Изучение и творческое осмысление эффективного опыта

Необходимость анализа опыта социально-культурной деятельности вытекает из самого характера данного вида работы. Она определяется целым рядом обстоятельств, и, прежде всего, сложностью социально-культурной деятельности – одного из социально значимых, творческих направлений человеческой практики.

Социально-культурная деятельность не является статичной, в ней практически нет окончательных решений. Это дина­мичный процесс, развитие которого само по себе постоянно и непре­рывно рождает новые проблемы. Социально-культурная деятельность, кроме того, является еще и многофункциональной. Многие десятилетия учреждения культуры накапливали опыт просветительной, воспитательной, познавательной работы с людьми. Все эти направления деятельности имеют свои особенности, свои внутренние связи и отношения, своеобразные формы и методы работы. И ни одно из них не может быть недооценено или абсолютизировано. В то же время каждое из направлений само по себе представляет сложный комплекс.

Всестороннее изучение, глубокий анализ социально-культурной деятельности основаны, прежде всего, на осознании диалектической связи ее теоретического и практического аспектов. Исходя из этого, методические центры все больше опираются на практический опыт учреждений культуры. При этом следует помнить, что даже малейшее нарушение диалектической связи научного подхода в социально-культурной деятельности и анализа ее опыта, как показывает жизнь, приносит отрицательные результаты.

Возьмем для примера методические материалы по обобщению опыта в ряде методических центров. В некоторых из них прослеживается многословное схоластическое повествование, оторванное от конкретного, живого опыта учреждений культуры и, как результат, нагромождение непродуманных абстрактных схем. В других – чрезмерное увлечение эмпирическим описанием практики, частных фактов, примеров, цифровых данных без всестороннего анализа опыта, накопленного учреждениями культуры, такого обобщения, которое позволило бы выявить закономерности тех или иных явлений культурно-досуговой деятельности, сформулировать выводы, предложения и практические рекомендации, направленные на обогащение ее содержания, совершенствование форм и методов.

В учреждениях культуры ежедневно решаются самые разнообраз­ные задачи. Причем, в каждой республике, области, районе, городе, селе, в каждом большом и малом учреждении культуры в разные периоды складывается своя неповторимая ситуация, возникают свои специфические вопросы, для решения которых работники культуры обязаны вырабатывать свою линию поведения. При этом важно не разбрасываться, не утонуть в мелочах, не упустить главные, коренные вопросы. Умение вести аналитическую работу, овладение методами анализа – единственно эффективная гарантия, позволяющая избежать подобных ошибок. Анализ помогает методисту выработать оптимальный подход при решении практических задач, четкую ориентировку, выбрать такие средства, формы и методы работы, которые способны при наименьшей затрате сил дать наибольшие и прочные результаты.

Для более полного понимания сущности и основных принципов анализа опыта работы необходимо глубоко разобраться в таких понятиях, как «практика социально-культурной деятельности» и «опыт» этой работы. Они близки друг другу, имеют много общего, но не равнозначны.

Практика – это активная деятельность людей, изменяющая предметы, явления, реальные процессы жизни. Ее основу составляет производственная деятельность людей. Практика социально-культурной деятельности есть процесс воздействия на людей и на общество в целом с целью положительного изменения культурного, художественного, эстетического уровня, развития творческих способностей, создания условий для разумного досуга человека.

Понятие «опыт» означает основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Опыт социально-культурной деятельности – это нечто производное от практики, наиболее общее, типичное в работе, освобожденное от случайного, побочного и второстепенного, это изученная, осмысленная и оцененная практика.[21]

Различные формы и методы деятельности учреждений культуры в разные периоды развития общества вызывали неодинаковый интерес у населения. Одни старые формы отмирали, другие трансформирова­лись, наполнялись новым содержанием. В новых социально-экономических условиях в учреждениях культуры интенсивно зарожда­ются и используются инновационные формы и методы работы. Здесь следует подчеркнуть, что когда мы говорим об опыте социально-культурной деятельности, то имеем в виду как массовый (положительный), передовой, так и негативный опыт, связанный с ошибками и просчетами. Его также нужно знать, изучать причины недо­статков, чтобы не повторить их в будущем.

