Народные художественные промыслы

К моменту создания Киевской Руси ремёсла в ней достигли высокого уровня развития. Самым первым производством была обработка металла. Древняя Русь знала ковку, литьё, чеканку, ювелирное искусство.

В городах работали свободные мастера: златокузнецы, чеканщики, игрушечники. На княжеских дворах трудились крепостные мастера. В монастырях работали иконописцы, резчики по дереву и кости. Они делали предметы культа. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

Киевская Русь знает гончарный круг уже с IХ- Х вв. Гончарные мастерские делали посуду, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В условиях натурального хозяйства домашним производством являлась обработка дерева. Своими руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, для детей делал игрушки. Ткани и изделия из них тоже изготавливались в домашних условиях.

Между городами ведётся оживлённый обмен товарами, возникают ярмарки, например, Макарьевская в Нижнем Новгороде. В некоторых городах и сёлах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения.

В Древней Руси не ко всем видам ремёсел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые» - иконописное, златокузнечное, и были «чёрные, грязные», как гончарство.

Основными видами женского художественного творчества были узорное ткачество, вышивка по холсту, кружевоплетение и золотое шитьё. Женщины пряли и ткали, шили и вышивали, украшая одежду и одевая свою семью. Особым видом искусства являлась вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся в другие страны. Крупными центрами художественного женского рукоделия были женские монастыри.

Для украшения дворца царя и знати создаются специальные мастерские при Оружейной палате, куда свозят многочисленных мастеров золотых и серебряных дел, иконописцев, камнерезов, мастериц шитья. Появляется профессия «знаменщика», создающего на бумаге рисунок композиции. Этот рисунок мастера превращали в произведение искусства. В ХVIII веке появились специальные учебные заведения. Поэтому искусство этих мастеров, в отличие от искусства простого народа, где секреты мастерства передавались по традиции, стали называть «учёным» или «профессиональным».

Во многих русских городах развиваются прялочные промыслы, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка – способ нанесения на ткань цветного рисунка с помощью специальных досок с рельефным узором, называемых «манерами». Доски с резным орнаментом изготовлялись из твёрдых пород дерева: берёзы, груши, клёна, ореха. Для получения узора манеру смачивали в краске, накладывали на ткань и равномерно по ней постукивали (отсюда «набойка»), в результате чего на ткани получался рисунок.

Набойным промыслом занимались целые уезды России. Русские набивные ткани делятся на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, окрашенные в кубах. Эту ткань делали способом «резервирования». На белый холст наносили узор с доски, покрытой смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым. Самым распространённым был геометрический и растительный орнамент.

В ХVIII веке на деревянных досках все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Получалась чёткость контуров, почти ювелирная прорисовка деталей. Набойкой украшали одежду, занавесы, знамёна.

С конца ХVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту на протяжении всего ХIХ – начала ХХ века.

Развитие капитализма в ХIХ веке привело к вытеснению кустарных промыслов фабричными товарами. Конкуренция вынуждала мастера делать изделия очень яркими и привлекательными. Для ускорения процесса изготовления изделий стали применять свободную кистевую роспись, которая требовала от мастера виртуозного владения кистью и способности к импровизации. Народные мастера попадают в зависимость к скупщикам, которые за бесценок скупали изделия. На многих промыслах появляется разделение труда, при котором мастер уже не делает изделие от начала до конца, а осваивает только одну операцию.

Развитие фабричного производства приводит к тому, что некоторые промыслы не выдерживают конкуренции и гибнут. После революции многие ремесленники объединяются в промысловые артели.

В 1923 году открылась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которой отдельный павильон был отведён под изделия кустарного производства. Там были матрёшки, изделия с резьбой и росписью, лаковые миниатюры, ковры, вышивки, кружева. На выставке мастера демонстрировали приёмы своего искусства.

В 1925 году на Парижской выставке искусство народных промыслов получило всемирное признание.

В первые дни войны мастера были призваны в армию, но уже в конце 1942 года промыслы восстанавливают работу, где особое место занимает историко-героическая тема. Возобновляется работа художественных училищ.

После войны в 40-50 х годах изделия промыслов страдают помпезностью и официальностью. Основное внимание направлено на изготовление уникальных, выставочных, перегруженных декором, изделий.

