По русскому языку и литературе

I.Задания репродуктивного характера, направленные на выявление нормативного когнитивного содержания

1. Давайте вспомним, как произносятся эти слова, и расставим в них ударение:

Апостроф, афиняне, береста, заплесневелый, запломбировать, квашение, издревле, оптовый, откупорить, подреберье, сторицей, шасси, осведомить, буйволица, втридорога, заржаветь, квартал, кожух, мизерный, несессер, сливовый, сумерничать, толика, ходатайствовать.

2. Как следует произносить слова: Потуп`иться или пот`упиться? Языков`ой или язык`овый? Завихр`иться или зав`ихриться?

3. Как, на ваш взгляд, ударение в фамилиях С`околов (на 1-м слоге) и Сокол`ов (на 3-м слоге) связано с этимологией этих слов?

4. Каковы значение и происхождение слова глаголица?

5. Объясните значение и происхождение слова кромешник.

6. Объясните,чем различаютсякладезьиколодезь?

7. Знаете ли вы значение выделенного слова? Попытайтесь объяснить его и подобрать к нему синонимы:

«Господа! – сказал он, - это ни на что не похоже; Печорина надо проучить! Эти петербургские слётки всегда зазнаются, пока их не ударишь по носу!» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

8. Объясните значение выделенного слова в строке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «И мысль об ней одушевила его цевницы первый стон»

9. У глагола брызгать есть две формы: брызгает и брызжет. Объясните разницу в их лексическом значении. Приведите аналогичные примеры.

10. На Руси существовало выражение «Стоять фертом». Что оно означало?

11. Объясните смысл и происхождение фразеологизма «Гол как сокол».

12. Каковы смысл и происхождение фразеологизма «За душой нет ничего»?

13. Установите соответствие между характеристиками и именами ученых-русистов:

В.В.Виноградов 1) отец славянской филологии, доказавший генетическое родство славянских языков, как ученый превзошел себя же как поэта;
В.И.Даль 2) создатель науки о языке художественных произведений и истории русского литературного языка;
А.Х.Востоков 3) создатель словаря, получившего название «энциклопедия народной жизни»


14. Давайте вспомним об употреблении прописных букв. Перед вами несколько словосочетаний. Попытайтесь исправить ошибки, допущенные в написании некоторых из них: клубника «виктория», смородина Выставочная красная, орден «Знак почёта», Внешэкономбанк, председатель Правительства РФ, Академическое издание полного собрания сочинений А.С.Пушкина, XV Московский кинофестиваль.

15. Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье, цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.

16. Объясните варианты форм слов: сыны – сыновья, лоскуты – лоскутья

17. Почему так пишется: будущий, но следующий?

18. Объясните варианты написания слов: обессилеть - обессилить; обезлюдеть – обезлюдить, комплемент - комплимент.

19. Запишите одним словом: 1800-летие, 2052-летие, 6495-летие, 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.

20. Соотнесите направления литературы и их некоторые характерные особенности:

1) классицизм     2) романтизм   3) сентиментализм   1) положительный герой – умеющий глубоко и сильно чувствовать 2) триединство места, времени, действия 3) изображение природы как фона 4) положительный герой – разумный, добропорядочный гражданин-патриот 5) природа как символ свободы 6) герой – одиночка, наделённый исключительными качествами, бросающий вызов обществу (властителям, Богу, всему миру), обуреваемый страстями 7) сосредоточенность повествования на чувствах героев

21. Кому и в каком произведении принадлежат эти слова:

а) «Нам вот всё представляется вечность, как идея, которую понять нельзя, что-то огромное-огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комната, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот вся вечность»;

б) «Ах, если бы прожить лет двести-триста!.. Сколько бы можно было переделать дела!»;

в) «В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!»

22. Известны ли вам эти афоризмы? постарайтесь продолжить данные фразы и вспомнить,из каких произведений они взяты, кто их автор:

а) «Не продаётся вдохновенье...»; б) «Да здравствует солнце...»; в) «Служенье муз не терпит суеты...»; г) «Гений и злодейство...»; е) «Нет правды на земле...»; ж) «Привычка свыше нам дана...»

23. Попытайтесь вспомнить, к каким произведениям относятся эти эпиграфы:

1. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

2. …Иль был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего?..
И.Тургенев
3.День-деньской моя печалица, В ночь – ночная богомолица, Векова моя сухотница…
Из народной песни

24. Назовите автора выражения «Гений чистой красоты». В каком произведении впервые было употреблено это словосочетание?