Массовый опыт социально-культурной деятельности - это устойчивая совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень конечных результатов, опирающихся на традиционные, выверенные временем, добротно реализуемые формы и методы работы учреждений культуры.

Такой опыт зарождается и развивается на основе достаточно длительной деятельности специалистов путем исключения ошибок и недостатков прошлого опыта. Массовый опыт часто называют положительным опытом, и это справедливо. Массовый (положительный) опыт зачастую не несет в себе элементов новизны. Он развивается на основе применения разнообразных приемов и методов работы, которые складываются в определенную систему методов деятельности. Такой опыт представляет интерес для методических центров и органов культуры с точки зрения повторения его в других культурно-досуговых учреждениях.

Положительный (массовый) опыт является той базовой основой, на которой в последующем может развиваться новый передовой опыт работы. Широкое распространение положительного опыта становится первым шагом в процессе движения учреждений культуры от низшего уровня к передовому. В процессе этого движения учреждения культуры проходят последовательно, на базе достигнутого, определенные периоды, когда накапливается положительный, новый и передовой опыт работы.

При этом следует учитывать, что новый и передовой опыт – не однозначные понятия. Передовой опыт социально-культурной деятельности – это научно обоснованные, апробированные практикой знания, умения и навыки использования прогрессивных форм, методов, приемов и способов работы, обеспечивающей наивысшую эффективность.[22]

Наиболее ценными качествами обладает передовой опыт, ко­торый включает новые формы и методы работы, то есть новый опыт. Наличие нового в структуре передового опыта не только дает эффек­тивные результаты в деятельности культурно-досуговых учреждений, где он зародился, но и вызывает значительный интерес практиков и методистов и стремление повторить его в других учреждениях культуры, не имеющих такого опыта.

Однако не всякий новый опыт может быть передовым и прогрессивным. Практика показывает, что некоторые новые формы и методы не всегда являются целесообразными и отвечают принципам социально-культурной деятельности. Быстро зарождаясь, они так же быстро «отмирают», не выдерживая проверки временем. Именно поэтому новый опыт следует тщательно апробировать, уточнять, проверять практикой, определять его целесообразность и возможность повторения.

Вместе с тем, глубокий анализ новых явлений в социально-культурной практике должен основываться на необходимости перестрой­ки деятельности учреждений культуры, ликвидации застывших явлений, создании условий развития новых форм и методов, устранении на их пути различных преград и ограничений.

Установить ценность опыта можно лишь путем сопоставления его с действительностью в процессе практической деятельности. Посред­ством практики методист доказывает объективную ценность обобщаемого им нового опыта. Сущность анализа социально-культурной деятельности заключается в том, чтобы вскрыть и изучить воздействие закономерностей и принципов развития социально-культурной деятельности на работу учреждений культуры и, опираясь на знание этих закономерностей и принципов, выявить дополнительные возможности, новые формы и методы работы, наметить пути их активного использования.

Изучение опыта – это не единичный акт, а сложный процесс, постепенное движение от незнания к знанию, от явлений к сущности. Работнику культуры повседневно приходится наблюдать и оценивать многие стороны деятельности учреждений культуры.

Научно-методическое обеспечение изучения, распространения и внедрения передового опыта культурно-досуговой деятельности опи­рается на утвердившееся в практике и научной литературе положение о методической деятельности как процессе накопления информации и знаний, осмысления, переработки и отбора, распространения и внедрения лучших достижений работы в практику. По существу, изучение, распространение и внедрение передового опыта составляют основной смысл деятельности методических центров.

Опыт культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры предполагает освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать ее технологию. Успеш­ный опыт отражает достигнутый уровень развития практики.

Це­лесообразно выделить основные этапы изучения эффективного опыта: определение цели и задач изучения, выбор актуальной темы; выявление носителей опыта; изучение, сбор фактическо­го материала. Методы – непосредственное наблюдение, бесе­да, изучение документов и ответов на заочные методические за­дания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т. д.); подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы, характеризующие типичные черты изучаемого опыта, его сущность и значение; проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения; выработка методичес­ких рекомендаций для распространения и внедрения изученно­го передового опыта.

Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опыта – значит оценить его с позиций практических задач, оп­ределить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, брошюра, книга, диссертация. Стоит отметить, что многие спе­циалисты-практики в сфере культурно-досуговой деятельности поднимались до научно-теоретического обобщения своих зна­ний и навыков, защищали кандидатские и даже докторские дис­сертации.

Видный психолог С. Л. Рубинштейн выделил два вида обоб­щения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономерные связи.[23] Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучае­мого явления отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходят выявление нового опыта, сопоставле­ние конкретно изучаемого опыта с массовым.

Одним из этапов изучения опыта является его квалифициро­ванное описание. Необходимо, чтобы в описании указывалось место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам исполь­зовать этот опыт в своей деятельности, ориентировали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе выявляется, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения куль­туры, с какими трудностями пришлось столкнуться, как они бы­ли преодолены.

Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глубокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ – это тщательный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель анализа – раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внед­ряться.

Обобщение опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, мето­дов; научная достоверность и обоснованность выводов и обоб­щений, то есть отражение достижений методики и практики культурно-досуговой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способствуют развитию организации и методики культурно-досуговой деятельности; использование эффектив­ного опыта, то есть, конкретный показ путей его широкого расп­ространения и внедрения в практику учреждений культуры.

Внедрение эффективного опыта требует сложной организа­торской деятельности, которая складывается из многих элемен­тов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методическое пособие. Следует организовать прак­тическое обучение специалистов, причем нужно, чтобы они ов­ладевали не только общей методикой решения той или другой конкретной задачи, но и методической техникой. Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновре­менного коллективного восприятия происходящего, что увели­чивает силу эмоционального воздействия. В технологии куль­турно-досуговой деятельности творческий потенциал направ­лен на конкретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной деятельности субъектов и объектов.

В деятельности учреждений культуры часто бывает так, что причиной не­удачного заимствования опыта является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобрета­ют различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консульта­ции, руководство процессом внедрения.

Усвоить опыт – значит сделать его органической составной частью своей работы, неотъемлемым элементом творческой де­ятельности. Готовят к восприятию нового опыта наглядный его показ, раскрытие его сущности на научно-практических конфе­ренциях, семинарах, практикумах, консультациях, творческих лабораториях и т. д. При внедрении в практику наиболее инте­ресных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески: перерабатывали, дополняли, разви­вали, обогащали местными материалами с учетом особеннос­тей аудитории и имеющегося опыта.

Необходимо знать, с каким конкретно населением работает данное учреждение культуры (социальный и демографический состав, об­разовательный уровень, интересы и культурные запросы раз­личных возрастных групп). Однако передовой опыт становится школой для молодых, начинающих специалистов не всегда. Ес­ли эффективные приемы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учреждений культуры будут даже вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт окажется малопоучительным, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом.

А пока, как показывает анализ, основные запросы по оказа­нию помощи сводятся главным образом к составлению плана работы (30,4 процента), повышению квалификации (30,1 про­цента), созданию советов (10,4 процента).[24] Следовательно, само учреждение культуры как непосредственный субъект методического воз­действия не способно решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой деятельности. На практике помогают решить их вышестоящие учреждения культуры, научно-исследовательские и учебные заведения, опытные специалисты. Районные дома культуры явля­ются учебно-методическими центрами, своеобразными лабора­ториями, где работники приобретают навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руково­дства культурно-досуговой деятельностью.

Из всего многообразия форм методического обеспечения для учреждений культуры самыми распространенными являются материалы, разработанные методистами вышестоящих органи­заций, достоинство которых оценивается работниками, прежде всего, исходя из их актуальности, информационности и возмож­ности применения на практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликвидировать путем равномерного создания материалов по всем направлениям культурно-досуговой деятельности. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов – на этапе разработки, на котором определяется целевая направ­ленность моделируемой программы.

Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого – соз­дание модели будущей программы. Однако этому аспекту дея­тельности не уделяется должного внимания. Проведение семи­наров работников социально-культурной сферы, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования – система­тичности и последовательности в развитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодо­лены другими формами обучения, как правило, связанными с профессиональной переподготовкой, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных и финансо­вых трудностей.

Наши рекомендации