60-е годы считаются вторым рождением промыслов, вышло ряд постановлений о необходимости оживления народного творчества. Искусствоведы систематизировали промыслы по их происхождению: крестьянские и городские. Ручное ткачество, резьба по дереву, гончарство связаны с повседневной жизнью крестьян. Некоторые ремёсла могли возникнуть только в городе: серебряные с чернью изделия великоустюжских мастеров или холмогорская резьба по кости. Работы народных промыслов украшают многие музеи. Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Музей этнографии, Музей народного искусства в Москве, а также музеи на самих промыслах.

На многих промыслах трудятся профессиональные художники, многие получили звания заслуженных и народных художников. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей. Изделия народного искусства, которые выполняются вручную, ценятся именно потому, что они сохраняют творческий характер. Технические механизмы могут применяться: в керамике используется гончарный круг, при обработке дерева – токарный станок, в вышивке – швейные машины. Все эти механизмы помогают мастеру в его творчестве.

Красочный мир народного искусства особенно близок и понятен детям. Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям, именно оно и должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

ОРНАМЕНТ

На латинском языке орнамент означает украшение.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент может компоноваться из одного декоративного элемента (простой мотив) или нескольких. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, более чётко выявить его форму.

Все орнаменты можно классифицировать по трём основным формам: замкнутый, ленточный, сетчатый.

Замкнутый орнамент применяют для украшения скатертей, салфеток, тарелок, наличников, оконных и дверных проёмов, рамок, платков, панно.

Основные виды замкнутых орнаментов: с одной осью симметрии; с двумя осями симметрии; с несколькими осями симметрии; по принципу свободного ритма.

Ленточным орнаментом называется узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Асимметричный ленточный орнамент строится путём свободного ритмического повтора.

Если узор заполняет всю поверхность, он называется сетчатым.

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, животные или зооморфные, символические и комбинированные.

1.Геометрический орнамент состоит из кругов, спиралей, зигзагов, уголков, волнообразных и прямых линий.

Геометрический орнамент в виде линии, ломаной под прямым углом, на полосе, кайме или бордюре, называется меандром.

Геометрический орнамент применяется в вышивке, кружеве, резьбе.

2.Растительный, или лиственный, орнамент представляет украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами.

«Цветок» - один из главных элементов растительного орнамента.

«Древо жизни» - вечный образ в искусстве народов мира. Дерево с птицами на ветках. Дерево с цветами и плодами. В Древней Греции, Византии, Иране, Китае – это виноградная лоза.

«Перец» или «огурец» - излюбленный мотив в орнаментах народов Среднего Востока, Индии, Египта.

В ассиро-вавилонском орнаменте основным декоративным элементом является плод священного растения – ананаса. В греческом – листья аканта; в римском – дуб и виноград; в иранском – гвоздики, розы, шиповник, ирис, нарцисс. В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки граната, миндаля, коробочки хлопка, листья ивы и пшеничные колосья; в египетском – лотос. Лотос – символ плодородия, процветания, долголетия, бессмертия и воскресения к вечной жизни, чистоты, духовности.

Русский орнамент запечатлевает природные формы разных областей страны. Например, в северном орнаменте чаще всего изображаются ели, снежинки, рыбы, олени, клюква. Цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, голубые, золотистые оттенки. В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы и контрастные цвета – красные, синие, жёлтые, зелёные, чёрные.

3.Животный, или зооморфный, орнамент представляет собой изображение стилизованных реальных или фантастических зверей и птиц.

Фантастические животные Древнего Египта: грифон – полулев, полукозёл с орлиным клювом (символ верховной власти, спутник фараона); сфинкс – лев с головой человека как символ неразрешимой загадки жизни.

На Руси грифоны (орлиноголовые и собакоголовые с львиным туловищем) считались исполнителями высшей воли и стражи сокровищ (собаки Зевса). Парность изображений грифонов показывала повсеместность влияния мифического птице-зверя, устремлённого направо и налево. В геральдике различается грифон женского рода с крыльями, и мужского – без крыльев.

Крылатый конь Пегас. В Древней Греции верили, что именно на крылатом коне перемещаются Музы, покровительницы творчества.

Сирин – сладкоголосая птица, живущая в раю. Гамаюн и Алконост – птицы, предвещающие беду. Птица Сирин в окружении фантастических цветов часто украшала расписные прялки.

Русалка или берегиня – фигура, оберегающая судно или дом.

