Идейно-тематический анализ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА

Если драматургический анализ информационно-логического материала позволяет судить о возможности преобразования его в материал эмоционально-образный, то идейно-тематический анализ является первым и основополагающим этапом работы по созданию сценария театрализованного действа.

В систему идейно-тематического анализа введем определение и формулирование таких понятий, как жанр, конфликт и художественный прием (сценарный ход), не выделяя последних в отдельную драматургическую группу, характеризующую необходимые отправные изыскания для последующей работы над сценарием.

Проделаем это от начала и до конца, причем для каждого определяемого нами понятия сначала дадим теоретическую предпосылку, а затем – его непосредственно прикладное решение.

Итак, рассмотрим стратегическую разработку «генерального сражения», коим является написание сценария театрализованного представления.

Определение и формулирование темы

Тема – это предмет художественного исследования сценариста. Тема – всегда проблема и является понятием объективным. Формулировка темы отвечает на вопрос: о чем пойдет речь в сценарии театрализованного представления?

Попытаемся ответить, о чем будет идти речь в будущем сценарии. Предположим, что тема – сегодняшний день нашей страны, т.е. время, в которое мы живем, время как социальная, политическая, психологическая и культурная субстанция, контекст, в котором обретается судьба каждого из нас.

Это и явится предметом художественного исследования, а значит, и проблемой, т.е. теоретическим и практическим вопросом, требующим исследования.

Определение и формулирование идеи

Идея – субъективна и являет собой личностное отношение сценариста к данной теме. Идея – синтез мыслей и чувств сценариста, которые рождает в нем тема. Идея отвечает на вопрос: что я этим хочу сказать, избирая данную тему?

А я хочу сказать, что время, в котором мы существуем, во многих отношениях мало приспособлено для жизни. Оно достаточно мало пригодно для человека с чувством собственного достоинства, исполненного высоких духовных порывов и отстаивающего свои права гражданина.

Определение и формулирование жанра

Жанр – установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющие определенную эмоциональную окраску, и целиком воспринимаемых как система.

Мы испытываем к этому времени чувство неприятия, смешанного с негодованием и ощущением безысходности. Отсюда возникает трагическая тональность задуманной драматургии. Обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности диктуют нам сатирический мотив для описания данного времени. Поэтому жанр можно сформулировать как трагифарс.

Определение и формулирование конфликта

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними.

Исходя из вышеизложенного, конфликт можно сформулировать как противоречие между теми общечеловеческими нормами, которым должна удовлетворять эпоха, и тем, каковой она является в реальности.

Определение и формулирование художественного приема

Художественный прием – это образное решение той или иной композиционной схемы, создающее драматургическую целостность театрализованного представления. Художественный прием – это формообразующее начало, в рамках и по диктату которого происходит сценическое действие.

Осуществляя поиск художественного приема для нашего конкретного случая, мы наталкиваемся на пьесу Б. Брехта «Трехгрошовая опера» и обнаруживаем, что ситуация, заключенная в ней, весьма напоминает ситуацию нынешнюю. Разница лишь во времени и пространстве. Эту разницу можно убрать двумя способами: а) сохраняя фабулу и язык оригинала, «инкрустировать» произведение современными отечественными реалиями; но в этом случае возникает опасность эклектического соединения этих двух составляющих, б) сохраняя сюжет оригинала, стилистически трансформировать пьесу, т.е. заново написать все диалоги, монологи и зонги, перенося действие в сегодняшний день и на российскую почву; второй вариант – предпочтительнее.

Таким образом, художественным приемом в данном конкретном случае является трансляция сюжета и фабулы пьесы Б. Брехта.

Вот такой предварительный анализ театрализованного представления необходимо было проделать, прежде чем приступить к работе над сценарием, который и предлагается вашему вниманию.

Криминальной революции посвящается

Рублевый балаган

Трагифарс

Действуют: Гаврила, Нюра, Господин Жох, Госпожа Жох, Лох, Батюшка, Командир, Подруга, Сержант, Фирмачи, Группа «Реклам-шоу», Лицо от автора, Уличный певец.  

Пролог

Наши рекомендации