Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли

Неоконцептуализм или неоконцептуальное искусство (англ. Neo-conceptual art, Neo-Conceptualism) или постконцептуализм, постконцептуальное искусство(англ. Post-conceptual art, Post-Conceptualism) — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе.

В основном неоконцептуализм ассоциируется с деятельностью Молодых британских художников, которые громко заявили о себе в 1990-е годы (в частности, Хёрст, Дэмьен).

Крупные события

· 1991: Чарльз Саатчи финансирует Дэмьена Хёрста и на следующий год Галерея Саатчи выставляет его работу Физическая невозможность смерти в сознании кого-то живущего — акулу в формальдегиде.

· 1993: Ванесса Бикрофт проводит свой первый перформанс в Милане.

· 1999: Трэйси Эмин номинирована на Премию Тернера. Часть ее выставки — инсталляция My Bed.

· 2001: Мартин Крид получает премию Тернера за работу The Lights Going On and Off, пустую комнату, в которой включается и выключается свет.

· 2005: Саймон Старлинг получает премию Тернера за Shedboatshed, деревянное здание, на котором он проплыл по Рейну

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru

Молодые британские художники или YBA (также Brit artists и Britart) — название, которое дали группе современных художников из Великобритании, большинство из которых учились в Голдсмитском колледже в Лондоне.

Название «Молодые британские художники» закрепилось за ними после выставки в Галерее Саатчи в 1992 году, которая принесла им славу.

Наиболее известными художниками из этой группы является Дэмиен Херст и Трейси Эмин, а ключевыми работами — «The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living» (акула в формальдегиде Херста) и «Моя кровать» Трейси Эмин.

Точкой отсчета для Молодых британских художников стала выставка Freeze организованная в 1988 в Лондоне Дэмиеном Херстом, который в тот момент был ещё студентом.

Саатчи

Одним из посетителей выставки Freeze был Чарльз Саатчи, крупный коллекционер современного искусства и один из основателей рекламного агентства Saatchi&Saatchi. Саатчи купил первую большую инсталляцию Херста с мертвыми животными — «A Thousand Years», состоящую из большого стеклянного контейнера с личинками, мухами и коровьей головой (эта инсталляция стала позднее заметным экспонатом выставки «Sensation»).

Саатчи стал не только главным коллекционером Херста, но и главным спонсором для других Молодых британских художников. Рынок современного искусства в Лондоне рухнул в середине 1990-х во время экономической рецессии, многие коммерческие галереи современного искусства ушли из бизнеса.

Коллекция Саатчи публично выставлялась на ряде шоу в большом здании бывшей фабрики в районе Сэнт-Джонс Вуд на севере Лондона. Предыдущие выставки Галереи Саатчи включали работы таких художников как Энди Уорхол, Филипп Гастон, Алекс Кац, Ричард Серра, Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер. Теперь Саатчи обратил свое внимание на Молодых британских художников.

Саатчи создал бренд Молодых британских художников серией выставок, которые начались в 1992. Заметным экспонатом была акула Дэмиена Херста (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), которая стала символом британского искусства 1990-х. Также Саатчи обеспечил внимание средств массовой информации. Молодые британские художники вдохнули жизнь в новую генерацию британских коммерческих галерей, таких как Karsten Schubert, Sadie Coles, Victoria Miro, Maureen Paley’s Interim Art, White Cube и Antony Wilkinson Gallery.

Sensation

Укрепление статуса YBA произошло в 1997 году, когда Королевская академия, которая имеет репутацию оплота консерватизма, устроила большую выставку работ Молодых британских художников — Sensation. Фактически это была демонстрация частной коллекции Чарльза Саатчи, которому принадлежало большее число произведений. Споры в средствах массовой информации о выставке, в частности, из-за работы Маркуса Харви «Myra», послужили для укрепления значения YBA. Когда шоу демонстрировалось в Нью-Йорке, возникла ещё большая шумиха, вызванная работой Криса Офили.

Цитаты

· «<„Молодые британские художники“> Это просто географическое стечение обстоятельств. Так получилось, что все эти художники появились в Лондоне в один и тот же период, и их работы покупал Чарльз Саатчи. Но это очень разные художники. Может быть, единственное, что нас связывает – это то, что мы пытались привнести в искусство реальность, а не делали просто искусство об искусстве»[1] — Марк Куинн, 2012.

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru херст дэмьен

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru ш. ливайн

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru П. Хелли. Nine prisons (Девять тюрем). 2006

Неоконцептуализм. «Young british artists». Д.Херст, Х.Стейнбах, Ш.Ливайн, П.Хелли - student2.ru П. Хелли. Dust (Пыль). 2009

Наши рекомендации