Элементы музыкального синтаксиса

Музыкальную речь, также как и словесную, можно разделить на части, которые называют построения. Границу между построениями называют цезурой. Основные признаки цезуры, т.е. окончания музыкального построения:

- остановка на длинной ноте или паузе;

- повторность мелодии или ритма.

Наименьшим музыкальным построением является мотив – он содержит один акцент (сильную долю) и обычно занимает один такт. Соединение нескольких (чаще двух) мотивов образует фразу, как правило, она занимает два такта. Из двух и более фраз складывается музыкальное предложение.

 
 
 
 

Завершение музыкального предложения называется каденцией и сопровождается обычно гармоническим оборотом: T/S – К64 – D – (T).

ВИДЫ КАДЕНЦИЙ:

I. По своему местоположению в периоде каденции разделяются на две категории:

1) серединные – звучат в конце первого предложения;

2) заключительные – конец второго предложения, общее заключение периода.

 
 
 
 
 
 
 
 

II. По гармоническому содержанию все каденции разделяются на две основные функциональные группы:

1) устойчивые, завершающиеся Т, имеют в свою очередь три разновидности:

а) автентические – гармонический оборот D – Т в конце предложения или периода;

б) плагальные – гармонический оборот S – Т в конце предложения или периода;

в) полные – гармонический оборот S – D – Т в конце предложения или периода.

 
 
 
 
 
 
 
 

2) неустойчивые, заканчивающиеся на D или S, такие каденции называются половинными и могут быть разделены еще на две группы:

а) половинные автентические, завершающие первое предложение на D гармонии;

б) половинные плагальные, завершающие первое предложение на S гармонии.

В русской музыке большое распространении получили плагальные каденции, а в западноевропейской музыке преобладают автентические.



 
 
 
 
 
 
 
 

III. По степени общей законченности каденции разделяются на:

1) совершенные, в которых заключительная тоника дана на сильной доле такта, в мелодическом положении примы и при последовании в басу от S35 или D35 (D7) к Т35;

 
 
 
 
 
 
 
 

2) несовершенные, в которых заключительная тоника дана на слабой доле такта, в мелодическом положении терции или квинты и при последовании в басу от обращений S35 или D35 (D7) к Т35.

 
 
 
 
 
 
 
 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить конспект;

2. выполнить анализ каденций в произведениях по фортепиано, принести ноты на урок:

элементы музыкального синтаксиса - student2.ru элементы музыкального синтаксиса - student2.ru элементы музыкального синтаксиса - student2.ru Кадансовый оборот      
1) по местоположению элементы музыкального синтаксиса - student2.ru элементы музыкального синтаксиса - student2.ru в периоде     элементы музыкального синтаксиса - student2.ru элементы музыкального синтаксиса - student2.ru 2) по гармоническому содержанию   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru элементы музыкального синтаксиса - student2.ru 3) по степени законченности
серединные заключи-тельные устойчивые: 2.автентические 3.плагальные 4.полные неустойчивые: 1. половинные автенти-ческие 2. половинные плагальные совершенные несовершенные
           

                                                                                 
   
Каданс
 
    элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru
      элементы музыкального синтаксиса - student2.ru
 
 
    элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru
 
    элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru
 
  элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru   элементы музыкального синтаксиса - student2.ru
 
 
   
1.     2.     3.
 
1.   2.    

[1] Метрические стопы: сочетание сильных и слабых долей метра образует стопу (термин из теории стихосложения, как и названия стоп).

~ - ямб (сочетание слабой и сильной долей)

~ - хорей (наоборот, сначала сильная, затем слабая доля)

~ - - дактиль (сочетание сильной и двух слабых долей)

- ~ - амфибрахий (слабая, сильная, слабая доли)

- - ~ анапест (две слабые и последняя сильная доли)

В широком смысле они формируются в ямбические (ямб и анапест) и хореические (хорей и дактиль) стопы. Амфибрахий занимает промежуточное положение.

[2] б.3 = 2 тона, м.3 = 1,5 тона. Тон состоит из 2 полутонов. Полутон - расстояние меду соседними клавишами.

[3] Разрешение – переход неустойчивых звуков в устойчивые.

Наши рекомендации