Лекция 18. ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Различают перспективу линейную и воздушную.

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы, а воздушная перспектива — изменением яркости и четкости предметов, а также их цве­та по мере удаления от точки наблю­дения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (ко­лоритной) перспективой.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разра­ботавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что тео­рия линейной перспективы разъяс­няет явления видимых форм, вели­чины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

В живописи законы перспективы используются при изображении трех­мерного пространства на плоскости. Изображение глубины пространства осуществляется путем передачи за­кономерного уменьшения величины предметов по мере их удаления от зрителя, уменьшения контраста ме­жду освещенными и теневыми частя­ми предметов и, наконец, передачей того изменения насыщенности цвета, которое мы наблюдаем в природе в виде голубой дымки, нивелирующей цвета предметов, расположенных да­леко на горизонте.

В ландшафтном искусстве глубина пейзажа является реальностью и тре­бует соответствующего подхода. Ис­пользование законов перспективы позволяет усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или, наоборот, зрительно сократить.

Первое зрительное восприятие в пространстве — это видимая вели­чина предметов. По ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наб­людения. Чем дальше предмет нахо­дится от точки наблюдения, тем он кажется меньше. Параллельные ли­нии, уходящие от наблюдателя в го­ризонтальной плоскости, сходятся на горизонте, на понижающейся мест­ности — ниже горизонта, а на повы­шающейся — выше. При этом верти­кальные линии в перспективе оста­ются вертикальными. Поэтому фор­мирование видов и панорам парка зависит от положения наблюдателя на местности. Так, например, при организации парковых устройств на резко выраженном рельефе учиты­вается восприятие реальных и зри­тельно искаженных форм и размеров предметов. Например овальная пло-щадка на склоне с верхней видовой точки воспринимается круглой; пред­меты на вершине холма восприни­маются как более высокие и строй­ные; невысокие предметы первого плана маскируют большие по высоте предметы заднего плана.

Законы линейной перспективы на­ходят свое применение в практике паркостроения в целом ряде случа­ев, прежде всего когда необходимо иллюзорно увеличить глубину прост­ранства парковой картины. Это до­стигается путем создания промежу­точных планов в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту.

Впечатление глубины пространст­ва увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения раз­мещать объемы, уменьшающиеся по величине, сокращать расстояние между ними или уменьшать ширину ви­дового луча. Холмы и другие возвы­шенности воспринимаются как более высокие при размещении деревьев, кустарников и сооружений на их вер­шинах. При этом рекомендуется, чтобы высота холма была не менее половины высоты деревьев. В случа­ях, когда необходимо закрыть или временно скрыть какую-либо деталь пейзажа, а затем неожиданно пока­зать ее с наиболее выгодной точки обзора, достаточно непосредственно перед наблюдателем разместить плотную древесно-кустарниковую группу. Расположенный ближе мень­ший предмет будет закрывать боль­ший, находящийся дальше. Иногда необходимо, наоборот, визуально со­кратить воспринимаемое простран­ство. Это достигается путем последо­вательного увеличения ширины вида от точки наблюдения и размеров про­межуточных кулис, а также увели­чением их количества. Расстояние между зрителем и отдаленным пред­метом оптически сокращается, если скрыть лежащую в промежутке ме­жду ними местность. В этих случаях ее не усиливают промежуточными планами, а решают по возможности нейтрально, так, чтобы не было объ­ектов для сравнения масштабов про­странства. Этот прием используется также при необходимости включения в обзор предметов или видов, нахо­дящихся за пределами парка. Сле­дует при этом иметь в виду, что вклю­чение внешних видов в обзор парко­вых картин иллюзорно увеличивает размеры парка в целом.

Наблюдая изменения цвета пред­метов по мере их удаления, мы по­лучаем ощущение дали, воздушно­го пространства. Эффекты воздуш­ной перспективы зависят от прозрач­ности воздуха, его загрязненности, насыщенности водяными парами.

Они проявляются в виде различной четкости силуэтов, которая все более уменьшается по мере удаления, в из­менении цвета предметов. Л. Рубцов приводит следующие закономерно­сти цветовой динамики пространства: «...краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значитель­но стушевывает их. Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изме­няют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранже­вые — грязно-красными и так до фи­олетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая ок­раска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же са­мое происходит и с- фиолетовой окраской, которая при удалении исче­зает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном уда­лении белая окраска кажется не си­неватой, а желтоватой, часто с оран­жевым оттенком... На ярко освещен­ной снежной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голубо­ватыми, а на ярко освещенной сторо­не — бледно-оранжевыми. Черная окраска по мере удаления становит­ся светлее».

Для того чтобы заметить измене­ния цвета парковых насаждений на большом (300—500 м) и среднем (50—70 м) расстоянии, необходимо одновременно посмотреть на удален­ные и близко расположенные масси­вы или группы деревьев. Цветовое сравнение этих планов позволит вы­явить градации глубины простран­ства за счет усиления холодных то­нов дальнего плана и изменения чет­кости их форм. Особенно интересны

эффекты воздушной перспективы при боковом освещении пейзажей. Под­бором насаждений по архитектонике и цвету, соответствующих законам воздушной перспективы, можно со­здать значительные по глубине про­странства даже на небольших тер­риториях. Для этого деревья с мяг­ким контуром крон, близких по окра­ске к холодной гамме, следует раз­мещать на дальнем плане и туда же вводить синие и голубые пятна цветников.

Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит тень и соответ­ственно все пространство дальнего плана. При этом передний план не­обходимо усилить деревьями со свет­лоокрашенными кронами (серебри­стые, пестрые и золотистые). В опуш­ке они должны размещаться на вы­ступающих частях. При создании на переднем плане цветников необхо­дима известная осторожность, так как введение слишком ярких желтых тонов может разрушить задуманную композицию. По своей яркости они не должны сильно превосходить яркость окраски древесного окружения.

Наши рекомендации