Порядок подготовки к работе
Развернуть ПР-507. Тумблер ПИТАНИЕ установить в положение ВЫКЛ., ручку регулятора - в левое положение (минимальная чувствительность).
Держать датчик не ближе 0,5 м от грунта и не ближе 1 м от металлических предметов.
При включении (тумблер ПИТАНИЕ в положении ВКЛ.) должны быть звуковые сигналы 2 - 4 тоновых последовательностей - 3 - 4 с (процесс автокомпенсации), затем короткие щелчки (периодичностью 3 с); если нет щелчков - заменить источники питания.
Проверить чувствительность можно следующим образом: через 3 - 4 с после процесса автокомпенсации поднести пробник заостренным концом к центру датчика на расстояние 20 - 30 см (несколько раз) - должен быть сигнал обнаружения.
Установить предельную чувствительность для данного типа грунта обследуемой местности, для чего установить ручку регулятора в такое максимально правое положение, при котором приближение датчика к грунту до касания не приводит к звуковому сигналу.
При работе датчик перемещается вправо-влево со скоростью 0,1 - 1 м/с, параллельно поверхности земли, на расстоянии до 5 см от нее.
После каждого взмаха датчик перемещается вперед на расстояние до 20 см. Факт обнаружения мины сопровождается подачей звукового сигнала. Частота сигнала пропорциональна размерам и массе металлических частей мины и обратно пропорциональна расстоянию от мины до датчика поискового элемента (если объект поиска большой или близко - высокий звук, если объект поиска маленький или далеко - низкий звук).
Для уточнения местоположения обнаруженной мины необходимо:
· остановиться;
· приподнять датчик так, чтобы тон звукового сигнала стал ниже;
· не изменяя высоты, перемещать датчик и найти такое его положение, где высота тона сигнала будет максимальной (объект поиска - под центром датчика).
Примечания:
l. Bo избежание снижения чувствительности не располагать длительно (более 20 с) датчик включенного миноискателя вблизи металлических предметов (автоматическая компенсация с малой скоростью отработки остаточных напряжений приемного тракта).
2. Если возникла раскомпенсация (непрерывный звуковой сигнал высокого тона), выключить питание; через 2 – 3 с. включить.
В состав комплекта разминирования КР-Е входят 4 сборных щупа, 3 кошки со шнурами длиной 30 м, 32 флажка для обозначения обнаруженных мин, 4 чехла для флажков и чехлов, 2 катушки с черно-белой лентой в чехлах, ножницы для резки колючей проволоки и ящик.
При ведении боевых действий в вооруженных конфликтах войскам потребуется преодолевать установленные минные поля, фугасы в исходном районе и на путях выдвижения и развертывания, а также все виды минно-взрывных заграждений перед передним краем и в глубине обороны позиций противника.
Для минирования автодорог применяются управляемые и неуправляемые фугасы различных типов, а также противотанковые и противопехотные мины. Часто используются те боеприпасы, которые в избытке имеются на местах боев. Участки дорог, проходящие по карнизу (полке), на крутых поворотах и спусках (подъемах), дорожные сооружения (мосты, тоннели) разрушаются заранее или готовятся к подрыву. Подступы к ним и места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, десантирования и посадки вертолетов, тропы, ведущие к водоисточникам, минируются.
При минировании асфальтированных дорог используются места с нарушенным покрытием. Мины и фугасы устанавливаются в выбоины на дороге и маскируются щебнем или просто бросаются в лужи, заполненные водой колеи, ставятся на обочинах и в местах возможного объезда разбитого участка дороги.
Чаще всего одиночные противотанковые мины и фугасы устанавливаются в таких местах, где подрыв техники может вызвать длительную остановку движения, чтобы поразить личный состав и технику из засад.
На горных дорогах противник устанавливает фугасы в кроны растущих у дороги деревьев или на каменистых склонах у дороги или тропы. В этих случаях фугасы или гранаты типа Ф-1 устанавливаются с взрывателем МУВ и запалом МД-2 (рис. 3.1).
Весь личный состав подразделений и частей обязан знать инженерные боеприпасы, применяемые противником, демаскирующие признаки минирования, меры предосторожности и безопасности при действиях в районах возможной установки мин, фугасов и наличия других взрывоопасных предметов.
Рис. 3.1. Комбинированный фугас на дороге:
1 - противопехотная осколочная мина МОН-50; 2 - растяжка; 3 - детонирующий шнур; 4 - артиллерийские снаряды; 5 - заряд ВВ
Разведка местности на наличие взрывоопасных предметов проводится методами проделывания проходов или ячейковым способом до занятия районов войсками.
Разведка методом проделывания проходов начинается с проделывания главных и вспомогательных проходов на назначенном участке местности, района населенного пункта. Проходы шириной 6 - 8 м проделываются через каждые 800 - 1000 м, максимально используя имеющиеся на местности дороги. После этого параллельно и перпендикулярно им на расстояниях 150 - 180 м проделываются вспомогательные проходы шириной 3 - 4 м.
Проделывание главного прохода осуществляется в следующем порядке: первый - пятый номера, двигаясь уступом вправо (влево) на дистанциях 10 - 15 м, проверяют миноискателями полосы местности шириной 1,5 - 2 м каждый и обозначают обнаруженные взрывоопасные предметы флажками из комплектов КР-Е.
На местности, покрытой травой или кустарником, разведываемая полоса предварительно протраливается первым номером «кошкой» из укрытия (БТР). По возможности трава и кустарник сжигаются.
