Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья?

Региональная культура Западно-Сибирского Зауралья сформировалась в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных народнопесенных систем европейской России. Результаты фольклорно-этнографических исследований на территории Тюменской области выявили сосуществование нескольких народно-песенных традиций, представляющих творчество различных социальных слоев населения, пришедших на эти земли в разное время из различных регионов Европейской части России. Наиболее показательная для данной территории старожильческая культура, сформировавшаяся ранее других традиций преимущественно под влиянием севернорусской и казачьейкультур. Именно старожильческая традиция в значительной степени определила облик местного песенного фольклора. С одной стороны, влияя на песнетворчество новопоселенцев (по народной терминологии «россиян» или «рассейских»), с другой стороны, наоборот, воспринимая некоторые его тенденции, старожильческая традиция приобрела значение централизующего стержня в устно-песенном творчестве разных районов края. Старожильческой традиции, несмотря на очень сложную внутреннюю структуру, на разнородные истоки, присуща этнокультурная целостность, характеризуемая единством принципов музыкального творчества.

Основу старожильческого населения Тюменской области составили выходцы из северорусских и, частично, среднерусских губерний – Вологодской, Пермской, Вятской. Сами старожилы до сих пор называют себя «русскими коренными жителями Сибири», «исконными сибиряками», «испокон веку здесь живущими», в народной терминологии зовутся «чалдонами», «кержаками», «желтопупыми», «желторотыми», «родчими», «тутошними», «казаками», «староверами» и пр. Народная интерпретация термина чалдон сводится к нескольким вариантам: «люди, пришедшие/сосланные с Чала и Дона», «первые русские, приплывшие на челнах», «потомки донских казаков» [1, с.17].

Во второй половине XIX в. группа интеллигентов, вошедших в организацию под названием “Сибирское областничество” (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков и др.) отстаивала мнение, что в Сибири сформировался “особый историко-этнографический тип русских”, чей внешний облик и привычки есть результат взаимодействия с аборигенными этносами, а также колонизации и природно-климатических изменений” (3,с.103-104). Из исследований П.М. Головачева, вышедших в начале XX в., о русских старожилах Сибири узнаем: «…коренаст, крепок, имеет довольно большой рост… по внешнему виду отличается от великорусов: преобладают черные волосы, черные или коричневые глаза, более смуглый цвет кожи» [2, с.144]. Во второй половине XIX – начале XX вв. на территории Западно-Сибирского Зауралья сложились компактные зоны проживания старожильческого населения – деревни Абатского, Армизонского, Бердюжского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Сорокинского, Упоровского и Юргинского районов.

Обрядовый комплекс представляет собой один из самобытных разделов западносибирской традиции. Современные фольклорно-этнографические записи не полностью отражают состояние местной календарной системы. Из исследований материалов, собранных в старожильческих поселениях, более полно сохранились календарные: святочные, масленичные, семицко-троицкие обряды. Остальные этапы календарного года отмечены фрагментарно, что составляет трудность проследить трехфазовые обрядовые композиции. У новопоселенцев, сохранивших особенности тех мест, откуда они ведут своё происхождение, встречается равномерное развитие годового песенного цикла при наличии всех календарных праздников – от Зимних святок до Покрова – с сохранением обрядов весеннего и летнего цикла, что способствует сохранению и проведению областных праздников в южных районах Тюменской области. В календарных обрядах прослеживаются идеи трехфазности ритуалов: разделение - открепление субъекта перехода от места, занимаемого им в космической или социальной системе; грань - состояние контактов с «иным» миром, уподобляемое смерти, утробному существованию, двуполости, пустыне, затмению солнца; восстановление – завершение перехода в новое стабильное состояние, достигнутое в лиминальной фазе, закрытие границ в «иной» мир.

Важнейшую сторону западносибирской песенной традиции образуют лирические «проголосные» песни, включающие в себя: основной пласт русско-сибирского склада, объединяющий ранний слой лирики, песни свадебные и хороводные; лирические песни позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей западносибирской традиции; поздний слой лирических песен, имеющих общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящих к новым веяниям городской культуры. Основная масса лирических проголосных песен (женских и мужских) бытует сегодня в женской среде, что сказывается на манере артикуляции.

Задание: Найти тексты музыкальных произведений, отражающих культуру разных национальностей.

Мы армяне, и этим все сказано
Вера в жизнь нам дана от Творца
И судьба наша Богом указана
Древо Жизни беречь без конца

Мы из – Муша, Карина и Ванна…
Зов земли той народ наш вобрал
Наша память хранит неустанно
Что армянский народ испытал
Мы - повсюду, но жизнью доказано
Что душою народ неделим,
И мы в Истину верить обязаны,
Золотой Век вновь повторим!

Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья? - student2.ru

ВЕСЕННЯЯ (песня)
Ой ты князь - Красное Солнышко,
Выйди в небо, нам покажись!
Истосковались по летушку знойному,
Тебя встречать мы здесь собрались.
К самому небу пламя взметается
Праздничного костра,
Чтобы цветами мир разукрасился,
Чтобы пришла Весна!
Руки сомкните пусть же закружится
Праздничный хоровод,
Чтобы счастливым, да хлебородным
Был предстоящий год.
Пусть с неба ясного льются на землю
Солнечные лучи
Стужа отступит, лёд растает
И побегут ручьи!

Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья? - student2.ru


Чужими друг другу мы стали давно
При встрече мы слов не нашли и расстались
Нам в тайне терпеть нашу боль суждено
Друг к другу на миг подошли и расстались.
Чужие, от встреч мы не ждем ничего
Давно не кружусь в круг лица твоего
Мы шли на огонь не достигнув его
Одежды лишь край подожгли и расстались.
Мы пробыли только мгновенье вдвоем
Не дрогнув, не вспыхнув любовным огнем
Сердец не согрев мы в упорстве своем
Обиды простить не смогли и расстались.
Прервали мы дружбу терзанья терпя
Не выдали горя сердцами скрепя,
Так птицу души отпугнув от себя
В молчанье глаза отвели и расстались.
Любовь обернулась Вагифу во зло
Напрасны старанья все прахом пошло
Сойдясь не открыли как нам тяжело
Век жить друг от друга вдали и расстались.

Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья? - student2.ru

Чечня казна богатых душ
Богатых светом благородным
Воспитанным умом народным
Прошла ты сквозь столетий гущь

В твоей руке сверкал булат
Держала яркие знамена
И неподкупна злата звону
Хранила вековой уклад

Свободы дух здесь веет гордо
Измен не знает твой народ
Твой муэдзин в мечеть зовет
Припасть пред господом покорно

И вот в разрезе вековом
Мы праздник славный отмечаем
И за слова мы отвечаем
И дальше будет крепнуть – он

Он - гордый Грозный, он - столица
Он в сад цветущий превратился
На зависть многим городам
На радость верным сыновьям

Отцы народа, что у власти
Уберегите от напастей
Упорство тех, кто сотни лет
Из уст в уста нам нес завет

Нас призывающий к терпенью
К добру, к любви, к благотворенью
Чтоб правду мы твердили громко
И это все несли потомкам

Чечня - Да не угаснет свет
Зажженный духом благородным
Что сохранен трудом народным
Горит пусть сотни тысяч лет

Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья? - student2.ru

Наши рекомендации