Правописание one после шипящих. 13 страница
бесконечно далекие миры, таинственно мерцающие
в ночном небе.
(В. Шаталов, М. Ребров)
275. Выделите словосочетания с наречиями в роли зависимого
слова.
Рано утром Оля часто и надолго уходила из дому,
они с Володей забирались высоко над обрывом, круто
срывавшимся к реке, и, лежа в траве, читали вслух.
Книги приносила всегда Оля. И читала всегда она.
Володя настойчиво уверял, что от его голоса книги делаются
намного скучнее, а если он пробовал читать за
женщин, они получались всегда грубиянками, самому
слушать противно.
Оля весело хохотала над ним и сама читала с удовольствием.
Вокруг примятой книжкой травы у них
перед самыми глазами, близко и четко, покачивали
своими вершинками дикие колоски, метелочки, зонтики:
целый волшебный травяной лес!
В траве деловито шла своя жизнь, немолчно что-то
звенело, стрекотало; шмели сердито гудели, букашки
настойчиво карабкались вверх, по стволам травы,
сердито шевеля усиками.
Под вечер на страничку раскрытой книги робко ложились
тени от трав. Оля, медленно и таинственно дочитав
сказку, сорвала, закусила травинку и долго, равнодушно
молчала, точно позабыв, что рядом Володя.
На самом деле она чутко и напряженно ждала, что он
скажет. А он как-то нечестно увиливал, потом вдруг
быстро и решительно встал и засобирался домой.
(По Ф. Кнорре)
174
1. Сделайте фонетический разбор слова нечестно.
2. Укажите состав слов грубиянка, метелочка, зонтик.
3. Подберите антонимы к словам рано, высоко, весело,
близко. Составьте с ними предложения.
276 (повторение). Подготовьте небольшое устное сообщение
на тему ≪Типы связи слов в словосочетании и
предложении≫.
277 (повторение). Выделите предложения с однородными
членами. Выясните их стилистическую роль.
ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ.
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
(Я. А. Бунин)
1. Объясните написание глаголов 3-го лица единственного
числа настоящего времени.
2. Найдите прилагательные в краткой форме, каким
членом предложения они являются?
3. Объясните отсутствие запятой перед союзом и в предложениях
этого текста.
278 (повторение). Перескажите содержание приводимого
текста.
Из Куоккала Репин приезжал на собрания Товарищества
и изредка бывал в гостях у передвижников.
Меня интересовало, как он воспринимает музыку.
175
В концертах и опере с ним мне не приходилось бывать,
и я не знал, что его более всего интересует в этой
области. Один раз он приехал к Дубовскому, у которого
устраивался в этот день домашний концерт... Репин
слушал внимательно, большое содержание великих
композиторов его, видимо, захватило, но в то же
время для него как будто и не хватало живого образа,
слов, действия. Но он дождался своего. К концу вечера
прямо из оперы приехал Ершов, певец с огненным
темпераментом. С особым, ершовским, тембром голоса
он запел арию Садко ≪Эй вы гости...≫. Зал был заполнен
сильным голосом певца. В музыке, жестах и
мимике выступил яркий образ Садко, которого и Репин
воплотил в картине в дни своей молодости.
...Илья Ефимович бросился на шею Ершову. Какой
восторг, какое сияющее и вдохновенное лицо было у
Репина! Он был прекрасен в эти минуты и казался выше
всех в этом зале.
(Я. Д. Минченков)
1. Сделайте фонетический разбор слов приезжал, огненный.
2. Выпишите и разберите причастия.
3. Составьте схему последнего предложения.
279 (повторение). Перепишите текст, раскрывая скобки
и вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выделите
словосочетания со связью согласования, управления,
примыкания.
ВЕСНА СВЕТА.
В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю
чудесное время, назван..ое мною весной света, когда
первый воробей запоет (по) своему в стен..ой печурк..,
ж..лоб высун..т из себя лед..ной язык, и с него закапает,
и (по) перек тр..туара побежит первый маленький
ручей...
До со..нца леса оделись ин..ем, и, когда со..нце
взошло, (не) которые крупные кристаллы ин..я на деревьях
заг..релись, и так ярко, что нельзя было отличить
от них забытую электрическую лампоч..ку.
176
Тишина, мороз, свет, аромат мороза и со..нца, торжество.