Самая известная сказочная птица – огненный Феникс, оперение которого как языки пламени. Считалось, что Феникс проживает в арабских пустынях и живёт 500 лет. Когда пять веков жизни подходили к концу, Феникс разжигал костёр из листьев дикой корицы, заходил в него, и через 3 дня выходил из огня невредимым, чтобы прожить ещё пять веков. На гербах бессмертного Феникса всегда изображают поднимающимся из пламени как знак непобедимости.

Основные виды замкнутых орнаментов (рис.9)

Завиток – орнаментальный мотив, состоящий из изгибов в виде спирали, края которой закручены для усиления пластичности.

Плетёнка – орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов.

Пальметта – веерообразный растительный орнамент, встречается также в виде орнаментальной полосы.

Картýш – (фр. от ит. «свёрток»). Лепное или графическое украшение в виде не совсем развёрнутого свитка или щита, обрамлённого завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы. Орнамент (виньетка) с надписью (цифрой, эмблемой, вензелем), расположенный в центре плоскости в виде свитка с завёрнутыми краями.

Арабески – (фр. от ит. «арабский») насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов. Наиболее характерен на Востоке для украшения различных изделий.

Розетка – самостоятельная орнаментальная форма, которая замкнута в пределах окружности или правильного многоугольника.

3.Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. Символ может быть в виде условного знака, например, пятиконечной звезды или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория – иносказание.

В основе эмблемы лежит какая-то геометрическая форма, в которую вписывается рисунок символических предметов. Рисунок эмблемы должен быть простым и заметным, его окрашивают в 2 – 3 контрастных цвета. Эмблема может стать знаком государства, города, рода, то есть гербом. Герб – отличительный знак города, сословия, рода. Геральдика – составление гербов, их истолкование.

Аллегория в отличие от эмблемы через конкретный образ выражает отвлечённые понятия, такие как «свобода», «слава», «победа», «Родина».

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность. Изготовляя орудия труда, охоты, посуду, одежду, их украшали орнаментом. Форма изделий и его орнамент имели ещё и магическое, культовое значение.

Многие орнаментальные мотивы отражают верования древних славян и своим возникновением обязаны религиозным обрядам, связанным с культом солнца, земли и воды (рис.10). Например, мотив розетки в резьбе по дереву, в древности – магический символ солнца («солярный знак»). Круг – символ солнца. Прямые горизонтальные линии – земля. Квадрат и ромб в орнаментальном искусстве – символ пашни и засеянного поля. Волнистые линии – вода. Изображение спирали считается символом водной стихии (символ дождя, и стихийных бедствий – наводнений, ураганов). Треугольник – как знак оберега.

Древний узор имеет изобразительный смысл (Лонгфелло. Песнь о Гайавате)

«…Для земли нарисовал он краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею, для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа, а для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски – тучи, дождь и непогоду».

Обереги и амулеты украшали одежду и дом человека. Оберег – талисман, символический знак, образ, функция которого охранять, защищать, оберегать.

Декоративные, а в своё время магически-заклинательные по своему смыслу элементы располагаются на воротах, вокруг окон, на всех уязвимых участках дома. Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками. Фасад избы украшен солнечными символами. Внутри дома главным оберегом семьи была печь. У печи давались клятвы, заключались договоры. Вторым священным местом в избе была матица, главный срединный брус потолка. Обильно заклинательным узором покрывали разные вместилища для добра: сусеки для зерна, сундуки для одежды. Пышно украшались ковши, солонки и другая посуда.

Русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания. Народная одежда представляла собой как бы модель вселенной. Подол женской рубахи и юбка - понева часто были украшены орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.

Обилие символических украшений – оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищённая часть тела.

Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц – существ, как бы связывающих землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - петух, курица). На челе уборов часто изображали солнце, звёзды, луну и другие солярные знаки, связанные с небом. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя – небесной влаги, необходимой пахарю. Всё это можно было увидеть ещё в ХIХ веке.

Кокошник – народный головной убор русских женщин в форме полумесяца или округлого щита. Кокошник носили и девицы, и замужние женщины.

Кика с сорокой – народные головные уборы замужних женщин.

