Гласные ыи я после приставок
П р а в и л а :
1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо
и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-
рать — разыграть; искать — подыскать.
П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на
сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.
П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно
произношению.
2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по
общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:
межинститутский, сверхиндустриализация.
3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-
тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-
иорданский, панисламизм.
Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.
Безыдейное произведение, без...менная речка, без-
...нвентарное хозяйство, безынициативный работник,
безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-
д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-
ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-
ное число, пред...юньские события, -транс...райская
магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,
небезызвестный автор, Полит...здат, меж...мпериалис-
тические противоречия.
ПРИСТАВКИ НА 3 И ПРИСТАВКА С-
П р а в и л а .
1. Приставки без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)
пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б,
в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными
(к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).
Например: безграничный — бесконечный, возбуждение — вос-
питание, взлететь — вспыхнуть, издать — истратить, низло-
жить — нисходить, раззадорить — рассердить, чрезмерный — че-
респолосный.
П р и м е ч а н и е . Перед корнем чёт- пишется одно с, перед
корнем чит два с (расчет—рассчитать).
И с к л ю ч е н и е : бессчетный.
2. В приставке раз- (рас-) — роз- (рос-) под ударением пи-
шется о, без ударения — а. Например: развалить — розвальни,
расписать — роспись.
3. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звон-
кими согласными. Например: спилить — сбить, сшить — сжить.
Упражнение 44. Вставьте пропущенные буквы.
Бе.„классовое общество, бе...вкусная пища, бе...мя-
тежное спокойствие, бе...предельная доброта, бе...бо-
лезненная операция, бе...характерный человек, бе...це-
ремонное обращение, бе...вредное средство, бе...связ-
ный рассказ, бе..,доказательное утверждение, бе...за-
ветная преданность, бе...хитростные слова, бе...страш-
ный наездник, бе...тактный поступок, бе...грамотное
еочинение, бе...дарный писатель, бесчисленное мно-
жество, бе...форменная глыба, бе...жизненный взгляд,
бе...людное пространство, бе...шумная походка, бе...на-
дежный больной, бе...ропотное существо, бе...следное
исчезновение.
Упражнение 45. Раскройте скобки, образуйте слова с приве-
денными приставками.
воз вое- (делать, создать, гордиться, наградить,
кликнуть, произвести, звать, ходить, жечь, требовать);
из- — ис- (сушить, красить, мучить, бить, пробо-
вать, тратить, черпать, шарить, ведать, царапать);
раз- — рас- (копать, пахать, жечь, сверлить, чис-
тить, шевелить, щелкать, хватать, звонить, формиро-
вать).
Упражнение 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы
(одну или две).
I. Умел он весело поспорить, остро и тупо отвечать,
порой ра...четливо смолчать, порой ра...четливо повздо-
рить (Я.). 2. Дом был бы не так дряхл, если бы владелец
его сколько-нибудь разорился на починку (Г.). 3. В фев-
рале чуткий нос уж чувствует в воздухе мягкое веянье
бли...кой весны (Г.). 4. Высоко надо мной, тяжело и ре...-
ко ра...секая воздух крылами, пролетел осторожный
ворон (Т.). 5. В карты играть он любит, но только с людь-
ми звания ни...шего (Т.). 6. ...жатые губы Илюши не ше-
велились, ...двинутые брови не ра...ходились (Г.). 7. Были
местности, где в одном селе скучивалось до пяти-шес-
ти господских усадеб, и вследствие этого существовала
бе...толковейшая чере...полосица (С.-Щ.). 8. Звенит ко-
локольчик, ни...ги не видать (Н.). 9. Все было ра...броса-
но и в бе...порядке, в особенности разное детское бе-
лье (Дост.). 10. Ни...кие бесконечные камыши тянулись
до самых гор (Л. Т.). 11. Мне страстно хотелось ра...гово-
риться с нею, ра...просить ее (Гарш.). 12. В бе...мыслен-
ных, бе...цветных глазах стояли светлые слезинки (Бул.).
13. Подмастерья получали ра...чет каждую неделю, де-
вушки — через две недели (Верес.). 14. Исчезают послед-
ние клочки снега в лесу (Пришв.). 15. Этот бе...страст-
ный, похожий на камень, человек говорит только о том,
что делает (Гладк.). 16. ...дешняя растительность такая
же чахлая, как и везде на побережье моря (Аре.). 17. Оче-
редной залп японцев, ра...читанный на прежнюю ско-
рость миноносца, пролетел мимо (Степ.). 18. При-
ходилось повторять одно и то же бе...четное количество
раз (Баб.). 19. У храбрых есть только бе...смертие — смер-
ти у храбрых нет (Сим.). 20. В эти дни повсюду в тайге
ра...цвел шиповник (Аж.).
