

по алфавиту, укажите синоним, в котором признак выражен

сильнее.

Бесшумный — тихий (шаг), влажный — мокрый

(лоб), мощный — сильный (удар), прекрасный — хороший

(результат), способный — талантливый (ученик).

227. Расположите слова по возрастающей степени признака.

1. Большой, гигантский, громадный, исполинский,

колоссальный, огромный.

2. Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический,

миниатюрный, небольшой.

144

228. Подберите антонимы к приводимым ниже прилагательным.

1. Большой, высокий, глубокий, длинный, просторный,

толстый, широкий.

2. Влажный, горький, горячий, грязный, дешевый,

жесткий, кислый, красивый, кривой, лучший,

мокрый, полезный, прозрачный, твердый, темный,

теплый, тихий, хороший, хрупкий.

3. Вечерний, ночной, поздний.

4. Восточный, высший, далекий, левый, нижний,

южный.

5. Болтливый, больной, вежливый, веселый, живой,

злой, легкомысленный, ленивый, лживый, молодой,

неряшливый, откровенный, положительный, румяный,

слабый, слепой, сытый, умный, усталый,

уступчивый, храбрый, худой.

§ 33. Имя числительное.

229. Разберите имена числительные в составе приводимых

ниже предложений (см. таблицу на с. 146).

Образец: Двое саней и три подводы везли по второму

разу груз весом пятьсот семьдесят килограммов,

что составляет две пятых дневной нормы перевозки.

1. Почти через 20 лет — в шестьдесят третьем году

— я оказался в Остре. Пошел на улицу 8 марта, 40

(Некр.). 2. Он не знал, что видит сейчас уменьшенную

расстоянием крохотную фигурку того, чей личный

приказ обрушил 22 июня в три часа пятнадцать минут

по местному времени первый залп на эту самую

крепость (Б. В.). 3. Через четверть часа все было готово

(Булг.). 4. Он шел и вел свой счет: десятая часть дороги

позади, шестая, четвертая, третья... (Расп.).

230. Напишите прописью.

1. И, 17, 79, 327, 888, 7004, 2 / з , 7 /

8,

4/7.

2.8-й, 17-й, 79-й, 327-й, 88-й, 23-тысячный,

250-миллионный.

231. Перепишите, заменяя цифры словами в нужной

падежной форме.

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.

2. Школьная библиотека пополнилась в этом году

570 книгами. 3. Атлет поднял штангу весом 139,5 килограмма.

4. Если к 289 прибавить 311, то получится

ровно 600. 5. Фруктовый сад разбит на 590 гектарах.

6. Если из 2791 вычесть 1457, то останется

1334. 7. Не хватает 3/7 литра. 8. Остановку сделали

на 23-м километре.

232. Образуйте от количественных числительных порядковые.

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов,

23 миллиарда.

146

233. Образуйте от приводимых сочетаний сложные прилагательные.

30 граммов, ½ километра, 2 часа, 1/2 финала, 1/2

финала, 8 минут, 11 метров, 1500 лет.

234. Перепишите, раскрывая скобки и выбирая один из

вариантов.

1. Доставлен груз весом {тысяча — тысячу) пятьсот

килограммов. 2. Эти события произошли в {тысяча

— тысячу) девятьсот семьдесят пятом году.

3. Можно было ограничиться ста тысячами {рублей —

рублями). 4. Влажность воздуха составила 76,5 {процента

— процентов). 5. Мы встретились с пятью

незнакомыми {человеками — людьми). 6. Каждому

ученику дали по {пять — пяти) тетрадей. 7. Ферма

приобрела еще {две коровы — двух коров). 8. Преподаватель

проэкзаменовал {двадцать три ученика —

двадцать трех учеников). 9. Надежда Ивановна —

мать {трех — троих) детей. 10. Город расположен

по {обоим — обеим) сторонам живописной реки.

11. Я помню свое детство с трех-четырех {годов —

лет), к шести {годам — летам) я уже научился читать.

12. Учительница беседовала с полутора {десятков

— десятками) учеников. 13. Город находится в

полутораста {километров — километрах) от областного

центра.

§ 34. Местоимение.

235. Разберите местоимения в составе приводимых ниже

предложений.

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми

моими товарищами попал в какой-то сказочный лес,

в котором никого, кроме нас, нет.

147

1. Мне захотелось вас заставить рассказать что-нибудь

{Л.). 2. Его никто не заметил, никто не удерживал

(Т.). 3. Яков наслаждался своей победой, как дитя:

все его лицо преобразилось (Т.). 4. Я сам расскажу

о времени и о себе (Маяк.). 5. Он смотрел, как они ползут,

как подгибаются у них руки, и спокойно удивлялся,

что нет в нем ни сочувствия, ни даже любопытства

(Б. В.).

236. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные

буквы.

1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рассмотри

его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит,

не тревожит (П.). 3. Жил (не) кто господин Долгов

с женой и дочкой Надей (Н.). 4. (Н..) (с) кем словом

перемолвиться, кругом лес да вода (Сераф.). 5. Он

выяснил, что подходящих детей нет и завести приятное

знакомство почти (≪..) (с) кем (Кат.). 6. И думать

(≪..) (о) чем другом не хотел, и на Комелькову не оглядывался

(Б. В.). 7. Он не был виноват (н..) (в) чем и все

же знал: (к..) когда не избавиться ему от чувства вины

перед Богачевым (Бакл.). 8. И нет уже свидетелей событий,

и (не) (с) кем плакать, (не) (с) кем вспоминать

(Ахм.). 9. Но глядеть было (не) (на) что (Паст.).

148

237. В приводимом ниже тексте найдите отрицательные

и неопределенные местоимения. Объясните их написание.

Озаглавьте, текст.

В 1812 году в России бушевала народная война.

Крестьяне-партизаны яростно боролись против французских

полчищ.

Из руководителей партизанского движения особенно

славился своей отвагой Александр Фигнер.

В нем проявились замечательные качества русского

солдата: презрение к опасностям, беспримерная

находчивость и присутствие духа. Никакие препятствия

не останавливали его, ни с какими трудностями

он не считался, ничем нельзя было сломить его

непреклонную волю. Фигнер умело преследовал врагов

и настигал их совершенно неожиданно. Днем

он искусно прятал свой отряд в лесную глушь или

в какое-либо другое отдаленное место, а поздно

вечером переодевался французом или итальянцем и

со своим трубачом ехал к неприятельским форпостам.

Он знал немецкий язык, французский, итальянский,

молдавский, и никто не мог распознать в нем

русского. Явившись к неприятелю, Фигнер делал выговор

караулу за невнимательность и сообщал кому-

нибудь из дозорных, что невдалеке располагается отряд

казаков. В другом месте он объяснял, что русские

заняли такую-то деревню.

Ни в чем не сомневаясь, французы перегруппировывали

свои силы согласно приказу, якобы

данному кое-кем из высшего начальства, а часов

в одиннадцать-двенадцать в неприятельском расположении

поднимался переполох, и французы не

могли досчитаться двухсот или трехсот своих солдат.

Это действовал не кто иной, как Александр Фигнер.

1. Объясните написание слов яростно, опасность, искусно,

поздно.

149

2. Найдите слова с чередующимися гласными о и а

в корне.

3. Разберите по составу слова беспримерная, перегруппировывали.

238. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные

буквы. Цифры напишите словами.

ЛЕТЧИК НЕСТЕРОВ.

Это было (в) начале первой мировой войны,

26 августа 1914 года. В этот день в районе местечка

Жолква, близ Львова, в воздухе появился австрийский

самолет ≪альбатрос≫, развед..вавший распол..жение

наших войск. В Жолкве тогда находился

аэродром, на котором стояли самолеты, принадлежавшие

11-му авиационному отряду под командованием

прославленного русского летчика Петра Николаевича

Нестерова.

Надо было во что (бы) то ни стало помешать противнику

вернуться домой и сообщить своему командованию

сведения, собранные во время разведки. И как

только враг был замечен в небе, командир отряда Петр

Нестеров вскочил в кабину легкого самолета ≪моран≫

и взлетел (на) встречу австрийцу. Собравшиеся на

аэродроме боевые товарищи героя (летчика) наблюдали,

как разыгрывался этот воздушный бой. Самолет

Нестерова быстро набирал высоту и оказался на сотню

метров выше ≪альбатроса≫. Потом русский летчик

резко направил свою машину вниз и устремился на

врага. ≪Моран≫ с силой врезался в австрийский самолет.

У ≪альбатроса≫ отвалилось крыло, и он упал

на землю. Но и Нестерову, который был тяжело ранен

во время столкновения самолетов, не удалось посадить

машину, и он жизнью заплатил за свой подвиг.

(По С. С. Смирнову)

1. Сделайте фонетический разбор слов отряд, летчик.

2. Укажите в последнем предложении текста типы сказуемого

(простое глагольное, составное именное, составное

глагольное).

3. Найдите обособленные причастные обороты.

150

§ 35. Глагол.