25. С какими направлениями (течениями) в литературе и искусстве связаны эти имена: К.Д.Бальмонт, К.С.Малевич, В.Хлебников, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв, С.М. Городецкий, М.А.Врубель, А.Белый, В.В.Кандинский, А.Е.Крученых, О.Э.Мандельштам, А.Н.Скрябин, П.П. Кончаловский, В.Э. Борисов-Мусатов.

26. Прочитайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Книга». Кого из литературных героев упоминает рассказчик? Попытайтесь вспомнить авторов и названия этих произведений.

Лёжа на гумне в омёте, долго читал – и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой!

II. Задания репродуктивного характера, направленные на выявление интенционального когнитивного содержания

1. В русской литературе и речи образованных людей некоторые иностранные слова и выражения употребляются без перевода. Например: a la guerre comme a la guerre; bon ton; carte blanche; cogito, ergo sum; de facto.

Что они означают?

2. Сочинив «Сказку о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин отправил ее одному из друзей с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин». Кто был адресатом этого послания?

3. Попытайтесь определить, кому из художников слова XIX - XX вв. И.Северянин посвятил эти строки:

1) Мог выйти архитектор из него: Он в стилях знал извилины различий. Но рассмешил при встрече городничий, И смеху отдал он себя всего
   
2) Рассказчику обыденных историй Сужден в удел оригинальный дар. Врученный одному из русских бар, Кто взял свой кабинет с собою в море…
   
3) Над Грузией витает скорбный дух – Невозмутимых гор мятежный Демон, Чей лик прекрасен, чья душа – поэма, Чье имя очаровывает слух.
   
4) Чином офицер, душою инок, Он смело вызывал на поединок Всех тех, кто жить мешал его стране.
   
5) Все чрез него познали оправданье, И человек - почти обожествлён!
   
6) Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо из мягкой стали. По отчужденной женщине тоска.

4. Кому из классиков отечественной литературы известный критик В.С.Баевский посвятил следующие строки:

1) «Он стремится запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои настроения на душу читателя…Инверсии с самым причудливым расположением слов в стихотворной речи, пропуски слов, причём пропущенное можно восстановить только предположительно, отказ от сказуемого – главного члена предложения в обычных условиях – таковы лишь некоторые приёмы стиля…»;

2) «…поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения. Посредством этих тропов он неожиданно вводил в текст целые глыбы казалось бы постороннего, в действительности же художественно необходимого материала. В его поэзии мир предстаёт укрупнённым, она построена на гиперболах…Он вернулся к ораторской интонации, которая после эпохи классицизма утратила главенствующее положение ... создал новую систему стихосложения – акцентный стих»;

3) «Подобно жене князя Игоря из «Слова о полку Игореве», она оплакала своих современников в словах, вырывавшихся из глубины женской страдавшей и сострадавшей души. Плач этой новой Ярославны растянулся на полстолетия…не у языческих богов, а у Христа и Его Матери искала она утешения и заступничества»

4) «кроткий в частной жизни ... участвовал в Бородинском сражении и бестрепетно заступался перед властным императором за ненавистных ему людей … создал свой суггестивный стиль. Смысл всех приёмов один и тот же: поместить слово в такую ритмико-синтаксическую конструкцию, в которой бы его изначальное словарное значение, привычное для читателя, было ослаблено, а выступили дополнительные оттенки значения, ощутимые только в данном контексте»;

5) « Трагическое мироощущение было присуще и другим поэтам, но (он) воспринимал мир, бытие как катастрофу…», он «писал с ощущением, что человечество висит над пропастью, которая в каждое мгновенье готова навсегда поглотить его»;

6) «Он … любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего … что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится»;

7) «В нём с наибольшей полнотой выразились лучшие черты русского национального характера, в нём с наивысшим успехом произошла встреча России с Европой, задуманная Петром 1… Дар поэта и научная складка сочетались с непосредственным религиозным чувством»

5. Может ли безличный глагол быть в предложении в повелительном наклонении? Приведите пример.

6. В каких произведениях русских художников слова затрагивается тема Рождества?

7. Знаете ли вы произведения В.А.Жуковского, положенные на музыку русскими композиторами? Назовите их.

