Изучение и творческое осмысление эффективного опыта
Необходимость анализа опыта социально-культурной деятельности вытекает из самого характера данного вида работы. Она определяется целым рядом обстоятельств, и, прежде всего, сложностью социально-культурной деятельности – одного из социально значимых, творческих направлений человеческой практики.
Социально-культурная деятельность не является статичной, в ней практически нет окончательных решений. Это динамичный процесс, развитие которого само по себе постоянно и непрерывно рождает новые проблемы. Социально-культурная деятельность, кроме того, является еще и многофункциональной. Многие десятилетия учреждения культуры накапливали опыт просветительной, воспитательной, познавательной работы с людьми. Все эти направления деятельности имеют свои особенности, свои внутренние связи и отношения, своеобразные формы и методы работы. И ни одно из них не может быть недооценено или абсолютизировано. В то же время каждое из направлений само по себе представляет сложный комплекс.
Всестороннее изучение, глубокий анализ социально-культурной деятельности основаны, прежде всего, на осознании диалектической связи ее теоретического и практического аспектов. Исходя из этого, методические центры все больше опираются на практический опыт учреждений культуры. При этом следует помнить, что даже малейшее нарушение диалектической связи научного подхода в социально-культурной деятельности и анализа ее опыта, как показывает жизнь, приносит отрицательные результаты.
Возьмем для примера методические материалы по обобщению опыта в ряде методических центров. В некоторых из них прослеживается многословное схоластическое повествование, оторванное от конкретного, живого опыта учреждений культуры и, как результат, нагромождение непродуманных абстрактных схем. В других – чрезмерное увлечение эмпирическим описанием практики, частных фактов, примеров, цифровых данных без всестороннего анализа опыта, накопленного учреждениями культуры, такого обобщения, которое позволило бы выявить закономерности тех или иных явлений культурно-досуговой деятельности, сформулировать выводы, предложения и практические рекомендации, направленные на обогащение ее содержания, совершенствование форм и методов.
В учреждениях культуры ежедневно решаются самые разнообразные задачи. Причем, в каждой республике, области, районе, городе, селе, в каждом большом и малом учреждении культуры в разные периоды складывается своя неповторимая ситуация, возникают свои специфические вопросы, для решения которых работники культуры обязаны вырабатывать свою линию поведения. При этом важно не разбрасываться, не утонуть в мелочах, не упустить главные, коренные вопросы. Умение вести аналитическую работу, овладение методами анализа – единственно эффективная гарантия, позволяющая избежать подобных ошибок. Анализ помогает методисту выработать оптимальный подход при решении практических задач, четкую ориентировку, выбрать такие средства, формы и методы работы, которые способны при наименьшей затрате сил дать наибольшие и прочные результаты.
Для более полного понимания сущности и основных принципов анализа опыта работы необходимо глубоко разобраться в таких понятиях, как «практика социально-культурной деятельности» и «опыт» этой работы. Они близки друг другу, имеют много общего, но не равнозначны.
Практика – это активная деятельность людей, изменяющая предметы, явления, реальные процессы жизни. Ее основу составляет производственная деятельность людей. Практика социально-культурной деятельности есть процесс воздействия на людей и на общество в целом с целью положительного изменения культурного, художественного, эстетического уровня, развития творческих способностей, создания условий для разумного досуга человека.
Понятие «опыт» означает основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.
Опыт социально-культурной деятельности – это нечто производное от практики, наиболее общее, типичное в работе, освобожденное от случайного, побочного и второстепенного, это изученная, осмысленная и оцененная практика.[21]
Различные формы и методы деятельности учреждений культуры в разные периоды развития общества вызывали неодинаковый интерес у населения. Одни старые формы отмирали, другие трансформировались, наполнялись новым содержанием. В новых социально-экономических условиях в учреждениях культуры интенсивно зарождаются и используются инновационные формы и методы работы. Здесь следует подчеркнуть, что когда мы говорим об опыте социально-культурной деятельности, то имеем в виду как массовый (положительный), передовой, так и негативный опыт, связанный с ошибками и просчетами. Его также нужно знать, изучать причины недостатков, чтобы не повторить их в будущем.
