Охарактеризуйте способы по разработке рабочих программ внеурочной деятельности в начальной школе художественно-эстетического направления
Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей.
Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.
После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; оборудование рабочего места.
5. Формы организация внеурочной работы по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
2) выездные занятия:
- экскурсии, поездки;
- походы (в том числе культпоходы);
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
При планировании внеурочной работы необходимо учитывать интересы, возможности и склонности каждого учителя начальных классов. Одни учителя берут на себя ответственность за проведение индивидуальной внеурочной работы, другие — за проведение работы в кружках, третьи — в группах продленного (полного) дня, четвертые отвечают за организацию массовых форм внеурочной работы.
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя. По рекомендации учителя дети самостоятельно изготавливают наглядные пособия и технические объекты. Объекты для индивидуальной работы подбираются таким образом, чтобы дети могли изготовить их самостоятельно без помощи учителя. Для индивидуальных поделок используются те же материалы, которые учащиеся обрабатывают на уроках. Но по содержанию, форме и отделке эти поделки не должны повторять то, что делается на уроках.
Иногда в силу объективных причин дети на уроке не могут выполнить до конца задание, например раскрасить изделие из бумаги или глины. Выполнение отделочных операций на следующем уроке не всегда желательно, так как эта работа нарушает общую структуру планирования уроков. Поэтому завершение таких работ может быть поручено некоторым учащимся в качестве индивидуального задания. Такие задания требуют проведения продуманного инструктажа. Например, поручая учащимся завершить отделку изделий: украсить их узорами, рисунками, аппликацией,- необходимо проинструктировать детей, как лучше и проще это сделать.
Индивидуальную работу следует рассматривать как начальную ступень кружковой. В дальнейшем, как правило, учащиеся, хорошо выполняющие индивидуальные задания, включаются в работу кружков и являются наиболее активными их членами.
Наибольшее распространение в начальных классах получили кружки изобразительного и прикладного искусства.
В кружках по изготовлению игрушек учащиеся создают интересные поделки из бумаги, картона, ткани, природных материалов. декоративные поделки из соломки, глины, фольги и других материалов.
Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся, подготовленности, самого учителя.
Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, выбора актива и старосты, подготовки материалов и инструментов.
Массовые формы внеурочной работы
К массовым формам внеурочной работы относят беседы и рассказы о труде взрослых, конкурсы по изготовлению самоделок, выставки детских работ.