Так до самого апреля оставалась весна света...
(М. М. Пришвин)
1. Объясните написание нн и и в словах названное,
стенная, ледяная.
2. Найдите глаголы и глагольные формы, укажите их
вид.
3. Составьте схему первого предложения.
280. Раскройте скобки, выберите подходящее словосочетание.
Мотивируйте свой выбор (учтите возможность
обоих вариантов).
1. Молодая женщина часто жаловалась то на боль
в сердце, то на (боль в голове — головную боль).
2. Это лекарство применяется как средство против
(боли в голове — головной боли). 3. Многочисленные
(заботы по хозяйству — хозяйственные заботы)
отнимают у матери много времени. 4. Каждое утро по
всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение).
5. В этих местах нередки (морозы, в 35 градусов
— тридцатипятиградусные морозы). 6. В углу
комнаты стоит массивный дубовый (шкаф для
книг — книжный шкаф). 7. В сказках и поговорках
часто говорится о (жадности волка — волчьей жадности)
и о (хитрости лисы — лисьей хитрости).
8. Для творческой работы наиболее продуктивны (часы
утра — утренние часы). 9. Во время каникул мы
совершили интересное (путешествие по морю —
морское путешествие). 10. Еще недавно на окраине
города стояли низенькие деревянные домики, а теперь
целые кварталы застраиваются (домами в десять
этажей — десятиэтажными домами). 11. На
огромном пространстве раскинулись (степи без воды
— безводные степи). 12. До появления в Москве
электричества на (улицах города — городских улицах)
использовалось (освещение газом — газовое
освещение). 13. (Рабочие завода — заводские рабочие)
кончили смену. 14. (Решетка сада — садовая
111
решетка) покрашена в зеленый цвет. 15. (Решетка
сада — садовая решетка) ограждает и защищает зеленые
насаждения.
281. Образуйте словосочетания с однокоренными главными
словами, принадлежащими к разным частям речи.
Укажите, чем объясняются одинаковые синтаксические
связи в образованных словосочетаниях.
Образец: устать с дороги — усталый с дороги —
усталость с дороги.
Готовиться к отъезду ...; отличаться от других ...;
привыкать с детства...; пригодиться для постройки
...; близиться к осуществлению ...; освободиться
от предрассудков ...; робеть перед старшими ...; знакомиться
между собой . . . .
282. Вместо точек вставьте предлог в или на.
1. Уехать ... Сибирь, ... Крым, ... Кавказ, ... Белоруссию,
... Украину, ... Черноморское побережье,
... Поволжье, ... Дальний Восток, ... Закавказье,
... Карпаты, ... Крайний Север.
2. Пойти ... школу, ... почту, ... телеграф, ... кино,
... концерт, ... театр, ... цирк, ... представление,
... спектакль, ... оперу, ... вокзал, ... мэрию, ... станцию.
3. Работать ... учреждении, ... предприятии,
... мастерской, ... акционерном обществе, ... мясокомбинате,
... заводе, ... фабрике, ... шахте, ... фирме,
... избирательном участке, ... мельнице, ... поле,
... огороде, ... кухне, ... бульваре, ... сквере, ... приисках,
... телевидении, ... колхозе, ... совхозе, ... кооперативе,
... ферме.
4. Ехать ... трамвае, ... карете, ... автобусе, ... поезде,
... метро, ... такси, ... пароходе, ... лодке, ... санях,
... грузовой машине, ... коляске.
283. Вместо точек вставьте предлог из или с. Учтите,
что при указании на направление движения образуются
антонимические пары: в — из, на — с (уехать
178
в деревню — приехать из деревни, пойти на мельницу
— прийти с мельницы).
Вернуться ... Алтая, ... Крыма, ... Кавказа, ... Украины,
... Поволжья, ... Дальнего Востока, ... цеха,
... фабрики, ... завода, ... кино, ... концерта, ... театра,
...лаборатории, ...вокзала, ...работы, ... мастерской,
... предприятия, ... станции, ... школы.
§ 41. Типы предложений.
284. Укажите типы предложений по цели высказывания.
1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что
нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? (Кр.). 2. Принять
его, позвать, просить, сказать, что дома ... (Гр.).
