Культура Средневековой Европы
Период культуры раннего (V - XI вв.) и классического (XII - XIV вв.) Средневековья охватывает десять веков, с момента падения Западной Римской империи и до момента активного формирования культуры Возрождения. В расширяющейся на север, северо-запад и северо-восток цивилизации, появляется новая цементирующая сила – христианское учение, определившее не только особенности духовного становления, но и политического и экономического существования Средневековья.
Новое мировоззрение излагалось в Библии – собрании книг, состоящем из Ветхого Завета и Нового Завета. Принцип античного мировоззрения – это принцип вещи, тела, природы, чувственно-материального космоса. Принцип средневекового христианского мировоззрения – это принцип личности, общества, истории, сотворения космоса сверхличностью, общее грехопадение и спасение греховного мира при помощи личностного богочеловечества.
Разделение этих двух принципов и определяло содержание богословских споров первых четырех веков существования христианства. Человек отныне предстает не в двух измерениях: «тело» и «душа», а в трех – «тело», «душа», «дух». Дух в точном смысле – это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости. Истинный христианин живет в Церкви, среди собрания праведных людей.
Религия
Христианский Бог становится человеку значительно ближе, чем прежние мифологические боги. В традиции религиозного мышления возникает понятие «исповеди», отражающее доверительно-духовное общение с Богом. Христианство осуществляет попытку понять жизнь в «метании души» (от греч. покаяние) через конфликт между «волнением сердца» и действительностью. Такое состояние человека создавало особенные условия для осмысления им себя в окружающем мире.
В представлении христианства возникла ничем не поправимая трагедия исторического развития человека, порожденная первородным грехом и отпадением человека от Бога. Потребовалось человеческое воплощение самого божества, чтобы указать подлинный путь спасения человечеству, а принятие решения зависело от самого человека. Поэтому проповедовалась идея второго пришествия богочеловека и Страшный суд над всеми людьми, определявший их вечное спасение или вечную гибель. Страшный суд – это наступление Царства Божия во всей его полноте.
Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. особое вероучение). Сторонники еретического учения «несторианство» отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что он был смертным человеком. Еретическое учение «монофизитство», напротив, видело в Христе только Бога, отрицало его человеческую природу. Активно сопротивлялось распространению ересей католическое папство, возникшее в VIII в.
Орудием борьбы с ересями стала инквизиция (от лат. розыск), которая действовала как церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Католическая церковь учила, что дьявол вселяется в людей и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора.
Огромную роль играло монашество, которое брало на себя обязательство ухода из мира, безбрачия, а также отказа от имущества. Многие монастыри были центрами образования и культуры. С середины XII века в развивающихся городах сосредотачивается наиболее образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Так возникают нищенствующие доминиканский, францисканский ордена. Одной из важнейших сторон деятельности нищенствующих орденов было пастырское служение, проповедь и исповедь, миссионерство.
В XII - XIII веках Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность.
Философия
Мировоззрение первых четырех веков новой эры было наполнено философскими и богословскими спорами по поводу содержания нового вероучения. Первую попытку толкования христианского вероучения предприняли «апологеты» (мыслители и писатели), защищавшие авторитет христианства против нападок со стороны языческих критиков. Наиболее рационалистичным апологетом был Ориген (185 - 253), считавший, что в Библии заложена философия познания бытия, которая сокрыта за аллегорическим смыслом.
Однако, господствующим направлением средневековой философии стала схоластика (от греч. школьный, ученый), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры, но с учетом достижений науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий (идей).
Схоласты XI - XII вв. ставили идеи выше вещей, а в XII - XIII вв. искали источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика в XIII - XIV веках видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских догматов, схоластика вернулась к формуле раннехристианской веры – верую, ибо это непостижимо.
Схоласты пытались рационально аргументировать существование Бога. В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (1193 - 1280) и Фома Аквинский (1225 - 1274). Альберт Великий энциклопедически систематизировал христианское богословие. В сочинении «Сумма теологии» Фома Аквинский обобщил основы средневекового мировоззрения, привел пять доказательств существования Бога.
Литература
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия в Англии и странах Скандинавии. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф» (ок. 700 г.). Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Наиболее известная «Сага об Эрике Рыжем» рассказывает об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.
Наиболее знаменитое произведение рыцарской литературы - величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», воспевающей военные подвиги. В XII веке появляются рыцарские романы Кретьена де Труа (1150 - 1190). Его романы «Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др. были посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам.
Популярностью пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Памятник германской народной литературы XII-XIII вв. «Песнь о Нибелунгах» повествует о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V века. Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия.
Во Франции достигает вершины поэзия трубадуров, воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме. Платоническая любовь воспринималась трубадурами как высшая ценность. Среди трубадуров выделяются Бертран де Борн (1140 - 1215) и Джауфре Рюдель (1140 - 1170). Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. была поэзия бродячих поэтов вагантов, высмеивающих католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII века в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля болонский поэт Гвидо Гвиницелли (1230 - 1276).
