Элементы музыкального синтаксиса
Музыкальную речь, также как и словесную, можно разделить на части, которые называют построения. Границу между построениями называют цезурой. Основные признаки цезуры, т.е. окончания музыкального построения:
- остановка на длинной ноте или паузе;
- повторность мелодии или ритма.
Наименьшим музыкальным построением является мотив – он содержит один акцент (сильную долю) и обычно занимает один такт. Соединение нескольких (чаще двух) мотивов образует фразу, как правило, она занимает два такта. Из двух и более фраз складывается музыкальное предложение.
Завершение музыкального предложения называется каденцией и сопровождается обычно гармоническим оборотом: T/S – К64 – D – (T).
ВИДЫ КАДЕНЦИЙ:
I. По своему местоположению в периоде каденции разделяются на две категории:
1) серединные – звучат в конце первого предложения;
2) заключительные – конец второго предложения, общее заключение периода.
II. По гармоническому содержанию все каденции разделяются на две основные функциональные группы:
1) устойчивые, завершающиеся Т, имеют в свою очередь три разновидности:
а) автентические – гармонический оборот D – Т в конце предложения или периода;
б) плагальные – гармонический оборот S – Т в конце предложения или периода;
в) полные – гармонический оборот S – D – Т в конце предложения или периода.
2) неустойчивые, заканчивающиеся на D или S, такие каденции называются половинными и могут быть разделены еще на две группы:
а) половинные автентические, завершающие первое предложение на D гармонии;
б) половинные плагальные, завершающие первое предложение на S гармонии.
В русской музыке большое распространении получили плагальные каденции, а в западноевропейской музыке преобладают автентические.
III. По степени общей законченности каденции разделяются на:
1) совершенные, в которых заключительная тоника дана на сильной доле такта, в мелодическом положении примы и при последовании в басу от S35 или D35 (D7) к Т35;
2) несовершенные, в которых заключительная тоника дана на слабой доле такта, в мелодическом положении терции или квинты и при последовании в басу от обращений S35 или D35 (D7) к Т35.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. выучить конспект;
2. выполнить анализ каденций в произведениях по фортепиано, принести ноты на урок:
Кадансовый оборот | |||||
1) по местоположению в периоде | 2) по гармоническому содержанию | 3) по степени законченности | |||
серединные | заключи-тельные | устойчивые: 2.автентические 3.плагальные 4.полные | неустойчивые: 1. половинные автенти-ческие 2. половинные плагальные | совершенные | несовершенные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
[1] Метрические стопы: сочетание сильных и слабых долей метра образует стопу (термин из теории стихосложения, как и названия стоп).
~ - ямб (сочетание слабой и сильной долей)
~ - хорей (наоборот, сначала сильная, затем слабая доля)
~ - - дактиль (сочетание сильной и двух слабых долей)
- ~ - амфибрахий (слабая, сильная, слабая доли)
- - ~ анапест (две слабые и последняя сильная доли)
В широком смысле они формируются в ямбические (ямб и анапест) и хореические (хорей и дактиль) стопы. Амфибрахий занимает промежуточное положение.
[2] б.3 = 2 тона, м.3 = 1,5 тона. Тон состоит из 2 полутонов. Полутон - расстояние меду соседними клавишами.
[3] Разрешение – переход неустойчивых звуков в устойчивые.