3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и
спокойными глазами (Л.). 4. Варвара Павловна смеялась
их замечаниям и восклицаниям (Т.). 5. К истории
сына Порфирий Владимирович отнесся довольно
загадочно (С.-Щ.). 6. Что у тебя за охота всех женить и
замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся
как хотят (Ч.). 7. Так и шло дело (М. Г.). 8. Давай,
Марина, об этом не спорить (Шол.). 9. Прошуми высокой
осокой про весну, про мою весну (Ахм.). 10. Так
страшно слушать черную полночь в пустом дому!
(Цв.). 11. Пусть будет завтра и мрак и холод! Сегодня
сердце отдам лучу (Балъм.). 12. Спать бы шел и гостю
бы покой дал... (Полев.).
285. Перепишите предложения в таком порядке:
а) повествовательные; б) вопросительные; в) побудительные.
1. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам
(Гр.). 2. Что же это за люди, что за типы? (Бел.).
3. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе
(Г.). 4. Ты бы ложилась, нянечка (Ч.). 5. Что же вам
тут может нравиться? Кажется, это не особенно при-
179
ятно (Бл.). 6. Яков, она читала тебе свои стихи?
(М. Г.). 7. А разве воздействовать на людей — не великое
искусство? (Фед.). 8. У Мишки глаза разбежались.
Растерянно закружился на одном месте, потом
рванулся и побежал к музыкантам (Шол.). 9. Пусть
он смелый, пусть известный, пусть еще побьет рекорд,
но и пусть мою невесту хорошенько любит,
черт! (Тв.). 10. Лопатин взял газету и увидел на четвертой
полосе напечатанную подвалом корреспонденцию
(Сим.).
286. Объясните постановку знаков препинания в конце
предложений.
1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды
блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещут сребристых тополей листы. Луна спокойно
с высоты над Белой Церковью сияет (П.). 2. Не
ходите, она спит, кажется... Не беспокойте ее... (Г.).
3. А летнее июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал,
как отрадно бродить на заре по кустам? {Т.).
4. Много я вашей сестры видел, эге много! А ни одна
не тронула моего сердца так, как ты! Эх, Радда, полонила
ты мою душу! (М. Г.). 5. Вы, верно, молодой
человек, нездоровы? (Купр.). 6. А что же ты от меня
хочешь? Чтобы я ходил по темницам утешителем
в скорбях и печалях? (Фед.). 7. Я буду счастлив! Я буду
молод! Я буду дерзок! Я так хочу! (Бальм.).
8. Изморось. Сумерки. Дорога в степь... Версты уходят
назад (Шол.). 9. Там есть заветная пещера, и кто-
то чудный там живет. Колдун? Колдунья? Зверь? Химера?
Владыка жизни? Гений вод? (Бальм.).
10. Седых!.. Провалиться мне на этом месте!.. Откуда
ты взялся... черт полосатый?! (Некр.).
287. Выделите распространенные и нераспространенные
предложения.
1. Были и лето и осень дождливы (Жук.). 2. Карета
подъехала и остановилась (П.). 3. Дело казалось необыкновенной
важности (Г.). 4. Он был, казалось, лет
180
шести (Л.). 5. Притом же пес — животное умное (Т.).
6. Варя была с заплаканными глазами (Ч.). 7. Лето
кончилось. Все реже был слышен голос незнакомки
(Пауст.). 8. Дни уплывали черной чередой. Баз опустел.
Пусто стало и на душе Гришки (Шол.).
9. Редактор задумался. В его строгой душе была слабая
струнка. Единственный сын через неделю кончал
курсы младших лейтенантов (Сим.). 10. Сергей Андреевич
был как в чаду. Работа валилась у него из рук
(О. В.). 11. Тишина. Солнечные узоры на земле
(О. В.).
288. Найдите неполные предложения. Укажите, какие
члены предложения в них опущены, и объясните причину.
1. — А где ты был? — В кунсткамере, мой друг
(Кр.). 2. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,
курьеры (Г.). 3. Они смотрели друг на друга: Райский
— с холодным любопытством, она — с дерзким
торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.).
4. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца
золотой (Л.). 5. Вдруг мне навстречу старушка, Машина
мать (Т.). 6. Они говорили долго: бабушка — тихо
и жалобно, дед — крикливо и сердито (М. Г.).
7. Нина несла кашу, Витя — пустую кастрюльку
с ложкой (Фед.). 8. Мужики — за топоры (А Н. Т.).