В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери и Гвидо Орланди (конец XIII века). Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.
Архитектура
Стремление возродить великую Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи раннего Средневековья. Массивные романские строения свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы и всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные их особенности – полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.
В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия). Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля готики (по названию германского племени готов), ставшей каноном Средневековья. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы Нотр-Дам в Сен-Шапель, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция), соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери (Англия). Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте.
Искусство
Сильная роль церкви проявилось в архитектуре, скульптуре и живописи, что нашло выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, сочетаниях цветовой гаммы и т.п. Для Западной Европы V век был характерен отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства приобретают отвлеченный и символический характер.
Средневековое искусство начинает искать новые формы, образы, сюжеты. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король – более крупным, чем его вассалы и слуги.
Городская культура, зародившаяся впервые во Франции в XI-XII вв., была представлена творчеством жонглеров, актеров, акробатов, дрессировщиков, музыкантов и певцов, выступавших на городских площадях, ярмарках, народных праздниках и свадьбах. В XIII веке при дворах вельмож Северной Франции, было распространено искусство труверов – певцов, исполняющих песни собственного сочинения. Знаменитым трувером был поэт и композитор Адам де ла Аль. Его театрализованная пастораль «Действо о Робене и Марион», считается одним из первых произведений оперного жанра.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII века представления ведутся на английском языке. Здесь начинает развиваться и особый жанр «моралите» – назидательная аллегорическая драма. Главным в этом жанре было изображение борьбы Добра и Зла за душу человека, в которой участвовали персонажи, олицетворяющие собой все противоположные человеческие чувства и качества.
Образование
В V - IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви, которая составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В церковных школах преподавались «семь свободных искусств» – грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Однако главная задача школ была определена – воспитание служителей церкви.
Чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, стало создание школ, материально от церкви не зависящих. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. Пьер Абеляр (1079 - 1142), философ, богослов и поэт, основал ряд не церковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывает вопросы диалектической логики. В своих лекциях он утверждал примат знания над верой.
Уровень преподавания и степень образованности людей в разные периоды Средневековья был неодинаков. В некоторых странах Европы сохранился высокий уровень преподавания. В XI веке, в Италии на базе Болонской юридической школы, был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты (от лат. объединение) для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право на самоуправление.
В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем - университет в Кембридже. Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.
Средневековую университетскую науку называли схоластикой. Ее характерными чертами было стремление опереться на церковные авторитеты. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки приводилось в соответствие с христианской догматикой. Отсюда недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догмагических посылок с рационалистическими принципами.
Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Однако в IX - X вв. отмечается подъем естественнонаучных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Но наряду с точными науками широкое распространение получают такие оккультные науки как алхимия, астрология, магия.
Экономика
Ранняя средневековая культура формировалась при господстве натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, в условиях неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой средневековой культуры становится городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство. Существовали католические ограничения и запреты в экономической предприимчивости средневекового человека.
Человеку было дозволено богатство, которое необходимо для жизни и его положению. Стремление к большему богатству считалось жадностью – смертный грех. Частная собственность необходима, но имущество должно быть добыто законным путем. Его обладатели должны были готовы поделиться с теми, кто нуждается в нем. Средневековый человек работал для того, чтобы поддерживать свое существование. Характер потребностей был определен для каждой социальной группы идеей «достойного содержания».
У крестьян и ремесленников были различия в понимании существа «пропитания». Если для крестьянина являлись достаточными размеры его владений, то для ремесленника достаточным был размер его сбыта изделий. Но основная идея была одной и той же – покрытие потребностей. Мастер всегда мог быть уверен в том, что работа его прокормит.
Это противоречие проявлялось в низких темпах развития хозяйственной деятельности. Характеру хозяйствования соответствует и его традиционализм, когда в любом деле смотрели не столько на его цель, сколько на предшествующий опыт. Это было вызвано и тем обстоятельством, что отдельный человек мог состояться лишь как член своей профессиональной группы. Он стремился культивировать те навыки, которые были характерны для своей группы, не искал нового в организации и технологии труда
Социальная культура
С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие структуру средневекового общества – духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием» или «народом». Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы человеческой жизни.
Духовенство заботилось о душе человека. Интересной особенностью этого процесса явилось формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания царства Бога на земле. Дворянство занималось государственными делами, для него был характерен рыцарский идеал человека. Средневековый человек связь с целым ощущал лишь духовно, через Бога.
Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания всеобщего, целого и вечного над индивидуальным, преходящим. Основная черта средневековой жизни – ощущение и потребность уверенного покоя, свойственная всякой ограниченной жизни.
До XIII века типичный европеец стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал не только как каноническая личность, сколько как ее социальная роль, принадлежащая не только к христианскому миру, но и к своему сословию (купец, рыцарь, ремесленник, крестьянин).
Вопросы и задания для контроля:
1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) Средневековой культуры?
2. Выделите понятия, отражающие сущность среднеевропейской культуры.
3. Постройте системную модель культуры средних веков Европы.