8. В творчестве каких известных писателей, поэтов и композиторов воплощён образ Кармен?

9.В старославянском языке слова «мразь» и «мраз» были однокоренными. Что общего в их семантике (значении)?

III. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление нормативного процедурного содержания

1. Перед Вами омоформы – неполные омонимы; докажем это, произведя морфемный разбор данных слов как имен существительных, а затем – как деепричастий: 1) взрыв, 2) прорыв, 3) перерыв

2. Сколько слов образовано приставочно-суффиксальным способом?

Зауралье, подснежник, бесприданница, присловье, бездорожье, подмастерье, Заонежье, приморье

А) 0; б) 2; в) 6; г) 8.

3. «Третье – лишнее»:

а) из лесу, на пол, со льдом;

б) до крови, на брови, по уши;

в) за голову, по брюхо, на ночь.

4. Выделите окончания в словах:

1) лисий, 2) ест, 3) дам, 4) себя, 5) колоколен, 6) щей, 7) щец

5. Каквы думаете, что можно считать окончаниями в словах: 1) потусторонний; 2) сумасшедший; 3) повсеместный; 4) пятиэтажка; 5) триста?

6. Просклоняйте слово сковорода в форме множественного числа и расставьте ударение.

7. Как Вы думаете, какую синтаксическую функцию выполняют в предложении подчеркнутые слова?

1) «Около самых ворот, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает окровавленный палец». (А.П.Чехов)

2) Лучше сидеть сложа руки, чем работать спустя рукава.

8. Какую синтаксическую роль играет существительное «бездна» в данных предложениях:

1) «Открылась бездна, звезд полна» (М.В.Ломоносов)

2) «Бездна звезд на небе» (А.Кольцов)

9. Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложениях:

1) Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. (И.С.Тургенев)

2) Наконец, около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин ... (А.С.Пушкин)

3) Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю. (М.Ю.Лермонтов)

10. Что является источником синтаксической неоднозначности (синкретизма) некоторых членов данного предложения?

Мы сели отдохнуть на скамейку в парке.

Перестройте это предложение так, чтобы указанные вами словоформы реализовали только одно синтаксическое значение. Приведите свой пример предложения, в котором наблюдается синкретизм второстепенных членов.

11. «Знак пресекательный ставится, когда речь бывает прервана». (А.Х.Востоков. Русская грамматика)

О каком знаке препинания здесь идёт речь? Каковы его функции в современном русском языке?

12. Сложный знак препинания - запятая и тире - следует отличать от сочетания двух знаков – запятой и тире. Этот знак указывает

· на место расчленения сложного предложения;

· на то, что в данном месте делается структурный поворот от предшествующей части к последующей;

· на нарастание какого-либо чувства, вызываемого теми или иными действиями, предметами, явлениями.

Кроме того, запятая и тире как единый знак употребляется ещё и в бессоюзном предложении с присоединительной частью.

Попытайтесь определить, в каких из приведённых здесь предложений употреблён сложный знак - запятая и тире. Обоснуйте свою точку зрения.

1) Прочтя эту записку… всякий подумает, что Карл Иваныч больше ничего как бесчувственный и корыстолюбивый себялюбец, - и всякий ошибётся. (Л.Н.Толстой, «Детство»)

2) Всё это глупости, - мечты, - ерунда! (М.Горький, «Жизнь ненужного человека»)

3) Сюда скоро хлынет* вся Европа, - вы уж мне поверьте.

4) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь Эльбрусом, - весело жить в такой земле. (М.Ю.Лермонтов, «Княжна Мери»)

5) Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонёк спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, - Самгину было приятно смятение, вызванное его словами. (М.Горький, «Жизнь Клима Самгина»)

13. Назовите знак препинания по его характеристике:

а) знак паузы;

б) знак выключения;

в) знак предупреждения.

14. Попытайтесь объяснить пунктуацию в предложениях:

1) «Тут, старосту лизнувЛевмилостиво в грудь, отправился в дальнейший путь» (И.А.Крылов)

2) «Кусты шиповника стоялибудто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки» (М.А.Шолохов)

3) Муравей трудился напрасно, не в силах сдвинуть с места кроху.