9. А там Байкал, за тою далью, в полсуток обогнуть
едва ль, а за Байкалом — Забайкалье (Тв.).
289. Выделите предложения с двумя главными членами
и предложения с одним главным членом.
I. 1. Вам не видать таких сражений! (Л.). 2. На другой
день Пьер приехал проститься (Л. Т.). 3. В одно
тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (Ч.).
4. Много было интересного в доме, много забавного
(М. Г.). 5. Меня снова потянуло к нему (М. Г.).
6. В комнату надо было подниматься по крутой лестнице.
Там всегда пахло краской и лаком от позолоты
(Пауст.). 7. Чехла снимать не будем (Леон.). 8. Жар-
181
ко. Тишина. Лишь вдоль плетней шаркают ноги —
пылищу гребут (Шол.). 9. Мне надо тебе что-то сказать
(О. В.).. Едем бором, черными лесами.
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет. На горе пред нами
Лес щетинит новую вершину.
(И. А. Бунин)
290. Охарактеризуйте приводимые ниже простые предложения,
укажите: а) тип по цели высказывания;
б) распространенное или нераспространенное; в) полное
или неполное; г) с двумя или с одним главным членом.
Образец: На стук его в дверь не было никакого ответа
(Г.). Предложение простое, повествовательное, с
одним главным членом, распространенное, полное.
1. Ах, в самом деле рассвело! (Гр.). 2. ≪А где-то нам
сегодня ночевать?≫ — ≪Да здесь в лесу≫ {П.). 3. Как
хорошо ты, о море ночное (Тютч.). 4. Уж вы капитана
разбудите сначала (Л. Т.). 5. Вот железнодорожный
переезд и застава (Ч.). 6. Макар сидел на дровнях, покачиваясь,
и продолжал свою песню (Кор.). 7. Девушке
до боли стало жалко старика (М. Г.). 8. Много вас
тут теперь? (Бун.). 9. У Николая даже в ушах зазвенело
от обиды (Купр.). 10. Для писателя память — это
почти все (Пауст.). 11. Теркин мой — к огню поближе
(Тв.). 12. Скалы — мозоли земли (Кл.). 13. Вечерело.
Только что подали дачный поезд (Наб.).
14. Светлый майский день. Пруд бледно голубеет. Заводской
дым треплется в теплом ветре (Зайц.).
Главные члены предложения.
§ 42. Способы выражения подлежащего.
291. Укажите, какими частями речи выражено подлежащее
в приводимых ниже предложениях. Каково лексическое
значение слов и словосочетаний, выступающих
182
в роли подлежащего? Что дает им возможность употребляться
в функции подлежащего?
I. 1. Шли два приятеля вечернею порой (Кр.). 2. Я
сам кляну свое рожденье (Гр.). 3. Знает ли вас кто-нибудь
в доме Троекурова? (П.). 4. Как мало нас от битвы
уцелело! (П.). 5. Написать его биографию было бы
делом его друзей (П.). 6. Около тысячи человек спали
вместе (Г.). 7. Каждый из нас станет на краю площадки
(Л.). 8. Мы сегодня же едем (Л.). 9. Печальное нам
смешно, смешное грустно (Л.). 10. Громкое ≪Благодарствуйте,
батюшка Алексей Степаныч!≫ огласило
поляну (Акс). 11. Было что-то беспомощное и грустно-
покорное в его нагнутой фигуре (Т.). 12. Это ≪если
бы≫, отнесенное им к прошедшему, к невозможному,
сбылось (Г.). 13. Вот раздалося ≪ау!≫ вдалеке (Н.).
14. Половина неба была закрыта низкой темной тучей
(Л. Т.). 15. Ближние уехали домой, а дальние собрались
к ужину и ночлегу (Л. Т.).
II. 1. Со мной происходит нечто странное (Ч.).
2. Этак всякий может печь (Ч.). 3. Перед вами стоит
желающий попасть в начинающие, несмотря на свои
под сорок (Ч.). 4. Дед с матерью шли впереди всех
(М. Г.). 5. Немногие пойдут этой дальней и трудной
дорогой (М. Г.). 6. Подойти к брату было страшно
(М. Г.). 7. Мы с ним лежим на песке у громадного
камня (М. Г.). 8. Наконец толпа людей в серых шинелях
вывалилась в сени (М. Г.). 9. Танцующие теснились
и толкали друг друга (Купр.). 10. Наступило
наконец пятнадцатое мая (Купр.). 11. Что-то будто
придержало Извекова (Фед.). 12. Показать все многообразие
писательской работы и силу ее влияния на
людей невозможно для одного человека (Пауст.).