В вышивке были распространены геометрические и растительные мотивы, изображения птиц, зверей и человека. Основным мотивом в геометрическом орнаменте русской вышивки является ромб. В древности у славян ромб был наделён многозначной символикой. Гладкий ромб и ромб с отростками являлся символом солнца, огня, плодородия и возрождения жизни, цепочка ромбов означала «древо жизни». По древним воззрениям славян, эти знаки-символы, размещённые на определённых местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Позднее прямое магическое значение этих знаков-символов забылось, но по традиции их изображали как доброжелательные мотивы.

Кроме геометрических мотивов в русской вышивке использовался растительный орнамент: изображения цветов, кустов, деревьев.

В сюжетную народную вышивку нередко включались изображения птиц, зверей и человека. В древности это было связано с религиозными верованиями славян-земледельцев, главным культом был культ богини земли плодородия. Она изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, птицами, зверями и всадниками. В ХIХ веке такие изображения воспринимались не как символы языческих культов, а как знаки добра и благополучия в семейной жизни, согласия и любви.

Часто стали появляться изображения женской фигуры в модном городском платье с зонтиком и веером в руках, выражающей представление городской купеческо-ремесленной среды о благополучной жизни. Встречаются изображения дворцов, карет со слугами на запятках.

Одежда в самой своей сущности несёт известную двойственность: с одной стороны, она предмет первой необходимости, предмет утилитарный, с другой – выражает определённое представление о красоте.

Костюм несёт в себе определённый художественный образ, так как помогает человеку выражать определённый эстетический идеал эпохи. Непродолжительное господство определённых форм костюма называется модой. Мода отражает конкретный эстетический идеал определённого периода. В классовом обществе костюм определял прежде всего социальное положение, ранг человека. Господствующие классы создавали моду в своих интересах, подчёркивая при помощи костюма своё привилегированное положение. Вот почему мода прошлых эпох носила «нерабочий» характер. Длинные рукава кафтана русского боярина, женские юбки-кринолины – всё это подчёркивало непричастность к труду.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

Название промысла идёт от старинного торгового села Хохлома в Нижегородской области, куда свозились на продажу расписные деревянные изделия.

В Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанные золотом. Особенно славилась посуда, которая изготавливалась в Троице-Сергиевом монастыре. Сначала посуду расписывали по серебру и покрывали олифой. Позднее серебро было заменено более дешёвым оловом. Посуда, похожая на хохломскую, производилась в Москве и других местах.

Из-за низких урожаев заволжских земель, крестьяне вынуждены были заниматься промыслами. В ХIХ веке в деревнях было разделение труда: в одних приготовляли баклуши, в других точили посуду, в третьих её красили. Хохлому в те годы называли «горянщиной», так как закаливали посуду в горне, в печи. В старину секрет творения «золота» передавался по наследству от отца к сыну. Мастера сначала «бельё» грунтовали «вапом» - грунтом из красной глины («бельё» - изделие, выточенное из дерева). Затем «бельё» просушивали, обмазывали льняным маслом и снова сушили. Покрывали олифой, опять сушили и так повторяли 3 – 4 раза. После этого «бельё» лудили – натирали оловянным порошком. Этот порошок или, как его называли, полуда, мастера тоже приготовляли сами. На сильном огне плавили куски олова, расплавленную массу сливали в деревянную посуду. После остывания его замешивали на воде с мышьяком и растирали до образования массы, которая, высыхая, превращалась в порошок. После лужения, когда посуда становилась похожей на серебряную, её расписывали. Покрывали лаком и отправляли на «закалку» в жарко протопленную печь, из которой убирали угли и золу. Под воздействием печного жара изделие превращается в «золотое». Этот промысел связан с печью, огнём и теплом, поэтому Хохлому называют «рождённой в огне», «пламенной».

Прошедшая такую «закалку» деревянная посуда не боится ни горячей, ни холодной воды. Из неё можно есть и пить.

В каждой мастерской в старину был специальный человек – «уходчик за печами». От его опыта и умения зависело качество «золотой» окраски. Стоило только чуть передержать, перекалить в печи, изделия вместо золотых получались похожими на ржавые, чуть не додержать – «золото» будет бледное, зеленоватое.

Сегодня мастера олифу и лаки не варят, их выпускает промышленность. На смену олову пришёл порошок алюминия. В остальном же процесс обработки остался прежним. Только на смену обычным печам пришли электрические печи.

В старину «красильщики» (так называли хохломских художников) жили очень бедно. Хозяином на промысле был скупщик. Трудились на скупщика целыми семьями.