15. Расставьте и объясните знаки препинания в предложении:

1) Теперь же судебным следователем Иван Ильич чувствовал что все без исключения самые важные самодовольные люди все у него в руках. (Л.Н.Толстой)

2) Это были звуки Ангары распознав которые можно было услышать и звуки острова. (В.Распутин)

16. Объясните разницу в пунктуации перед прямой речью:

Он глянул с усмешкой: - Ничего, до свадьбы заживёт. Ему всё стало ясно. - Говорить нам больше не о чем.

17. Определите, на базе какого фразеологического оборота и как образованы данные слова: 1) перегибать, 2) осточертеть, 3) взбелениться, 4) насобачиться, 5) смотаться.

18. Восстановите фразеологические обороты:

1) Он опять навострил лапти, - поймали, и велено было цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, на усадьбе-то у Волкова… (А.Толстой)

2) Она занимала нам деньги во все лопатки. (А.Чехов)

3) Он всякой дыре гвоздь и поговорить с человеком сроду не даст…(М.Шолохов)

*Объясните причины деформации писателями фразеологических оборотов.

19. Какой поэтический приём использован в приведённых ниже строках? В чём его суть?

Куда по нём свой быстрый бег Стремит Онегин?
***
И, задыхаясь, не скамью Упала …
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

20. Прочитайте текст из цикла В.Солоухина «Камешки на ладонях». Какую роль играют средства выразительности в данной миниатюре? Аргументируйте свой ответ.

Бывает искусство, как варенье, которое отбивает аппетит к настоящей еде. Человек голоден, ему хочется и мяса, и лука, и хлеба, и помидоров, и горячих щей. Но если дать ему в это время три столовых ложки варенья, чувство голода пропадёт, будто бы и поел.

21. Какие, на Ваш взгляд, речевые и грамматические ошибки, возможно, допущены в этих предложениях?

1) Мы пошли в ту сторону, где доносились голоса людей.

2) Вдоволь поговорив, они разошлись по домам.

3) Хлынул ливень, который бывает лишь в тропических странах.

4) Предложено им доставить нужную информацию.

5) Вскоре после возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы.

6) В других работах подобного рода статистические данные отсутствуют.

7) Не ты, но судьба виновата.

8) Роман, а не повесть будет опубликована в следующем номере.

9) Ни одно государство или группа государств не должно получить военное преимущество.

10) Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадали бы в тон, к месту.

11) Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий.

12) Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и чешскими деятелями науки и культуры, получили бы своё дальнейшее развитие.

13) Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки.

14) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

15) Речь неоднократно прерывалась слушателями бурными аплодисментами.

16) «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественной стороне произведения»

17) «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах»

18) «К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся»

IV. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление интенционального процедурного содержания

1. Действие, названное глаголом, можно изобразить схемой.

Попробуйте установить соответствие:

1) идти а)///////////////
2) сиживать б) ------------
3) засвистеть в) ________
4) дочитать г)●_______
5) приговаривать д) _______●

2. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к каким смысловым парам относятся следующие пословицы:

1) двум смертям не бывать, одной не миновать;

2) не всяк праведник, кто ходит в церковь;

3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит;

4) горбатого могила исправит;

5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел;

6) в тихом омуте черти водятся;

7) встречают по одёжке – провожают по уму;

8) мал золотник, да дорог;

9) коровка чёрная, а молочко белое;

10) терпение и труд всё перетрут;

11) копейка рубль бережёт;

12) одна паршивая овца всё стадо перепортит;

13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору.

*Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам

3. В современном русском языке возвратные глаголы, образованные с помощью аффикса -ся от переходных глаголов, образуют несколько семантических (смысловых) групп.Соотнесите данные глаголы с названием группы:

Семантические группы Возвратные глаголы
1) глаголы собственно-возвратного значения; 2) глаголы взаимно-возвратного значения; 3) глаголы общевозвратного значения; 4) глаголы косвенно-возвратного значения; 5) глаголы активно-безобъектного значения; 6) глаголы со значением непроизвольного действия. 1) удариться, пораниться; 2) (крапива) жжётся, (мех) электризуется; 3) сердиться, восхищаться; 4) построиться, запастись, уложиться; 5) перекликаться, взаимоуничтожаться; 6) мыться, прислоняться.

4. Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х=n– 1, где х – число запятых, а n – число однородных членов. Верна ли эта формула? в каких случаях? Обоснуйте своё мнение.