13. Полголовы еще осталось (Ч.). 14. Пробило десять
часов (Т.). 15. Пятнадцать лет так прошло (Остр.).
§ 43. Типы сказуемого.
292. Укажите, чем выражено простое глагольное сказуемое
в приводимых ниже предложениях. Составьте
схемы предложений 1, 9, 12.
183
1. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы
на дороге (П.). 2. Иван Иванович, что с кривым глазом,
тоже приказал долго жить (Г.). 3. Ваш батюшка
возьми да к ней и привяжись (Т.). 4. Вдруг старушка
мать — шасть в комнату (Т.). 5. Да приснятся тебе самые
лучшие, самые красивые сны {Ч.). 6. Летний вечер
гаснет ( Купр.). 7. Возьмите научите ее грамоте
(Фед.). 8. Помощник было пошел, но приостановился
(Сераф.). 9. Мой стих трудом громаду лет прорвет
{Маяк.). 10. Цветет желтая акация {Пришв.). 11. Полевой
санитарный поезд состоял из теплушек {Па-
уст.). 12. А потом все пошло по-старому (Бакл.).
293. Выясните, чем выражено составное глагольное
сказуемое в приводимых ниже предложениях. Укажите,
что представляет собой вспомогательная часть этого
сказуемого (глагол со значением: а) начала, продолжения,
конца действия или б) возможности, необходимости,
желательности действия либо краткое прилагательное
или устойчивое сочетание с указанными значениями).
Составьте схемы последних трех предложений
первой части упражнения.
I. 1. Мартышка вздумала трудиться {Кр.). 2. Герои
по правам решились разобраться (Кр.). 3. В одиночестве
способен жить не всякий (Кр.). 4. Он был не в состоянии
думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях
(Л.). 5. Дубровский с расстроенным состоянием
принужден был выйти в отставку и поселиться
в остальной своей деревне (П.). 6. Владимир начинал
сильно беспокоиться (П.). 7. Он пустился бежать во
весь дух (Г.). 8. Лакей Петрушка стал устраиваться
в маленькой передней (Г.). 9. Путешественники еще
сделали усилие пройти несколько вперед (Г.).
10. Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу
(Г.). 11. Кое-где начинал сверкать огонек (Г.). 12. Рука
бойцов колоть устала (Л.). 13. Со старыми знакомыми
он перестал видеться {Гонч.). 14. Я даже вовсе
не намерен вас мучить расспросами (Г.). 15. Не надеялся
он его застать (Г.). 16. Муму, по обыкновению,
осталась его дожидаться (Г.).
184
И. 1. Я стал слабеть и здоровьем (Л. Т.). 2. Надеялся
он уйти в турецкий Хрущук (Леек.). 3. Имею честь
представить от него рапорт о болезни (Леек.). 4. Девочка
перестала плакать (Кор.). 5. Ты должна сама
разобраться, ты взрослая (Фед.). 6. Пастухов, подавая
руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой
костюм (Фед.). 7. Вот уже начали в отдельности белеть
кружочки маргариток, разглядываться листья,
отсвечивать тропинки (Фед.). 8. Он перестал улыбаться
(Фед.). 9. Несколько раз она силилась ответить себе
на возвращавшийся вопрос (Фед.). 10. Я писать обязан
по мандату долга (Маяк.). 11. Брось грозить оружием,
товарищ Нагульнов (Шол.). 12. Какое вы имеете
право держать нашу землю (Шол.). 13. Приняв
решение, он не привык медлить, откладывать дело
в долгий ящик (Шол.). 14. Я пытаюсь ползти за ними,
кричу (Бакл.). 15. Он успел одним глазком повидать
революцию и был сослан опять (Наб.). 16. Я не очень
был расположен говорить (Зайц.).
294. Перепишите, подчеркните простые глагольные
сказуемые одной чертой, а составные — двумя.