Командир отделения совместно с одним из номеров расчета обозначает границы прохода вехами (флажками) через каждые 25 - 30 м.
Все проходы номеруются. Указки с номерами проходов устанавливаются на пересечении проходов.
При обнаружении первого взрывоопасного предмета немедленно докладывается по команде и доводится до сведения всех, ведущих разведку на данном участке.
Разведка дорог на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов в зависимости от условий обстановки может осуществляться одним (от роты) или несколькими нештатными инженерно-саперными отделениями (от батальона).
При разведке дороги на наличие мин и фугасов нештатное инженерно-саперное отделение действует следующим образом: впереди один за другим уступом вправо или влево на дистанциях 15 - 20 м движутся четыре нештатных сапера, ведя разведку дорожного полотна, каждый в полосе 1,5 - 2 м; за ними на удалении 40 - 50 м движутся два сапера с «кошками» и подрывными зарядами, выполняя задачу по обезвреживанию или уничтожению мин и фугасов. Впереди движущиеся нештатные саперы при обнаружении мины или фугаса подают установленный сигнал (голосом, свистком, флажком).
При разминировании дороги с полосами безопасности движения по обеим сторонам дороги шириной по 6 - 8 м каждая выделяется три нештатных инженерно-саперных отделения (от батальона).
Рис. 3.2. Минирование тропы:
1 - растяжка; 2 - взрыватель МУВ; 3 - граната Ф-1
Одно отделение производит разведку и разминирование дорожного полотна, а два других - разведку и разминирование полос безопасности с обеих сторон дороги.
Обнаруженные мины удаляют «кошкой» или уничтожают накладными подрывными зарядами. Невзорвавшиеся артиллерийские или минометные боеприпасы стаскивают «кошкой» или уничтожают на месте накладными зарядами.
Разведку мостов, водопропускных труб и других дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов целесообразно вести в такой последовательности: сначала обследуют подступы к мосту с помощью щупов и миноискателей; затем нештатные саперы осматривают опоры и пролетное строение моста на наличие зарядов, проводов управления и радиоприемных устройств, особое внимание при этом обращается на демаскирующие признаки минирования; после этого дорожные сооружения и подходы к ним проверяют с помощью искателей мин с неконтактными взрывателями, миноискателей, щупов, а при необходимости специальных приборов и инструментов.
При разведке дорог и дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов личный состав нештатных инженерно-саперных отделений должен твердо знать основные демаскирующие признаки их минирования. К ним относятся: свежие следы земляных работ на проезжей части, обочинах, кюветах, насыпях и выемках, подпорных стенках и полках; нарушение целостности дорожного покрытия; наличие на дороге насыпного грунта, отдельных камней и мусора; проседание грунта в отдельных местах, нарушение его однородности и плотности; следы искусственного уплотнения его; отличие цвета отдельных мест полотна дороги от общего фона; наличие выемок, имеющих правильные геометрические очертания; металлических штырей, торчащих из полотна дороги.
Разведка зданий на наличие мин, фугасов и других взрывных устройств начинается с подходов к ним, подъездов, подвальных помещений, лестничных клеток и маршей, чердаков, лифтовых шахт и коммуникаций.
После этого проверяются помещения. На подходах к зданиям в радиусе до 50 м ведется поиск и обезвреживание противотанковых, противопехотных мин, мин-ловушек и других взрывоопасных предметов с помощью щупов и миноискателей. Для проверки на минирование подходов и разминирования дорожек и тропинок, ведущих к зданию, привлекаются одно или несколько нештатных инженерно-саперных отделений.
После проверки на минирование подходов проводится наружный осмотр стен, проемов и других конструкций по всему периметру здания. Пристальное внимание уделяется обнаружению следов земляных работ у фундаментов. Внутренние помещения здания должны проверяться на наличие мин, мин-сюрпризов, мин-ловушек и других взрывных устройств и взрывоопасных предметов.
При этом особое внимание должно уделяться поиску и обезвреживанию мин-ловушек, мин-сюрпризов, установленных на разгрузочное, натяжное, обрывное или комбинированное действие, а также на неизвлекаемость.
Последовательность действий нештатных инженерно-саперных отделений при проверке зданий на минирование, по окончании наружного осмотра: открывание с безопасного расстояния закрытых дверей и окон с помощью веревок с «кошкой» (открывающихся наружу) или шестов (открывающихся внутрь); осмотр и проверка на минирование подъездов, подвалов, лестничных клеток, чердаков, коридоров, труб, люков, вентиляционных каналов. После этого приступают к осмотру комнат, в которых должны тщательно проверяться на минирование полы, потолки, капитальные стены, подоконники, ниши под ними и за батареями центрального отопления или печи и дымоходы, санузлы, вентиляционные трубы, осветительные приборы, мебель и другие предметы домашнего обихода. При этом деревянные полы должны проверяться на отсутствие следов их вскрытия и последующей установки досок на место. Дверцы мебели и печей следует открывать с помощью шнура с «кошкой» или шеста с крюком. Сдвигать мебель для проверки стен за ней следует также с помощью «кошки» или шеста.
Задание для самостоятельной работы:
1. Изучить материал лекции по рекомендуемой литературе:
[1]. Боевой устав сухопутных войск, часть 2. Воениздат. 2004.
[2]. Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. М.; Воениздат. 1984.
2. Подготовить ответы на вопросы:
- что понимается под инженерными заграждениями;
- на какие типы различают противотанковые мины;
- для чего предназначены противопехотные мины.
« ___ » ____________ 200 г. Разработал преподаватель военной кафедры №3
майор А. Вахромеев