Симфоническое творчество П.И. Чайковского
Заполните таблицу сведениями из биографии Чайковского.
Событие | Творчество |
1866- |
Оперное творчество П.И. Чайковского
Заполните пустые клеточки, дописав названия опер Чайковского.
Заполните пропуски в тексте об опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Опера Чайковского «Евгений ____________________», написана на сюжет одноименного __________ в стихах поэта _______________. Либретто создано композитором в сотрудничестве с ______________________. Из пушкинского романа, «энциклопедии ____________ _________________» (В. Г. Белинский), Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами героев, скромно назвав свою оперу «__________ ________________»
5. Ответьте на вопросы:
1. Какое место занимает в творчестве Чайковского жанр оперы?
________________________
2. В чём композитор видел особые возможности жанра оперы?
______________________________
3. Назовите имя певицы, предложившей композитору взять поэму «ЕвгенийОнегин» в качестве сюжета для оперы.
_______________________________
4. Автор либретто.
_______________________________
5. Где и когда состоялась премьера оперы.
_______________________________
6. Как сам композитор определил жанр оперы, как вы думаете, почему?
______________________________
7. Назовите главных героев оперы и типы их голосов.
_______________________________
8. Какими музыкальными номерами характеризуется образ Татьяны, укажите их место в опере.
______________________________
9. Какими музыкальными номерами характеризуется образ Онегина, укажите их место в опере.
______________________________
10. Какими музыкальными номерами характеризуется образ Ленского, укажите их место в опере.
______________________________
11. Какими музыкальными номерами характеризуется образ Ольги, укажите их место в опере.
______________________________
12. Друзья советовали П.И. Чайковскому дать название оперы «Татьяна Ларина». Почему?
______________________________
13.
Рассмотрите таблицу со схемой композиции сцены письма Татьяны в опере «Евгений Онегин», найдите соответствующие нотные примеры, подпишите и пронумеруйте их по порядку.
вступление | 1 раздел | 2 раздел | 3 раздел | 4 раздел | кода | ||
a | b a1 | a | b a1 | ||||
Тема любви | «Пуская погибну я» | «Я к вам пишу» | «О, да, клялась» | «Нет, никому на свете» | «Ты в сновиденьях мне являлся» | «Кто ты мой ангел ли хранитель» | «Кончаю, страшно перечесть» |
Ми мажор | Ре-бемоль мажор | ре минор | До мажор | Ре-бемоль мажор | Ре-бемоль мажор |
____
____
__
___
____
____
____
____
Заполните таблицу.
опера | год создания | автор литературного источника | автор либретто |
Воевода | |||
Опричник | |||
Кузнец Вакула | |||
Евгений Онегин | |||
Орлеанская дева | |||
Мазепа | |||
Чародейка | |||
Пиковая дама | |||
Иоланта |
Симфоническое творчество П.И. Чайковского
8. Вставьте по смыслу следующие слова в текст о симфонических произведениях П.И. Чайковского:
Моцарт, "Ромео и Джульетта", четыре, "Буря, московский , Шекспир, "Фатум" ,"Гроза", М.А.Балакирев, Стасов, "Моцартиана", Славянский марш, "Франческа да Римини".
Кроме многочастных симфоний, Чайковский создал большое количество оркестровых сочинений других жанров. Начав этот список увертюрой _______________(по Островскому) ещё в консерваторские годы, он мощно развил линию программного симфонизма в _____________ период своей жизни (1866-1877). В конце 60-х годов подряд появились симфоническая фантазия __________и жемчужина мировой симфонической литературы - увертюра-фантазия ______________(идея принадлежала ____________). Другая пьеса ___________вскоре вдохновила композитора на создание фантазии по мотивам ___________(сюжет подсказан Владимиром____________). Завершают оркестровое творчество этой эпохи ______________ на народно-славянские темы и симфоническая фантазия по "Божественной комедии" Данте ________________Все эти сочинения носят ярко выраженный романтический характер. Картины природы, трагические коллизии, фантастические эпизоды, пылкая и возвышенная любовь, гнёт неумолимой судьбы - все эти "вечные", общечеловеческие мотивы воплощены с необыкновенной выразительностью и огромным мастерством.