5. В стихотворениях современных поэтов Виталия Кальпиди («О, сад») и Ольги Седаковой («Дикий шиповник») использована метаметафора. Постарайтесь объяснить смысл данного литературоведческого термина. Обоснуйте своё мнение.

О,сад О, хорошо в саду моих Возвышенных обид На этот мир, что на двоих Таинственно накрыт,   Сесть в одиночку и цедить Смородиновый чай И за полёвками следить, Повымершими, чай.   Сад изумительных обид, Печаловый мой сад, Жуками жуткими набит И осами усат...   ...о сад – обида и тоска, Обида и тоска – Построен на сухом песке Из влажного песка...
Дикий шиповник Ты развернёшься в расширенном сердце страданья, Дикий шиповник, О, Ранящий сад мирозданья.   Дикий шиповник и белый, белее любого. Тот, кто тебя назовёт, переспорит Иова.   Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда, Глаз не спуская и рук не снимая с ограды.   Дикий шиповник идёт, Как садовник суровый, Не знающий страха,   С розой пунцовой, Со спрятанной раной участья под дикой рубахой.

V.Творческие задания комплексного характера, позволяющие выявить уровень владения нормативным и интенциональным когнитивным и процедурным содержанием

1. Лингвистическая миниатюра. Учёный-лингвист Н.М.Шанский считает, что «нет никаких оснований относить слова «первый», «второй», «третий» и т.д. к категории числительных». Как вы думаете, к какой части речи академик Н.М.Шанский относит порядковые числительные? Попытайтесь обосновать его точку зрения.

2. Лингвистическая миниатюра. Ряд учёных-лингвистов (К.Бругман, А.Мейе, А.М.Пешковский и др.), говоря о различиях между несовершенным и совершенным видом глаголов, пользовались аналогией с точкой и прямой. Объясните смысл этой аналогии.

3. Создайте небольшой текст о слове хлынуть в жанре словарной статьи. Обязательно укажите тип словаря (толковый, словообразовательный, этимологический и т.п.), в который вы могли бы поместить данную статью.

4. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива» (А.С.Пушкин)

5. Учёные до сих пор спорят, чем считать образованные от одной и той же основы глаголы разного вида – разными словами или формами одного и того же слова. Например: выбирать - выбрать, начинать – начать, зевать – зевнуть, перелистывать – перелистать. Выскажите и аргументируйте своё мнение в небольшом сочинении-рассуждении.

6. Сочините лингвистическую миниатюру в жанре словарной статьи на одну из тем:

1) «Роль антонимических пар в художественном тексте»

2) «Роль синонимов в художественном тексте»

3) «Роль однородных членов в художественном тексте»

4) «Русская афористика»

7. Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь в небольшом сочинении-рассуждении подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории.

8. Как Вы думаете, на чём основано заявление учёного-лингвиста Павла Александровича Леканта: «Граница между знаменательными и служебными частями речи является весьма подвижной»? Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.

9. Перед Вами произведение автора, которого вы привыкли воспринимать как прозаика, - стихотворение И.С.Тургенева. Произведите его филологический анализ.

(В дороге) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.   Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые.   Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далёкое, Слушая ропот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 1843г.

10. Прочитайте стихотворение, произведите его филологический анализ.

1) К.Батюшков Мой Гений О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милой, незабвенной Повсюду странствует со мной. Хранитель Гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1815г.

2) А. Тарковский

  Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… «К***»
  Как тот Кавказский Пленник в яме, Из глины нищеты моей И я неловкими руками Лепил свистульки для детей.   Не испытав закала в печке, Должно быть, вскоре на куски Ломались козлики, овечки, Верблюдики и петушки.   Бросали дети мне объедки, Искусство жалкое ценя, И в яму, как на зверя в клетке, Смотрели сверху на меня.   Приспав сердечную тревогу, Я забывал, что пела мать, Я научился понемногу Мне чуждый лепет понимать.   Я смутно жил, но во спасенье Души, изнывшей в полусне, Как мимолетное виденье, Опять явилась муза мне, И лестницу мне опустила, И вывела на белый свет, И леность сердца мне простила, Пусть хоть теперь на склоне лет.    
  (Из цикла «Пушкинские эпиграфы»)
       

3) А.С.Пушкин

Из Пиндемонти Зависеть от царя, зависеть от народа – Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчёта не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья, Вот счастье! Вот права…

11. Прочитайте стихотворения, произведите их сопоставительный анализ:

В.А.Жуковский

Невыразимое Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и лёгкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть её изобразила? Едва-едва одну её черту С усилием поймать удастся вдохновенью… Но льзя ли в мёртвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятённая полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена,- Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полёте удержать, Ненареченному хотим названье дать- И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам – сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката- Сии столь яркие черты – Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далёкому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье – Какой для них язык?.. Гор`е душа летит, Всё необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. 1819г.