≪ОГОНЬ — НА МЕНЯ!≫
Из Москвы много раз передавали этот героический
приказ: ≪Огонь — на меня!≫ Высота самопожертвования
грозно звучит в слове, самообрекающем на верную
гибель. Воин собою, своей жизнью велит направить
орудия на него, ибо около — много врагов. Памятник
должен быть на месте такого героизма.
Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали
жизнь за Родину русские воины. В полном сознании,
имея возможность отступить, герой предпочитал
гибель за Родину. Другой телом своим закрывал
дуло пулемета, чтобы спасти своих товарищей...
Русский воин зычно на весь мир крикнул: ≪Огонь —
на меня!≫ Принял герой все стрелы в свой щит, в свое
сердце! И спас Родину!
(Я. Рерих)
185
1. К какому типу предложений по цели высказывания
принадлежит заголовок текста?
2. Составьте схему первого предложения.
3. Найдите сложные слова, объясните способ их образования.
295. Найдите составное именное сказуемое в приводимых
ниже предложениях. Укажите, чем выражена
именная часть (именем существительным, прилагательным
и т. д., синтаксически цельным словосочетанием).
1. Я старостою здесь над водяным народом (Кр.).
2. Червонец был запачкан и в пыли (Кр.). 3. Старушки
все — народ сердитый (Гр.). 4. Бал — вещь хорошая
(Гр.). 5. Бопре в отечестве своем был парикмахером,
потом в Пруссии солдатом (П.). 6. Во дни веселий
и желаний я был от балов без ума (П.). 7. Мы
расстались большими приятелями (П.). 8. Она в семье
своей родной казалась девочкой чужой (П.). 9. Я,
признаться сказать, не охотник до чаю (Г.). 10. Какие
мы с тобой теперь птицы сделались! (Г.). 11. Дело казалось
необыкновенной важности (Г.). 12. Ведь предмет
просто — фу-фу! (Г.). 13. Какой ты ядовитый человек,
Захар! (Гонч.). 14. Я точно деревянный теперь
(Гонч.). 15. Захар был довольно мягкого и доброго
сердца (Гонч.). 16. А кто бы это такое был? (Л.).
296. Укажите, в каких предложениях составное именное
сказуемое представлено только именной частью
(связка нулевая).
1. Чужды вам страсти и чужды . страдания (Л.).
2. Моя солдатская шинель как печать отвержения
(Л.). 3. Она была женщина добрейшая (Т.). 4. Он замечательно
умный человек (Т.). 5. Лаврецкому такое
множество народа было не по нутру (Г.). 6. Я остаюсь
одинок на земле (Т.). 7. А кто такой Хорь? (Т.).
8. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и
казался совсем ослабевшим (Л. Т.). 9. Был я в то время
студентом в провинциальном университете (Л. Т.).
10. Он злой и без чувств (Л. Т.). 11. Коньки еще не бы-
186
ли в моде (Л. Т.). 12. У нее уже дочери замужем
(Л. Т.). 13. Он у нас мастер на все руки (Ч.). 14. В этом
городе знать три языка — ненужная роскошь (Ч.).
15. Который теперь час? (Ч.). 16. Их изба была третья
с краю (Ч.).
297. Укажите, какими частями речи выражена именная
часть сказуемого.
1. Расчудесное это занятие — снегирей ловить!
(М. Г.). 2. У нас в разговоре с ней и голоса мягче, и
шутки легче (М. Г.). 3. Я был в восхищении от старого
чабана и его морали (М. Г.). 4. Деревья были словно
из золота на темно-синем небе (А. Н. Т.). 5. Присутствие
ее оказалось очень к месту (Фед.). б. Бульвар назывался
Липками (Фед.). 7. Назначение было от
двадцать третьего числа (Фед.). 8. Дверь тамбура стоит
настежь (Фед.). 9. В этот приезд мама показалась
мне спокойнее, чем раньше (Пауст.). 10. Жить — самое
простое дело (Паст.). 11. Остаться — значит быть
беде (Манд.). 12. Судить человека в немилости очень
легко (Л. Т.). 13. Орион — четыре яркие звезды и
поясок из трех поменьше (Некр.). 14. Севастопольский
день как хрустальный стакан, налитый синей
водой (Пауст.). 15. Лицо у него было кислое (Бакл.).
16. Полк был наготове (Шол.). 17. Командиру все в
привычку (Тв.). 18. Каждый боец был на счету (Сим.).