Во второй половине ХIХ века расписанная посуда появляется на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. В начале ХХ века хохломские изделия постоянно появляются на Лейпцигской ярмарке, на различных выставках в Европе, проникает в Америку, в Австралию и даже Африку.

Для себя мастера расписывали дуги, прялки и другие вещи, окружавшие их в быту. Для хохломских художников всех поколений характерно стремление украсит свой быт.

Мастера Хохломы любили своего знаменитого земляка. В 1928 году они послали Горькому в Сорренто 125 предметов с хохломской росписью – полный набор обстановки для библиотеки писателя.

«Однажды приносят на имя Алексея Максимовича Горького извещение из Неаполя о том, что пришла посылка,- рассказывает в своих воспоминаниях Валентина Михайловна Ходасевич, которая в течение 20 лет была одним из близких друзей Горького.- Мы взяли доверенность и поехали в Неаполь, чтобы получить посылку.

Приехали. На товарном складе нам находят присланное в Сорренто. Мы глазам своим не поверили и ужаснулись: надо получить много огромных ящиков, не меньше, чем полвагона. На одном грузовике и не уместить. Уговариваемся, что на следующий день вывезем эту «посылку». И вот ящики уже распакованы во дворе. Там оказались шкаф и шкафчики, полки и полочки, ларцы и ларчики, кресла и стулья, столики, очень много разных петухов, уток, павлинов, ковшей, ложек, мисок. Еле всё разместилось в большой комнате Алексея Максимовича.

Мы созвали всех знакомых итальянцев из Сорренто и Неаполя и показывали им эти экзотические для них предметы. Они пришли в неописуемый восторг. В архиве музея А.М. Горького в Москве хранится фотография: писатель и его близкие друзья у полки с хохломскими изделиями. Подарок Горькому очень понравился, он писал известному нижегородскому краеведу: «Чем мне отблагодарить Красильниковых за хохломские изделия, которыми я ежедневно любуюсь, а итальянцы от них в восторге?».

Так называемое «бельё» вытачивают на токарных станках из липы или берёзы, затем покрывают жидким слоем местной глины. Изделия пропитывают льняным маслом и просушивают. После этого тампоном втирают алюминиевый порошок (раньше порошок серебра или олова). Изделия становятся похожи на металлические, они готовы для росписи. Роспись, закреплённая сушкой, выполняется масляными красками. Потом изделия покрывают лаком и «закаляют» в электропечи. Под влиянием высокой температуры (120º – 130º) плёнка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевого порошка становится «золотым». Колорит хохломских изделий – сочетание золотого, красного и чёрного цвета. Именно эти цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар печей. Изделия становятся прочными, не пропускают влагу, легко выдерживают высокие температуры.

Весь технологический процесс изготовления занимает 58 дней. За два месяца получают и небольшую чашу и резного лебедя.

Хохломские художники, как и городецкие, и дымковские, выполняет роспись без предварительного карандашного контура. Мастер берёт кисть тремя пальцами так, чтобы она крутилась, и держит её перпендикулярно расписываемой поверхности. Это обеспечивает свободный мазок – свободная кистевая роспись беличьими кистями масляными красками.

Мастер из традиционных мотивов каждый раз создаёт новый узор. Сначала намечает ведущую линию – криуль, на неё наносит основную массу элементов узора, затем сажает маленькие кусты травинок. Встречается в хохломе и работа по трафарету. Орнамент «дождевик» - частые звёздочки – ромашки, расположенные по кругу. Этот орнамент помещают обычно на внутренней поверхности ложек.

«Тычком или ляпушкой» называют кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки. Обмакнув «тычок» в красу, наносят горошины ягодки, основу цветка или спиральки.

Виды росписи: «верховое» письмо и «фоновое».

В «верховом» письме орнамент идёт по золотому фону. Верховое письмо называют «травкой». К «фоновому» письму относится роспись «под фон» и «кудрина».

«ТРАВКА»

Травные узоры наиболее древние. Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. «Травка» - самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого орнамента хохломы.

Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и чаш, называется «рыжиком», а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу образуют «розетку». Орнамент «пряник» состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

В линейном орнаменте «травка» используются элементы разных трав: завитки трав, кустики, осока, а также птицы и цветы. Если хотят более пышного, богатого декора, то используют роспись «под листок» или «ягодки». Ягоды клюквы, рябины, черники, дополняя травы и листья, составляют богатый декоративный букет.