В симфоническом наследии Чайковского присутствует и такой жанр, как сюита. К нему он обращался в 80-е годы. Им сочинены _____________сюиты, последняя из которых на темы его любимого______________, отчего и получила название _______________.
(Л. З. Корабельникова)
9. Определите и подпишите темы из Симфонии №1 соль минор `Зимние грёзы` Op. 13.
____
____
____
____
____
Решите кроссворд.
1 | 3 | 16 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
4 | 8 | ||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
10 | 15 | ||||||||||||||||||
7 | 9 | ||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
12 | 18 | ||||||||||||||||||
6 | 11 | ||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||
17 | 21 | ||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
1. В 1893 г. Чайковский был удостоен этого звания в Кембриджском
университете в Англии.
2. На сюжеты этого поэта написаны две самые знаменитые оперы Чайковского.
4. П.И.Чайковский справедливо считается реформатором этого жанра
Новаторство композитора проявилось прежде всего в его симфонизации.
5. Опера на пушкинский сюжет, в которой остро конфликтная личная драма
развертывается на широком историческом фоне.
6. Город, в котором жил П.И. Чайковский с 1892 г.
8. Первая опера Чайковского по пьесе А. Н. Островского «Сон на Волге».
9. Первый музыкальный издатель большинства произведений
П. И. Чайковского.
11. По мнению Чайковского – самый демократичный жанр.
13. Русская меценатка, покровительница П.И. Чайковского.
17. «Этому выдающемуся артисту я обязан тем, что понял, что мое подлинное
призвание — музыка; это он сблизил меня с классиками и открыл мне
новые горизонты моего искусства» - о ком из своих преподавателей писал
Чайковский?
18. Романс, слушая который, по признанию самого Петра Ильича, он «не мог
сдержать слёз».
19. Одноактная опера, которая была заказана Чайковскому в 1891 году. Она
предназначалась к постановке в один вечер с балетом "Щелкунчик".
22. Трудно назвать другого композитора, о котором бы сохранилось так много
восторженных откликов Чайковского, его он охарактеризовал не иначе, как
"Христос музыкальный".
По вертикали:
2. Дочь крепостного вятского крестьянина - первая учительница
П.И.Чайковского.
3. Друг Чайковского, директор Московской Консерватории.
6. «Знаете, это моя любимейшая опера. Какой необычайный талант, какая
сочность и яркость! Я могу слушать эту оперу буквально каждый день...» -
так отзывался об этой французской опере Чайковский.
7. Опера - Нижегородское предание, по драме Шпажинского.
10. Увертюра к драме А.Н. Островского.
12. Балет по сказке Э. Т.Гофмана.
14. Один из ближайших друзей Чайковского, музыкальный критик,
высказавший проницательные критические суждения о нем в печати.
15. Герой оперы «Евгений Онегин», тип голоса – тенор.
16. Либреттист оперы «Евгений Онегин».
20. Чайковский создал новый тип этого жанра, обострив в нём черты драмы и
трагедии.
21. Герой оперы «Евгений Онегин», тип голоса – бас.
23. Фамилия гувернантки П.И. Чайковского.
Биографическое лото.
