Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соотношение права и морали.

Прежде чем понять, как соотносятся и взаимодействуют нормы морали и права, необходимо дать определения двум данным понятием. Мораль– это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, следование которым имеет добровольный характер. Правоже - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушении.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Исходя из данных положений, можно выделить ряд общих признаков морали и права:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм нрава и морали единый объект регулирования — общественные отношения;

3) как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1) Происхождением[1]. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

2) Формой выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);

3) Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственного принуждения;

4) Степенью детализации[2]. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;

5) Сферой действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

Взаимодействие праваи морали.

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

Общественная мораль.

В морально-философской литературе у разных авторов можно найти определения, приближающие нас к пониманию феномена[3] общественной морали. Во-первых, общественная мораль рассматривается просто как выражение в общественной жизни общих нравственных принципов. Во-вторых, общественная мораль рассматривается как реальность самой идеи морали. В-третьих, общественная мораль связывается с деятельностью институтов, которые регулируют общественную жизнь таким образом, чтобы она способствовала солидарности людей и их благополучию или, при другом восприятии, распределяют фундаментальные права и обязанности. В-четвертых, общественная мораль может представляться как набор моральных стандартов, соответствующих тем ролям, которые индивид выполняет в различных сообществах – от семьи вплоть до национального государства.

Таким образом, важнейшим отличаем морали общественной от морали индивидуальной или личностной являются их различные субъекты, а в некоторых случаях и объекты, но которые они воздействуют.

Искусство:

Искусствои право.

Искусство – это многогранная форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств. В своей работе мне не представляется возможным охватить взаимодействие всех форм искусства с правом, поэтому обращусь к одной из достаточно обширных форм искусства, к художественной литературе, а именно к творчеству Ф.М. Достоевского.

Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - student2.ru Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) был одним из наиболее ярких представителей писателей-гуманистов, который посвятил свое творчество защите прав «униженных и оскорбленных». Как активный участник кружка петрашевцев он в 1849 г. был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой и последующей солдатской службой. По возвращении в Петербург Достоевский занимается литературной деятельностью, совместно с братом издает почвеннические журналы «Время» и «Эпоха». В его произведениях нашли реалистическое отображение резкие социальные контрасты российской действительности, столкновение ярких, самобытных характеров, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, тончайший психологизм и гуманизм.

Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - student2.ru

«Преступление и наказание» – первый философский роман на криминальной основе. Одновременно это и психологический роман, так как Ф.М. Достоевский исследует здесь психологию преступника.

С первых страниц читатель знакомится с главным героем – Родионом Раскольниковым, порабощенным философской идеей, допускающей «кровь по совести». К этой идее его приводят голодное, нищенское существование. Размышляя над историческими событиями, Раскольников приходит к выводу, что развитие общества обязательно осуществляется на чьих-то страданиях и крови. Поэтому всех людей можно поделить на две категории – «обыкновенных», безропотно принимающих любой порядок вещей, и «необыкновенных», «сильных мира сего». Эти последние имеют право в случае необходимости нарушить моральные устои общества и переступить через кровь.

Подобные мысли были навеяны Раскольникову идеей о «сильной личности», буквально носившейся в воздухе в 60-е годы XIX века, а позднее оформившейся в теории Ф. Ницше о «сверхчеловеке»[4]. Проникнувшись этой идеей, Раскольников пытается решить вопрос: к какому из этих двух разрядов относится он сам? Чтобы ответить на этот вопрос, он решает убить старуху-процентщицу и таким образом приобщиться к разряду «избранных».

Однако, совершив преступление, Раскольников начинает терзаться раскаянием. В романе предстает сложная психологическая борьба героя с самим собой и одновременно с представителем власти – высокоинтеллектуальным следователем Порфирием Петровичем. В изображении Достоевского – это образец профессионала, который шаг за шагом, от беседы к беседе умело и расчетливо замыкает вокруг Раскольникова тонкое психологическое кольцо.

Писатель обращает особое внимание на психологическое состояние души преступника, на его нервное расстройство, выражающееся в иллюзиях и галлюцинациях, которые, по мнению Достоевского, обязательно должны приниматься следователем в расчет.