РОСПИСЬ «ПОД ФОН»

Если травы, листья – золотые, а фон красный или чёрный – это роспись «под фон». Роспись под «фон» в старину встречалась лишь на подарочных изделиях. Эта роспись очень трудоёмкая. Для неё характерен силуэтный рисунок, окружённый цветным фоном. Роспись «под фон» начинается с нанесения контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается краской, а сами мотивы орнамента тонко прорисовываются штрихом. Поверх закрашенного фона делается «приписка травки» мелкими кистевыми мазками, «тычком» кисти, «налепливаются» ягоды, цветы. «Золото» просвечивается в силуэтах листьев, в крупных формах цветов.

Часто изображаются ягоды клубники, смородины, малины, вишни. Также в узор вписывают цветы, птиц, рыбок и бабочек.

РОСПИСЬ «КУДРИНА»

Это особая разновидность письма на цветном фоне. Узоры пишутся тонкой линией, образуя причудливые золотые завитки, очень похожие на кудри. В целом за счёт незакрытых фоном крупных цветов, стеблей и листьев в орнаменте преобладает золотой цвет, что придаёт росписи особую торжественность. Внутри золотого орнамента для большей выразительности наносятся разнообразные тонкие завитки, называемые «разживками». Необычны и сами цветы, которые часто носят фантастический характер. В «кудрине» могут быть и крупные букеты, и травный орнамент. Иногда ограничивают палитру чёрным цветом и золотом или красно-золотой гаммой.

Рисовать сказочных птиц могут не все хохломские художники, но овладеть этим рисунком стремится каждый. У хохломских мастеров есть даже примета – к тому из них придут счастье, удача, слава, кому даётся в руки жар-птица.

Новые направления:

Хохломская миниатюра. Основной ассортимент – шкатулки для женских украшений, рамки для фотографий, расписные броши. Сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, однако рисунок более изящен. Он украшен замысловатыми завитками, которые словно кружево, обрамляют центральную часть рисунка.

Живопись (с 2004 года). Картина, написанная маслом, обрамляется авторским хохломским орнаментом, который никогда не повторяется и который соответствует общему настроению картины. Совмещение живописи и декоративно-прикладного искусства.

Иконопись. С 1993 года организована иконописная мастерская. Способ хохломской окраски в своих истоках связан с иконописью. Ники обучались в Троице-Сергиевой лавре и получили благословение на писание икон от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Художники пишут лики по церковным канонам, но край иконы оформляют авторским орнаментом, который может быть нанесён и на золотой фон внутри иконы.

Мастера применяют темперные краски, которые сами заготавливают, растирают, замешивают на сыром яичном желтке и хранят в холодном месте. Такие работы выполняют по заказам храмов и частных лиц.

Единственная школа, где готовят специалистов хохломы – художественный лицей в городе Семёнове Нижегородской области.

РУССКАЯ МАТРЁШКА

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА ПОЛХОВСКОГО МАЙДАНА

Село Полховский Майдан расположено в Нижегородской области (село Майдан на речке Полховке или по-местному Полх-Майдан). Работа по дереву традиционна для здешних мест.

Мужчины вытачивают из липы посуду и игрушки на токарном станке. Эта работа выполняется ими в свободное время и зимой. Токарные станки в селе появились в начале ХIХ века. Сначала посуда была некрашеная, потом стали выжигать рисунки аппаратом. В 20-е годы ХХ века выжигание полностью вытесняется росписью. Пробовали раскрашивать клеевыми и масляными красками, но потом обратились к ярким анилиновым краскам. Краски выбирают яркие – алую, жёлтую, синюю, фиолетовую, применяют и чёрную тушь. Мастериц, которые расписывают изделия, называют красильщицы.

Росписи предшествует грунтовка несколько раз крахмалом, чтобы краска не впитывалась в дерево. Крахмал долго втирается руками, сушат, и повторяют это несколько раз.

Анилиновые краски необычайно яркие. В народе всегда считалось, что изображение должно быть красочным, празднично ярким. Деревянные точёные грибы, матрёшки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Часто фоном служит жёлтый цвет, полем, как говорят мастерицы. Рисунок условный, цветы фантастические. Росписью в селе занимаются женщины и дети. Они покрывают узор тонким слоем краски несколько раз. После просушки изделия покрывают бесцветным лаком. Применяют «пестрение» - мазки, чёрные точки, рябенький рисунок из спиралей. Краски этих узоров наносятся приспособлением из плотно свёрнутой капроновой ткани.