ОТВЕТ | ВОПРОС |
На Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры | Назовите дату и место рождения П.И. Чайковского. |
25 апреля 1840г. в г. Воткинске, Вятской губернии. | Назовите должность отца П.И. Чайковского. |
Горный инженер. | Пете не было и пяти лет, когда его гувернантка, имевшая педагогический опыт, знавшая одинаково хорошо французкий и немецкий языки, начала обучать его музыке. Назовите её имя. |
Фанни Дюрбах. | Большим событием в музыкальном развитии Петра Ильича явилось приобретение его отцом этого механического музыкального инструмента . На нём исполнялись отрывки из произведений Моцарта, глубоко запавшие в душу чуткого и впечатлительного мальчика. |
оркестрина | Мария Марковна Пальчикова - дочь крепостного вятского крестьянина, была первой учительницей Чайковского, она дала великому русскому композитору первые уроки игры на фортепиано, научила его читать и писать ноты композитором. В каком году начались музыкальные занятия с М.М. Пальчиковой? |
С чем был связан переезд семьи Чайковских в 1849 году в г. Алапаевск? | |
Назначение отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами. | В этом году П. И. Чайковский поступает в Училище правоведения. |
В связи с назначением отца на должность директора Технологического института вся семья Чайковских переезжает в этот город. | |
Петербург | П. И. Чайковский считал, что только благодаря этому учителю, у которого он брал уроки с 1855 по 1858гг., он ощутил своё подлинное музыкальное призвание. |
Кюндингер (Kundinger) Рудольф Васильевич | Назовите первый романс Чайковского, написанный в 1857-58гг. на слова Афанасия Фета. |
«Мой гений, мой ангел, мой друг» | В этом году Чайковский окончил Училище правоведения и поступает на службу в Министерство юстиции. |
В этом году отправляется за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым, а осенью начинает занятия в Музыкальных классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы. | |
В 1862 становится одним из первых студентов этого, только что созданного, первого в России учебного заведения подобного рода. | |
Петербургская консерватория. | В этом году композитор уходит со службы в Министерстве юстиции. |
Перечислите произведения, написанные Чайковским во время учёбы в консерватории. | |
Увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского, «Характерные танцы» для оркестра, Квартет B-dur, Кантата «К Радости» (слова Ф. Шиллера) | В этом году П.И. Чайковский с серебряной медалью оканчивает консерваторию. |
В 1866г. Композитор переезжает в Москву, начинается многолетняя дружба с этим выдающимся пианистом, музыкальным деятелем и основателем московской консерватории. | |
Николай Григорьевич Рубиштейн | С 1866 по 1878 Чайковский преподавал в московской консерватории именно эту дисциплину. |
гармония | В 1869г в Большом театре в Москве состоялась премьера первой оперы Чайковского. Назовите её. |
«Воевода» | В этом году состоялось первое исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Назовите год и автора литературного сюжета. |
В этом году в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Опричник». | |
В 1875г. состоялось первое исполнение этого произведения, ставшего впоследствии визитной карточкой конкурсов имени Чайковского. | |
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. | В 1876 году Петр Ильич начал переписку (продлившуюся 13 лет) с русской меценатка, женой железнодорожного магната. Она долгое время покровительствовала композитору и оказывала материальную поддержку. Назовите её имя. |
Надежда Филаретовна фон Мекк | Назовите первый балет Чайковского, премьера которого состоялась в 1877 г. |
«Лебединое озеро» | Впервые эта опера была исполнена силами студентов Московской Консерватории в 1879г. |
«Евгений Онегин» | В 1881 и 1884гг состоялись премьеры этих двух опер. |
«Орлеанская дева», «Мазепа» | В 1887-1888гг. композитор осуществил первую гастрольную поездку. Назовите города, которые он посетил и имена композиторов, с которыми он познакомился. |
Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон. Григ, Малер, Гуно, Дворжак. | В этом году состоялись премьеры балета «Спящая красавица» и оперы «Пиковая дама» |
1891. | В 1892г Чайковский стал первым из русских композиторов посетившим эту страну. |
Соединенные Штаты Америки | В 1892г. Чайковский переезжает на постоянное место жительство в этот город. Впоследствии, в доме, где проживал Чайковский был организован мемориальный музей. |
г. Клин | В 1892 композитор был избран членом-корреспондентом этой академии. |
Парижской Академии изящных искусств | Назовите премьерный балет и оперу Чайковского 1892г. |
«Щелкунчик», «Иоланта» | В 1893г. композитор совершил поездку в Лондон и Кембридж именно для этого. |
Получения звания доктора музыки. | 16 октября 1893г. состоялось первое исполнение этого произведения под управлением автора. |
Симфония №6 | 25 октября 1893г. Чайковский скоропостижно умирает от холеры. Где был похоронен композитор? |
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
*** Загадка медальона.
"Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.
Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:
– Дядюшка, я знаю, что здесь написано!
/М.Казиник, из книги "Тайны гениев"/
А вы знаете, что означают ноты на этом медальоне?