239. Разберите глаголы в составе приводимых ниже

предложений.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается

стекло.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся

члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим

дыханием весны! (Т.). 2. С вечера все спится,

на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер

злится да стучит в окно (Фет). 3. ≪Ты бы не читал, а

спал≫, — заботливо советовал он (М. Г.). 4. Возьмите

что хотите из наших кладовых (Манд.).

240. Найдите синонимы глагола защищать.

1. Долг наш — защищать крепость до последнего

нашего издыхания (П.). 2. Русский народ встал насмерть,

обороняя свободу, жизнь и великое будущее

отечества нашего (А. Н. Т.). 3. Я всегда должен быть

при вас, чтобы оберегать вас (Остр.). 4. Когда барак

закрыли, докторша предложила Матрене Ивановне

устроить ее при школе и оградить от мужа (М. Г.).

5. Искусство успело уже отстоять свою самостоятельность

(Черн.). 6. Чтоб концы своих владений охранять

от нападений, должен был он содержать многочисленную

рать (П.).

241. В каждой паре глаголов, расположенных по алфавиту,

укажите синоним, в котором признак выражен

сильнее.

Беспокоить — тревожить, обеднеть — обнищать,

обидеть — оскорбить, изумить — удивить, просить —

умолять.

242. Расположите слова по возрастающей степени признака.

Растворить, раскрыть, распахнуть.

243. Вместо точек вставьте в нужной форме слова из

приводимого ниже синонимического ряда.

1.1. Земля ... вокруг своей оси и вокруг Солнца.

2. Инженер клал руку на машину, и колесо то останавливалось,

то начинало ... с огромной скоростью.

3. Быстро ... ручка швейной машины. 4. Оркестр

опять заиграл, и веселые пары стали ... в вальсе.

I Слова для в с т а в о к : вертеться, вращаться,

I кружиться, крутиться.

II. 1. По окончании школы ученики смогут ... полученные

знания к делу. 2. Было единогласно

решено ... предложенный проект реорганизации фабрики.

3. В рассматриваемой фразе можно ... оба слова,

выступающие как синонимы.

Слова для вставок: использовать, применить,

употребить.

152

244. Подберите антонимы к приводимым ниже словам.

Составьте с теми и другими предложения.

1. Ругать, войти, молчать, начинать, ослабить, отпереть,

повысить, подбежать, покупать, помнить,

разрушить, спросить.

2. Жить, заболеть, ненавидеть, радоваться, смеяться.

245. Замените устойчивые глагольно-именные сочетания

(описательные обороты) близкими по значению глаголами.

Образец: принимать участие (книжн.) — участвовать

(нейтр.).

Брать под защиту, вести борьбу, взять на себя обязательство,

вынести приговор, выражать благодарность,

выражать протест, выражать сожаление, выражать

сочувствие, давать советы, давать названия, делать

попытки, допускать ошибки, нанести обиду,

одержать победу, оказывать влияние, оказывать доверие,

оказывать поддержку, оказывать помощь, оказывать

предпочтение, оказывать содействие, оказывать

сопротивление, осуществлять руководство, подвергать

наказанию, подвергать оскорблениям, подвергать преследованиям,

пойти на уступки, предъявлять требования,

принять решение, приходить в негодование, приходить

в отчаяние, производить осмотр, проявлять заботу,

проявлять интерес, хранить молчание.

246. От приводимых ниже глаголов образуйте причастия;

укажите их тип (см. таблицу на с. 154).

Образец: читать, любить, прочитать, подойти.

Спать, сидеть, погрузиться, ненавидеть, дышать,

отбросить, затеять, слышать, обидеть, отправлять,

видеть, виднеться, подъехать.

247. Прочитайте текст. Выясните, как при помощи глаголов

(включая причастия и деепричастия) в нем показана

динамика действий.

153

Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие

волны, бьющие о подножие тороса.

Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны,

придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля

придвинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом

отдаваясь в глубине бора. Послышалось могучее

шипенье, шорох, треск ломающихся глыб, словно

надвигалось неукрощенное стоногое чудовище. Передовые

льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей

массой, ползли на вершину и громоздились

в причудливые горы. Движение ледяной массы,

встретив непреодолимую преграду, превратилось в

колоссальную энергию разрушения. И через несколько

минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись

новые громады.

Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря,

разорвала тишину торжествующим воем, расколола

ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала

его на многие километры.

Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли

разломанные, рассеянные остатки ледяных полей,

словно разбитые обломки гигантского корабля. Струи

154

воды, не скованные льдом, вливались в свинцовые

волны. Море постепенно освобождалось от сковывавшего

его льда.

