Уроки 63-64. а.и. куприн. «барбос и жулька»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите истории, которые вы придумали как продол
жение рассказа Д. Мамина-Сибиряка.
III. Введение в тему. Актуализация знаний
1. Работа с пословицами и поговорками.
— Прочитайте пословицы, написанные на доске, и объяс
ните их смысл.
Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил. Будь верен до смерти. При верном псе и сторож спит.
2. Вводная беседа.
— Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе... собачьей. На
писал его... (ребята называют автора — Александр Ивано
вич Куприн).
— Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3-м классе? («Слон».)
3. Слово учителя о писателе.
Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище, В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. — в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учебы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют» (за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890-1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909-1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился па фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька»
1.Словарно-лексическая работа.
— Объясните значение слов:
ПРИЗЕМИСТЫЙ — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ — имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ — любовная игра, кокетство. ФЕСТОН — один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА — рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ — отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
ЛАВРЫ — ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов.).
КАРЬЕР — самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ — триумф - блестящий успех, торжество.
—Объясните выражение: «бывал унизан колючими «репя-хами»...».
—Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный); мучение (страдание, терзание, пытка, мытарство, маета).
—Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница); взволнован (спокоен).
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
(После паузы учитель задает вопрос.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
VI. Итог урока
— Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, мож
но отнести к нашему рассказу?
Домашнее задание:перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Знакомый
Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем Мы — неразлучные друзья. Визжим и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! (В. Берестов.)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.
—Прочитайте, разделяя слова на слоги.
—Прочитаем шепотом.
—Прочитайте громко.
—Прочитайте с ускорением.
—Прочитайте выразительно.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
—Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?
—О чем хотел рассказать нам автор?
—Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».