Европейский декаданс и английский эстетизм

1. Декаданс как мировоззрение и мирочувствование и художественная система конца XIX в. Основные темы, мотивы, образы декаданса в западноевропейской литературе.

2. Роман Гюисманса «Наоборот» как «коран декаданса» (О. Уайльд).

3. Предтечи и теоретики английского эстетизма: «прерафаэлиты» и Д. Г. Россетти, Дж. Раскин, У. Пейтер, О. Бердслей и О. Уайльд.

4. Английский эстетизм и концепция «искусства для искусства». Взгляды Т. Готье и С. Малларме. Теоретические работы О. Уайльда.

5. Эстетический декоративизм и стилизация в сказках О. Уайльда.

6. Проблемы эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея» и пьесе «Саломея».

7. Парадокс в жизни и творчестве О. Уайльда. Пьесы «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», «Пигмалион».

Тексты:

Верлен, П. Сатурнические стихотворения.

Гофмансталь Г. Глупец и смерть. Трудный характер. Стихотворения.

Манн Т. Тристан. Смерть в Венеции.

Гюисманс Ж.К. Наоборот.

Мередит Дж. Эгоист. Стихотворения.

Суинберн Ч. Стихотворения.

Уайльд О. Саломея. Как важно быть серьезным. Идеальный муж. Сказки. Портрет Дориана Грея. Упадок лжи. Критик как художник. De Profundis.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Или-или.

Г. Готье. Шарль Бодлер (Вступительная статья).

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Так говорил Заратустра.

Шпенглер О. Закат Европы.

Хрестоматии и антологии

Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917: Хрестоматия. М. 1981.

Критическая литература

Аникин Г.В. Эстетика Джона Раскина и английская литература XIX века. М. 1986.

Вейдле В. В. Умирание искусства. М., 2001.

Зарубежная литература конца XIX – начала XХ века. / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.

Зверев А. Портрет Оскара Уайльда. // Уайльд. О. Избранное. М. 1986.

Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни //Философские науки. М., 1990. №9. С.66-77

Пальцев Н. Кавалер зеленой гвоздики. Штрихи к портрету Оскара Уайльда. // Уайльд. Избранные произведения. В 2 т. М. 1993. Т.1.

Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. // Уайльд. Избранные произведения. В 2 т. М. 1993. Т.2.

Толмачев В.М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1991. № 5.

Эко У. Религия Красоты. // Эко У. История красоты. М., 2005. С. 329-359.

Занятие № 6

Экспрессионизм в Германии и Австро-Венгрии

1. Значение экспрессионистской живописи: полемика с импрессионизмом, группы “Мост” (Э. Кирхер, Э. Хеккель), “Голубой всадник” (Ф. Марк). Понятие экспрессионизма у Ф. Марка и В. Кандинского. Эстетика 1910-х гг. (Воррингер, Эдшмид).

2. Лирика экспрессионизма. Поэзия Г. Гейма, Г. Тракля. Апокалиптические мотивы. Лирика экспрессионизма и традиции декаданса.

3. Творчество Г. Бенна. Натуралистические элементы раннего творчества. Особенности образности.

Тексты:

Гейм Г. Стихотворения.

Тракль Г. Стихотворения.

Бенн Г. Стихотворения.

Бенн Г. Проблемы лирики // Вопросы литературы. 1991. № 7. С. 133-161

Хрестоматии и антологии:

Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. М 1990.

Критическая литература:

Экспрессионизм. М. 1966.

Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н. С. Павлова. М.: Радуга, 1986.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М. 1999.

Павлова Н. С. Экспрессионизм. // Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов. М., 2001. С. 182-194.

Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. Екатеринбург 2004.

Пестова Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Екатеринбург, 2002.

Бараш О. Георг Тракль: Трагическая симфония. // Тракль Г. Избранное. М. 1994.

Николаев А. Орфей, поющий песнь воскресших (о поэзии Георга Тракля). //

Тракль Г. Песня закатной страны. Гейм Г. Umbra vitae. М. 1995.

Хайдеггер М. Георг Тракль: уточнение поэтического строя. // Тракль Г. Избранное. М. 1994.

Гугнин А. “Необозримые поля” Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. С. 121-132

Занятие № 7

Авангардистские течения 1910-1920-х гг.

И формирование системы модернизма.

1. Модернизм начала XX века: авангардизм как попытка преодоления декаданса.

2. Итальянский футуризм и его манифесты. Проблема обновления поэтического языка в 1910-е гг. Поэзия (“Новая песнь”) и проза (“Футурист Мафарка”) Маринетти.

3. Кубофутуризм фо Франции. Творчество Аполлинера. Аполлинер и сюрреализм (“Калиграммы”).

4. Дадаизм в Цюрихе и Париже. Манифест ДАДА 1918 г. Утверждение алогизма как основы творческого процесса. Распадение дадаизма, переход его представителей к сюрреализму (во Франции), или экспрессионизму (в Германии).

5. Манифесты сюрреализма А. Бретона и И. Голля. Сюрреализм во Франции. “Магнитные поля” А.Бретона и Ф.Супо. Понятие сверхреальности. Прием “автоматического письма”.

Тексты

Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма.

Технический манифест футуристической литературы.

Манифест ДАДА 1918 года.

Бретон А. Манифест сюрреализма.

Голль И. Манифест сюрреализма. Сверхдрама.

Аполлинер Г. Стихотворения. Предисловие к драме “Груди Тиресия”.

Хрестоматии и антологии

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно- европейской литературы ХХ века. М: Прогресс 1986.

Как всегда - об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М. 1992.

Критическая литература

Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М. 1987.

Бердяев Н. Кризис искусства. // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М. 1994. С. 399-419.

Бобринская Е.А. Футуризм. М. 2000.

Сануйе М. Дада в Париже. М. 1999.

Элгер Д. Дадаизм. М., 2006.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М. 1972.

Вирмо А. и О. Мэтры сюрреализма. Спб. 1996.

Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. М. 1995.

Хартвиг Ю. Аполлинер. М. 1971.

Наши рекомендации