Ф.И.Тютчев

Silentium! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи.   Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими – и молчи.   Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!.. 1830г.

12. Прочитайте и сопоставьте две редакции стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Что их объединяет, в чём различие? При анализе необходимо выявить не только жанровое, ритмико-синтаксическое, фонетическое и лексическое своеобразие произведений, но и определить функции этих форм и средств в раскрытии идейно-тематического содержания, создании образного ряда стихотворений.

*** На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.
 
***
Всё тихо – на Кавказ идёт ночная мгла, Восходят звёзды надо мною,   Мне грустно и легко - печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,   Тобой, одной тобой - унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,   И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Прошли за днями дни – сокрылось много лет, Где вы, бесценные созданья,   Иные далеко, иных уж в мире нет, Со мной одни воспоминанья.   Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь И без надежд, и без желаний,   Как пламень жертвенный, чиста моя любовь И нежность девственных мечтаний.

13. Сопоставьте стихотворение А.С.Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» со стихотворением В.Я.Брюсова «Парки бабье лепетанье…». Можно ли говорить о внутреннем диалоге этих произведений?

«Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздаётся близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня?   Что ты значишь, скучный шёпот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… Парки бабье лепетанье Жутко в чуткой тишине… Что оно пророчит мне – Горечь? Милость? Испытанье? Тёмных звуков нарастанье Смысла грозного полно. Чу! Жужжит веретено, Вьёт кудель седая пряха… Скоро ль нить мою с размаха Ей обрезать суждено!   Спящей ночи трепетанье Слуху внятно… Вся в огне, Бредит ночь в тревожном сне. Иль ей грезится свиданье, С лаской острой, как страданье, С мукой пьяной, как вино? Всё, чего мне не дано! Ветви в томности трепещут, Звуки страстным светом блещут, Жгут в реке лучами дно.   Ночь! Зачем глухой истомой Ты тревожишь мой покой? Я давно сжился с тоской. Как бродяга в край искомый, Я вошёл в наш мир знакомый, Память бедствий сохраня. В шумах суетного дня Я брожу, с холодным взглядом, И со мной играет рядом Жизни мышья беготня.   Я иду в толпе, ведомый Чьей-то гибельной рукой, - Как же в плотный круг мирской Входит призрак невесомый? Знаю: как сухой соломой Торжествует вихрь огня. Так, сжигая и казня, Вспыхнет в думах жажда страсти… Ночь! Ты спишь! Но чарой власти Что тревожишь ты меня?

14. Подумайте над сходством и различием этих двух стихотворений, проведите их сопоставительный анализ:

Ф.И.Тютчев

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он И вот ушёл за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла – А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!
1836г.

И.Северянин

Возмездие Был дух крылат, Бескрыло тело. Земных палат Не захотело, Приобрело У птицы крылья Превозмогло Своё бессилье. Всё побороть! Не тут-то было: Крылата плоть, Душа бескрыла.
1929г.

15. Сопоставьте и проанализируйте вольный перевод К.Н.Батюшкова (отрывок из «Странствий Чайльд-Гарольда» Байрона) и стихотворение Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»

К.Н.Батюшков   Ф.И.Тютчев
Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! С тобой, владычица, привык я забывать И то, чем был, как был моложе, И то, чем ныне стал под холодом годов, Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов, И как молчать об них – не знаю. Шуми же ты, шуми, огромный океан! Развалины на прахе строит Минутный человек, сей суетный тиран. Но море чем себе присвоит?   Est in arundineis modulation musica ripis*   Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.   Невозмутимый строй во всём, Созвучье полное в природе, - Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с ней осознаём.   Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник?   И от земли до крайних звезд Всё безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне, Души отчаянный протест?
    *Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)

16. Произведите филологический анализ рассказа В. Набокова «Рождество».

Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу, Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда. Так бывает после больших несчастий. Не брат родной, а случайный неприметный знакомый, с которым в обычное время ты и двух слов

Наши рекомендации