Массовый опыт социально-культурной деятельности - это устойчивая совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень конечных результатов, опирающихся на традиционные, выверенные временем, добротно реализуемые формы и методы работы учреждений культуры.
Такой опыт зарождается и развивается на основе достаточно длительной деятельности специалистов путем исключения ошибок и недостатков прошлого опыта. Массовый опыт часто называют положительным опытом, и это справедливо. Массовый (положительный) опыт зачастую не несет в себе элементов новизны. Он развивается на основе применения разнообразных приемов и методов работы, которые складываются в определенную систему методов деятельности. Такой опыт представляет интерес для методических центров и органов культуры с точки зрения повторения его в других культурно-досуговых учреждениях.
Положительный (массовый) опыт является той базовой основой, на которой в последующем может развиваться новый передовой опыт работы. Широкое распространение положительного опыта становится первым шагом в процессе движения учреждений культуры от низшего уровня к передовому. В процессе этого движения учреждения культуры проходят последовательно, на базе достигнутого, определенные периоды, когда накапливается положительный, новый и передовой опыт работы.
При этом следует учитывать, что новый и передовой опыт – не однозначные понятия. Передовой опыт социально-культурной деятельности – это научно обоснованные, апробированные практикой знания, умения и навыки использования прогрессивных форм, методов, приемов и способов работы, обеспечивающей наивысшую эффективность.[22]
Наиболее ценными качествами обладает передовой опыт, который включает новые формы и методы работы, то есть новый опыт. Наличие нового в структуре передового опыта не только дает эффективные результаты в деятельности культурно-досуговых учреждений, где он зародился, но и вызывает значительный интерес практиков и методистов и стремление повторить его в других учреждениях культуры, не имеющих такого опыта.
Однако не всякий новый опыт может быть передовым и прогрессивным. Практика показывает, что некоторые новые формы и методы не всегда являются целесообразными и отвечают принципам социально-культурной деятельности. Быстро зарождаясь, они так же быстро «отмирают», не выдерживая проверки временем. Именно поэтому новый опыт следует тщательно апробировать, уточнять, проверять практикой, определять его целесообразность и возможность повторения.
Вместе с тем, глубокий анализ новых явлений в социально-культурной практике должен основываться на необходимости перестройки деятельности учреждений культуры, ликвидации застывших явлений, создании условий развития новых форм и методов, устранении на их пути различных преград и ограничений.
Установить ценность опыта можно лишь путем сопоставления его с действительностью в процессе практической деятельности. Посредством практики методист доказывает объективную ценность обобщаемого им нового опыта. Сущность анализа социально-культурной деятельности заключается в том, чтобы вскрыть и изучить воздействие закономерностей и принципов развития социально-культурной деятельности на работу учреждений культуры и, опираясь на знание этих закономерностей и принципов, выявить дополнительные возможности, новые формы и методы работы, наметить пути их активного использования.
Изучение опыта – это не единичный акт, а сложный процесс, постепенное движение от незнания к знанию, от явлений к сущности. Работнику культуры повседневно приходится наблюдать и оценивать многие стороны деятельности учреждений культуры.
Научно-методическое обеспечение изучения, распространения и внедрения передового опыта культурно-досуговой деятельности опирается на утвердившееся в практике и научной литературе положение о методической деятельности как процессе накопления информации и знаний, осмысления, переработки и отбора, распространения и внедрения лучших достижений работы в практику. По существу, изучение, распространение и внедрение передового опыта составляют основной смысл деятельности методических центров.
Опыт культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры предполагает освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать ее технологию. Успешный опыт отражает достигнутый уровень развития практики.
Целесообразно выделить основные этапы изучения эффективного опыта: определение цели и задач изучения, выбор актуальной темы; выявление носителей опыта; изучение, сбор фактического материала. Методы – непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т. д.); подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы, характеризующие типичные черты изучаемого опыта, его сущность и значение; проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения; выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.
Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опыта – значит оценить его с позиций практических задач, определить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, брошюра, книга, диссертация. Стоит отметить, что многие специалисты-практики в сфере культурно-досуговой деятельности поднимались до научно-теоретического обобщения своих знаний и навыков, защищали кандидатские и даже докторские диссертации.
Видный психолог С. Л. Рубинштейн выделил два вида обобщения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономерные связи.[23] Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучаемого явления отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходят выявление нового опыта, сопоставление конкретно изучаемого опыта с массовым.
Одним из этапов изучения опыта является его квалифицированное описание. Необходимо, чтобы в описании указывалось место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам использовать этот опыт в своей деятельности, ориентировали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе выявляется, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения культуры, с какими трудностями пришлось столкнуться, как они были преодолены.
Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глубокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ – это тщательный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель анализа – раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внедряться.
Обобщение опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, методов; научная достоверность и обоснованность выводов и обобщений, то есть отражение достижений методики и практики культурно-досуговой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способствуют развитию организации и методики культурно-досуговой деятельности; использование эффективного опыта, то есть, конкретный показ путей его широкого распространения и внедрения в практику учреждений культуры.
Внедрение эффективного опыта требует сложной организаторской деятельности, которая складывается из многих элементов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методическое пособие. Следует организовать практическое обучение специалистов, причем нужно, чтобы они овладевали не только общей методикой решения той или другой конкретной задачи, но и методической техникой. Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновременного коллективного восприятия происходящего, что увеличивает силу эмоционального воздействия. В технологии культурно-досуговой деятельности творческий потенциал направлен на конкретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной деятельности субъектов и объектов.
В деятельности учреждений культуры часто бывает так, что причиной неудачного заимствования опыта является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобретают различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консультации, руководство процессом внедрения.
Усвоить опыт – значит сделать его органической составной частью своей работы, неотъемлемым элементом творческой деятельности. Готовят к восприятию нового опыта наглядный его показ, раскрытие его сущности на научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, консультациях, творческих лабораториях и т. д. При внедрении в практику наиболее интересных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески: перерабатывали, дополняли, развивали, обогащали местными материалами с учетом особенностей аудитории и имеющегося опыта.
Необходимо знать, с каким конкретно населением работает данное учреждение культуры (социальный и демографический состав, образовательный уровень, интересы и культурные запросы различных возрастных групп). Однако передовой опыт становится школой для молодых, начинающих специалистов не всегда. Если эффективные приемы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учреждений культуры будут даже вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт окажется малопоучительным, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом.
А пока, как показывает анализ, основные запросы по оказанию помощи сводятся главным образом к составлению плана работы (30,4 процента), повышению квалификации (30,1 процента), созданию советов (10,4 процента).[24] Следовательно, само учреждение культуры как непосредственный субъект методического воздействия не способно решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой деятельности. На практике помогают решить их вышестоящие учреждения культуры, научно-исследовательские и учебные заведения, опытные специалисты. Районные дома культуры являются учебно-методическими центрами, своеобразными лабораториями, где работники приобретают навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руководства культурно-досуговой деятельностью.
Из всего многообразия форм методического обеспечения для учреждений культуры самыми распространенными являются материалы, разработанные методистами вышестоящих организаций, достоинство которых оценивается работниками, прежде всего, исходя из их актуальности, информационности и возможности применения на практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликвидировать путем равномерного создания материалов по всем направлениям культурно-досуговой деятельности. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов – на этапе разработки, на котором определяется целевая направленность моделируемой программы.
Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого – создание модели будущей программы. Однако этому аспекту деятельности не уделяется должного внимания. Проведение семинаров работников социально-культурной сферы, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования – систематичности и последовательности в развитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодолены другими формами обучения, как правило, связанными с профессиональной переподготовкой, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных и финансовых трудностей.