В эпилоге романа мы видим, как рушится индивидуализм Раскольникова. Среди трудов и мучений ссыльнокаторжных он понимает «беспочвенность своих притязаний на звание героя и роль властителя», осознает свою вину и высший смысл добра и справедливости.

Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Произведение Ф.М. Достоевского является доказательством того, что в любом обществе присутствуют элементы морали. Даже в самом «гнилом» и растлённом обществе существуют субъекты глубоко нравственные (как Сонечка Мармеладова), а также личности, сошедшие с праведного пути, но при помощи общественной морали, вернувшиеся к истине (как Родион Раскольников).

Осознание Родионом своей вины приходит не без помощи следователя Порфирия Петровича – умного и тонкого психолога. Во время первой встречи Порфирий ведет себя то «спокойно и холодно», то «язвительно» и иронично. Раскольников понимает игру следователя, поэтому в его душе появляется раздражение и злоба. Вопросы следователя, темы их разговоров постоянно держат Раскольникова в напряжении. Нашел Порфирий и статью, когда-то написанную Раскольниковым, и вызывает героя на разговор о его теории. Порфирий проницателен, вопросы, задаваемые Раскольникову, касаются самых существенных положений статьи: как отличить «обыкновенных» людей от «необыкновенных» и какие муки совести должен испытывать преступник.

Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, "всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя". В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. "Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!"

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда «валяет дурака». Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.

Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его "хи-хи", смешанные с состраданием, нетерпимы для "наполеончика" из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает — и этим снимает маску и добивает Раскольникова.

Измотанный страхом разоблачения, Ракольников "почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел". Главный герой "Преступления и наказания" постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Раскольников чувствует, что его преступление — в отличие от кровавых деяний Наполеона — стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто. — Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".

Всё это говорит о том, что тонкая игра Порфирия Петровича позволила главному герою самостоятельно дойти до истины, заключающейся в крахе теории деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Родион осознает, что всё, что он делал, о чем думал, всё это преследовало его личные интересы, и убийство старухи не помогло тысячам голодающих, оно лишь сгубило душу самого главного героя. Именно данные этапы осознания главным героем истины и составляю этапы формирования общественной морали.

Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - student2.ru

\

Формирование общественной моралив произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - student2.ru

Заключение.

Искусствои наши дни остается незаменимым «источником морали». Именно искусство влияет на формирование нравственности, общественной морали. Без искусства общество остается «сырым материалом», чистым листом, на котором от одного неловкого движения могут остаться неисправимые кляксы.

Искусство незаменимо, так как, взаимодействуя с наукой, философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несёт человеку своё собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал.

По моему мнению, очень важным является то, что общество должно осознавать роль искусства. Ведь искусство регулирует не только общественные отношения, но и правовую базу, которой в наше время уделяется немало внимания.

Предметный указатель.

И

Искусство, 6, 11

М

Мораль, 4, 5

О

Общественная мораль, 5, 8

П

Право, 4, 5, 6

Происхождение, 4

С

Степень детализации, 5

Сфера действия, 5

Т

теория Ф. Ницше о «сверхчеловеке, 7

Ф

Ф.М. Достоевский, 3, 6

Форма выражения, 4


Список литературы

Право и история художественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [В.Г. Вишневский и др.] под ред. М.М. Рассолова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

Васильев В.В. Мозг и сознание // Вопросы философии. – 2006. – №1. – 67-79.

Фуллер Лон Л. Мораль права: пер. с англ. Т. Даниловой, под ред. А. Куряева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИРИСЭН, 2007. – 306 с.

Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5. С. 3–17.

Д.И. Писарев Борьба за жизнь: критическая статья по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского. Две части, 1867 г

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/moral.html, дата обращения 13.12.2015

[1] Происхождение- возникновение, появление

[2] Детализация - разработка в деталях; стремление к исчерпывающей полноте изображения.

[3] Феномен(от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

[4] Теория Ф. Ницше о «сверхчеловеке» - образ, введённый философом в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.

Наши рекомендации