Упражнение 47, Вставьте пропущенные буквы, поставьте уда-
рения.
. , . . ' , . :.- ' '. .
Р.-.здать, р...зданный, р...злить, р...злив, р...зыграть,
р...зыгрыш, р...зыскать, р...зыск, р...зыскной (от ро-
зыск), р...звалиться, р...звальни,р...списание, р...спись,
р...спустить, р...спуск, р...сплескать, р...сплеск, р...спи-
сать, р...списка, Р...СПИСНОЙ, р...ссыпать, р...ссыпи,
р...ссыпной, р...ссыпный, р...ссказать, р.,.ссказни.
ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-
П р а в и л а .
1. Приставка пре- придает словам:
а) значение высокой степени качества или действия (мож-
но заменить приставку словами очень, весьма), например: пре-
неприятный, преуспевать;
б) значение «через», «по-иному» (близкое к 'значению при-
ставки пере-), например: превращать, преступать.
П р и м е ч а н и е . В некоторых словах приставка пре- в
современном русском языке не выделяется: презирать, прельщать,
пренебрегать. Не выделяется в качестве приставки сочетание пре-
в иноязычных словах: президиум, прелюдия и др.
2. Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности, например: при-
брежный, пришкольный;
б) прибавления, приближения, присоединения, например:
приделать, прибивать;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограни-
ченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;
г) доведения действия до конца, например: приглушить, при-
думать;
д) совершения действия в чьих-либо интересах, например:
приберечь, припрятать.
П р и м е ч а н и е . В некоторых словах приставка при- в
современном языке не выделяется: прибор, призреть, приказать
и др.
Различаются по оттенкам значения слова преуменьшить (зна-
чительно уменьшить) и приуменьшить- (немного уменьшить), а
также преумножить и приумножить. Слово преувеличить всегда
пишется с приставкой пре-, слово приукрасить — с приставкой
при-.
Упражнение 48. Выпишите из орфографического словаря по
нескольку примеров на указанные выше случаи употребления
приставок пре- и при-.
. Упражнение 49. Составьте предложения со словами: пребы-
вать — перебывать — прибывать, предать — передать — при-
дать, предел — передел — придел, преемник — приёмник — воспри-
емник, преступать — переступать — приступать, преходящий —
переходящий — приходящий.
Упражнение 50. Объясните значение слов, подберите для каж-
дого из них соответствующий контекст.
Презреть — призреть. Преклонить — приклонить.
Претворить — притворить. Преуменьшать — приумень-
шать.
Упражнение 51. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1.1. Понятна мне времен пр...вратность, не пр...кос-
ловлю, право, ей (П.). 2. Никакие мольбы не могли пр...-
клонить его к отсрочке или уменьшению платежа (Г.).
3. Я решился пр...доставить все выгоды Грушницкому
(Л.). 4. Есть камень пр...ткновения, который решительно
не берет ни смычок, ни кисть, ни резец (Герц.). 5. Все
мальчики засмеялись и опять пр...умолкли на мгнове-
ние (Т.). 6. Девять дней хворая Иванушка, на десятый
день пр...ставился (Н.). 7. Пр...имущественное назначе-
ние главных помпадуров заключается в том, чтобы
препятствовать (С.-Щ.). 8. Все во мне волновалось от
какого-то нового, необъяснимого ощущения, и я не
пр...увеличу, если скажу, что страдала, терзалась от этого
нового чувства (Дост.). 9. Словно ребенок, я плескался в
воде, пр...даваясь наивысшему наслаждению (Ч.). 10. Не-
смотря на пр...чудливые и непонятные обороты, я от-
лично схватил сущность того, что говорил об отце Ты-
бурций (Кор.). 11. Советский народ пр...творяет в жизнь
великий план преобразования природы (М. Г.). 12. К
нашим сказкам, милый рыцарь, пр...клоните слух (Бл.).
13. Наши детские выходки и пр...грешения он воепр...ни-
мал очень остро (Верес.). 14. Послы пр...близились и на
ковре перед тронными ступенями пр...клонили колени
(А. Н. Т.). 15. Пр...следование представлялось бесполез-
ной тратой времени (Аре.). 16. Ел Мирон Лукич разбор-
чиво, пр...вередливо и скоро отодвинул тарелку (Фед.).