Один из искусствоведов пишет: «Рассматривая росписи, мы впадаем в особый мир, где лист или ветка становятся сказочно-громадны, как деревья. Ягодный кустик высится над домами и закрывает полнеба. Здесь на одной ветке одновременно могут висеть яблоки и груши, а крыши – походить на цветочные лепестки. Цвет часто бывает также условен, как и изображение на шляпке грибов пейзажей с вечерними малиновыми зорями. Матрёшки похожи скорее на букеты цветов, из которых выглядывают схематично нарисованные лица со сведёнными бровями и глазами. В их росписи опускаются все детали костюма. Цветочными узорами покрыты и свистульки. Во всех этих выдумках много лукавого остроумия, призывающего к веселью».

С 60-х годов ХХ века этот промысел стали изучать наравне с другими прославленными промыслами, к нему возник интерес, работы стали коллекционировать, приобретать в музейные собрания.

В современных изделиях есть несколько разновидностей росписи. Наиболее известная и самобытная – «цветы с наводкой», когда рисунок наводится тушью, а потом внутри контуров заливают цветом.

«Цветы без наводки» - роспись, когда кистью без предварительного нанесения контура свободно пишутся листья, цветы, стебли растений.

Роспись «домики» или «заря» - кистью рисуется пейзаж с видами архитектурных сооружений. В пейзажных картинках всё бесхитростно: домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Роспись «под масло» - по цветному фону рисуют чёрные ветки, покрывают лаком, затем рисуют масляной краской.

На первый взгляд картинка совсем простая, но чтобы создать такую работу, нужен немалый опыт. Рисунок делается с учётом токарной формы и подчёркивает его округлую поверхность. Мастерицы даже не брались делать заказ для музея в виде большого панно, так как не привыкли работать на плоской поверхности, да ещё большого размера. Расписанные изделия сушат и дважды лакируют.

Изделия промысла относятся к предметам декоративного и сувенирного характера: коробки для рукоделия, копилки, грибки для штопки, но больше всего разнообразных детских игрушек – погремушек, свистулек, расписных яиц. Свои игрушки мастера ласково называют «тарарушками», вещами для забавы.

РУССКАЯ МАТРЁШКА

Деревянная игрушка известна на Руси с IХ века. Матрёшка считается поистине народной игрушкой, для жителей других стран она стала символом всего русского и самой России. Матрёшки одинаково пригодны и для игры, и для украшения интерьера.

1898 год можно считать годом рождения матрёшки. В художественную мастерскую под Москвой в Сергиев Посад привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили создать свою деревянную куклу. По эскизам художника С. Малютина выточил первую матрешку московский токарь В. Звёздочкин. Одета была в сарафан, передник, платок с цветочками, в руках держала петуха. Имя у неё самое простонародное – Матрёна. Она и стала родоначальницей русской расписной матрёшки. Успех к девочке Матрёшке пришёл в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Загорская матрёшка стала непременной участницей всех последующих международных выставок и ярмарок.

В Сергиевом Посаде в 1931 году мастера объединились в артель. В 1930 году Сергиев Посад переименовали в город Загорск, теперь вернули старое название.

В начале ХХ века появились серии матрёшек, изображавших древнерусских витязей и бояр. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году изготовили «Кутузова» и «Наполеона» со штабами. Изображали и народного героя Степана Разина с персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи использовали сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, басни И.А. Крылова. Создавались этнографические образы, достоверно отражавшие традиционную одежду разных регионов страны. Были и бытовые сюжеты: жених и невеста, цыгане, компании за самоваром.

Заготовки точат на станках, дерево (липа) должно сохнуть от 3 до 5 лет, пока не будет звенеть от удара. Кроме липы используют осину и берёзу. Вытачивать матрёшку начинают с самой маленькой. Расписывают в основном гуашью, иногда акварелью и темперой. Интенсивность цвета достигается с помощью лакировки.

В Загорске матрёшек одевают в яркую кофту, сарафан, передник, платок. Большое значение имеет контурка, то есть тонкий рисунок чёрной краской. Загорская матрёшка приземистая.

«Ванька-встанька» произошёл от матрёшки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 году в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки, и была изготовлена путём горячего прессования. Внутрь фигурки закладывали металлический груз.

Наши рекомендации