Средневековый тип культуры
Средневековье - это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело будущее европейской культуры. Первым из них являются традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Если бы эта сила смогла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор дальнейшей культурной жизни Европы был бы обращен в прошлое. Культура Европы в этом случае застыла бы в античных формах, подобно индийской или китайской культуре.
Второй силой был дух варварства, носителями которого были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Римском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчезла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново. Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы.
Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира, и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но и ее организационным единством, и ее имущественными ресурсами. Все это и позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре, но эта победа не была легкой. В самом христианстве было множество течений, так или иначе отражавших влияния побежденных им сил.
Церкви приходилось бороться за сохранение своего единства, отсекая ереси, не согласующиеся с утвержденными догматами. Эта борьба завершилась включением в христианское богословие ряда идей античной философии. В сознании средневекового человека христианская религиозность переплеталась с архаическими представлениями и суевериями. Христианство само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.
Начиная с отцов церкви, богословы постоянно подчеркивали недоверие к человеческому разуму, приоритет веры над ним. Расцвету иррационализма и мистики способствовал низкий уровень знаний или невежество подавляющей массы населения. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками. Он слепо доверял таинственным знакам и символам, мистическим видениям и рассказам о чудесах. Вся природа казалось ему символическим выражением высшего, незримого мира.
Символом Вселенной считался церковный собор – «дом Божий», купол которого воспринимался как небесный свод, портал – как «небесные врата» и т. д. Тайный символический смысл придавался некоторым вещам и магическим словам. Решительным был отход от языческого отношения к телесности, здоровью, чувственным наслаждениям. Церковь категорически осуждала античный культ тела как греховный, требуя заботиться о душе, а не о теле. Провозглашенный культ аскетизма восславлялись отшельники, исступленно умерщвлявшие плоть, отказывающиеся от чувственных удовольствий. Особенно греховными считались сексуальные наслаждения, поскольку церковь допускала их только ради деторождения.
Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Ссылка на Библию считалась самым надежным философским и научным аргументом. В философии церковные догматы принимались как самоочевидные и неопровержимые постулаты. В естествознании господствовали общие рассуждения, к наблюдению и опыту наука того времени практически не обращалась. Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи, в живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты.
Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно, наверное, считать главным видом средневекового искусства. Характерный архитектурный стиль раннего Средневековья – романский. С романской архитектурой гармонируют другие виды искусства раннего Средневековья. В более поздней средневековой архитектуре приобрел распространение готический стиль – ажурный, легкий, рвущийся к небесам в иную, мистическую реальность. Другие виды искусства того времени созвучны готике – изощренная и изысканная рыцарская поэзия, героико-фантастический рыцарский роман.
Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Вся система образования носила религиозный характер. Школы существовали главным образом при монастырях. В течение многих веков оставалась незыблемой программа школьного обучения, нацеленная на подготовку священнослужителей. С XII века появляются университеты – Болонский, Оксфордский, Парижский и другие, в которых открываются богословский, юридический и медицинский факультеты.
В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда. Два первых – «молящиеся» (священники) и «воюющие» (рыцари, благородное дворянство) составляли элиту. Простой народ относился к третьему разряду – «трудящимся». Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны. Представители элиты должны были неукоснительно соблюдать кодекс дворянской чести, правила этикета, религиозные ритуалы. Наиболее образованное духовенство интересовалось богословием, философией, историей.
Вообще было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе происходили сдвиги, которые мало имели отношение к духу религиозности. В период Средневековья начали зарождаться существующие ныне европейские нации, языки и государства, возник новый тип европейского города, появились многие приметы «европейского» образа жизни.