17. Стало ясно, что автор придал своему герою черты
нежизненные, неправдивые, пр...украсил его (Никул.).
18. Те немногие минуты, которые были нужны для пр...о-
доления этого пространства, показались прапорщику
вечностью (Степ.). 19. Пока дошли до стана, знания
Артемки пр...умножились во много раз (Марк.). 20. Обо-
дранная о ледяной наст, закопченная одежда пр...вра-
тилась в лохмотья (Кож.).
II. Пр...следовать, пр...амбула, пр...увеличитьу
пр...стол, пр...стиж, пр...митивный, пр...оритет, пр...лю-
дия, пр...одеться, претензия, пр...мета, пр...словутый,
пр...читать, пр...мат, пр...тентент, пр...проводить,
пресмыкаться, пр...цедент, пр...екорбие, пр...баутка,
власть пр...держащие, пр...вередливый, пр...вилегия,
пр...спешник, пр...успеть, пр...есться, пр.„равнять,
пр...творство, не пр...минуть, пр...имущество,пр...неб-
речь.
Упражнение 52 (повторительное). Перепишите текст, встав-
ляя пропущенные буквы. Объясните употребление приставокире-
и при- в знакомых вам случаях.
Имя преобразователя природы И. В. Мичурина ове-
яно славой и всеобщим пр...знанием. Мичурин пр...вра-
тился из опытника-одиночки, непризнанного и ос-
меянного, в ученого-исследователя.
Свое жизненное пр...звание И. В. Мичурин видел в
научном трудовом подвиге и пр...дался ему с ранних
лет. Непрерывные экспериментальные исследования
Мичурина показывают, какие препятствия ему пр...хо-
дилось пр...одолевать, с каким пр...небрежением отно-
сились к его работе.
Впоследстви... идеи и методы Мичурина нашли ши-
рокое применение. Мичурин пр...образовал природу
растений, вырастил новые, еще не виданные сорта и
открыл путь для продвижения садов далеко на север.
И. В. Мичурин хотел, чтобы вся наша необ...ятная
страна превратилась в цветущий сад, чтобы всюду были
плоды и ягоды, пр...носящие человеку здоровье, чтобы
люди не зависели от пр...вратностей природы. «Мы не
можем ждать милостей от природы; взять их у нее—наша
задача», — так учил Мичурин.
Упражнение 53 (повторительное). Перепишите, вставляя про-
пущенные буквы в соответствии с правилами написания при-
ставок.
1. Об...емлет ужас печенегов (Л.). 1. Чичиков стал
пр...мечать, что бричка качалась во все стороны и наде-
ляла его пр...сильными толчками (Г.). 3. Там, где горы,
убегая, в светлой тянутся дали, пр...словутого Дуная
льются вечные струи (Тютч.). 4. Успех пр...взошел мои
ожидания, и я должен был прекратить поиски новых
бабочек (Акс.). 5. Неиз...яснимая тишина западает в душу
(Т.). 6. Бе...конечные войны возвысили Наполеона; они
же ни...вергли его (Черн.).7. Каштанка с...ела много, но
не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Мальчик
дернул деда за рукав, и его лицо совершенно пр...обра-
зилось (Кор.). 9. Империализм и фашизм сеют злые се-
мена национальной розни, расового пр...небрежения и
пр...зрения (М. Г.). 10. Улица корчится без...языкая, ей
нечем кричать и разговаривать (Маяк.). 11. Мы не имели
преимуществ в быстроте хода (Нов.-Пр.). 12. После это-
го стрелки стали в...ючить коней (Аре.). 13. Эта женщина
пр...зирала не только меня, но и мою мать (Гладк.).
14. Старик, ра...стелив халат, мирно спал под деревом
(Фад.). 15. Настя пр...хлопнула за собой калитку и и...чезла
(Леон.). 16. Люди скинули полушубки, ра...стегнули ват-
ники (Чак.). 17. Часовой преградил ему дорогу (Шол.).
Л8. Он так и не нашел из...яна в обороне, но тревога не
проходила (Буб.). 19. Делегаты с под...емом выбирали
рабочий президиум, почетный президиум (Аж.).
20. Деревянные домики, пр...жимаясь к земле, пр...таи-
лись за длинными заборами (Рыб.).