Тучи постепенно сбегали с небесного свода, и вот

он уже весь кажется унизанным мерцающими звездами.

Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотавшим

морем, еще не успокоившимся от недавней

бури.

В темной пучине колеблющимся светом отражаются

яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет

необъятную водную гладь, подернувшуюся тонким

льдистым слоем, и над застывшим морем неподвижно

повисла безмолвная тишина.

(По А. С. Серафимовичу)

1. Выпишите отдельно действительные причастия настоящего

времени, действительные причастия прошедшего

времени, страдательные причастия прошедшего

времени. Выделите в них суффиксы.

2. Объясните написание к и кк в словах ломаными

(очертаниями) — разломанные (остатки ледяных полей).

3. Объясните употребление приставок пре— при- в словах

превратилось, придавленные, придвинулось.

§ 36. Наречие.

248. Разберите наречия в составе приводимых ниже

предложений.

Образец: Вчера здесь много и по-хорошему говорили

о нем, но он почему-то остался недоволен.

155

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком

(П.). 2. Повсюду зеленели травы (Т.). 3. Ему

[Нехлюдову] казалось, что все, как нарочно, назло

пристают к нему (Л. Т.). 4. Сонный сторож неверной

рукой четырежды ударил в колокол (М. Г.).

5. И по-ребячьи Моргунок вдруг протянул ладонь

(Те.). 6. Убитый лежал ничком (Бакл.). 7. Бродит

темень по избе, спотыкается спросонок (Кл.). 8. Глаза

рассеянно глядят и больше никогда не плачут

(Ахм.).

249. Найдите синонимы наречия давно.

1. Мать и отец давно умерли у него (М. Г.). 2. В полях

давным-давно убрали рожь, обнажены леса

(Марш.). 3. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит

в своей стороне (Гонч.). 4. Николай Иваныч —

некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь

же необычайно толстый, уже поседевший мужчина

(Т.). 5. Я слышал — правда ль — будто встарь

судей таких видали, которые весьма умны бывали,

пока у них был умный секретарь (Кр.). 6. Жили в старину

одни люди, непроходимые леса окружали с трех

сторон таборы этих людей, а с четвертой — была

степь (М. Г.).

250. В каждой паре наречий, расположенных по алфавиту,

укажите синоним, в котором признак выражен

сильнее.

Бесчеловечно — жестоко (обращаться с кем-либо),

близко — недалеко (жить), неудовлетворительно —

плохо (отвечать), безмятежно — спокойно (спать),

прохладно — холодно (на улице).

251. Замените выделенные наречия соответствующими

по смыслу фразеологическими оборотами, приведенными

в конце упражнения.

Образец: бежать стремительно — бежать сломя

голову.

1. Он неохотно отдал единственный экземпляр

нужной ему книги. 2. Встали очень рано и отправились

в путь. 3. Она безгранично предана своему делу.

4. Близнецы очень похожи друг на друга. 5. Пришлось

очень долго дожидаться своей очереди. 6. Он не

стеснял себя в средствах, жил богато. 7. Способный

ученик решил задачу моментально. 8. Они сразу же

понравились друг другу. 9. Кто-то очень громко кричал

в соседнем помещении. 10. Позавтракали наспех,

чтобы не опоздать к поезду. 11. Работали усердно,

стараясь наверстать упущенное.

Ф р а з е о л о г и ч е с к и е обороты для заме-

н ы (приводятся в алфавитном порядке): битый час,

в два счета, во все горло, всей душой, как две капли

воды, на скорую руку, на широкую ногу, не покладая

рук, ни свет ни заря, скрепя сердце, с первого

взгляда.

§ 37. Предлог.

252. Разберите предлоги в составе приводимых ниже

предложений.

Образец: Вследствие усталости мы вынуждены

были задержаться в пути и отдыхали в течение двух

часов.

157

1. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю

приезжал к нам (Л. Т.). 2. На берегу, несмотря на

сумерки, можно было разглядеть красные рубахи

(Кор.). 3. Она тихонько выбралась из-за стола и выскользнула

на улицу (Расп.). 4. Едем мимо садов, по

заборам цветет сирень (Шм.). 5. Директор почувствовал

теперь даже небольшое уважение к культурному

служащему ввиду того, что он не суется с лекциями, а

сидит молча (Плат.).

§ 38. Союз.

253. Разберите союзы в составе приводимых ниже предложений.

Образец: Он обещал, что, если будет свободен, придет

ко мне вечером, чтобы вместе готовить уроки по

географии и истории или решать задачи по алгебре, но

не пришел, так как заболел.

Наши рекомендации