Способы произнесения речи

Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные факты, цифры, примеры, т.е. собрать необходимый материал. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.

Перед оратором неизбежно возникает ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь. При этом важно завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно «уходят» от основной темы, не укладываются в отведенное для выступления время.

Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить все изгибы береговой линии, мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора фарватером его выступления, основой речи должен быть план.

План – модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содержания. «Для успеха речи, - писал известный теоретик ораторского искусства и прекрасный практик его А.Ф.Кони, - важно течение мысли лектора (оратора). Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи. Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме.

По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т.д. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи. Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения:

1. Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления;

2. Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи;

3. План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться;

4. Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные;

5. План может быть построен на основании сопоставления теории и практики (если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике);

6. План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения;

7. В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло (потребности, проблемы) и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса;

8. План может быть построен и по схеме: долг и выгода – используется обращение к чувству долга (ответственности) с одной стороны, и к соображениям личной выгоды ( чувствам гордости, преданности делу) – с другой.

9. Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т.п. Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю. В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее.

По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный.

При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую. Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А.В.Луначарским на открытии памятника Радищеву в Петрограде в 1918 году: детство Радищева, его юность и учеба, вольномыслие и служба, книга «Путешествие из Петербурга в Москву», арест, ссылка, возвращение , смерть и памятник вольнодумцу Радищеву. Речь развивается по восходящей линии, последующее связано с предыдущим, зависит от предыдущего.

Экстенсивный тип развертывания речи основан на том, что основная идея речи формулируется в ее начале, но весьма приблизительно, в общей форме. В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею. Именно такой была речь П.А. Столыпина о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная им в Государственной думе 5 декабря 1908 года. В начале речи он сформулировал свою идею о необходимости наделения крестьян землей и выходе из общины, затем эта идея проходит через всю речь: закон должен учитывать различные ситуации в общинах; альтернативой общине является личная собственность на землю (еще более широкое понимание вопроса); государство дает землю не отдельным людям, а наделяет ею определенную большую социальную группу лиц с определенными правами и обязанностями; еще один блок – обширная критика взглядов на земельную проблему и личную собственность справа и слева. Все положения речи подробно аргументируются оратором. В конце речи основная идея формулируется в уточненном виде: «Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля – это залог нашей силы в будущем, земля – это Россия».

При параллельном типе композиции темы разграничены, наблюдается резкое их размежевание, неожиданный переход от одной темы к другой, можно видеть наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. При этом все темы объединены одной отчетливой идеей ( или общей темой); переходы от одной темы к другой заранее не готовятся, просто – заканчивается одна тема и начинается другая. Такую композицию мы наблюдаем, например, в речи И.С.Тургенева на обеде в «Эрмитаже» в марте 1879 г. Основное содержание речи делится на самостоятельные части, которые можно произвольно переставлять в любой последовательности: смысл приема, сочувствие аудитории, относящейся к оратору как к человеку, не изменившему своим убеждениям и либеральному направлению; значение понятия «либерал»; отношение молодого поколения к старым либералам; необходимо продумать, насколько серьезно молодежь относится к своим задачам. Эти отдельные части объединяет короткое вступление: «Я предпочитаю осветить значение и смысл приема, которым меня удостоила молодежь».

Интегральный тип композиции объединяет различные типы композиции, образуя систему смешанного типа. К качестве примера можно рассмотреть речь В.Брюсова на собрании, посвященном 5-летию Всероссийского союза поэтов 20 ноября 1923 года. Основная часть речи четко делится на 5 частей ( первые две части объединены общей мыслью – развитие мыслей идет транзитивно, следующие три части отражают параллельное развитие мыслей) : « Союз поэтов – это объединение, построенное не на общности той или иной общественно-политической платформы, как группируются партии или иные классовые объединения, а по признаку производства, т.е., как организуются, в принципе, профессиональные союзы. В этом – и слабая сторона Союза поэтов, но в этом – и его сила ». Первые две части 1) «В члены Союза входят лица из различных классов общества, примыкающие, сознательно или бессознательно, к самым различным политическим программам..» 2) «Различие идеологии ведет к величайшей разноликости форм». Вторая вытекает из первой – объединены общей мыслью – слабая сторона Союза поэтов. Развитие мысли идет, как мы уже отмечали – последовательно, транзитивно. Следующие три части самостоятельны, параллельны и объединены также одной мыслью – сильная сторона Союза поэтов…

Похвальные и надгробные слова имеют свободную композицию, также как приветственные и застольные речи, определяемые ситуацией и адресатом.

Есть и другая классификация композиции речи:

1. Хронологически-последовательный (исторический) тип композиции;

2. Тематический тип – группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему;

3. Концентрический тип – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, который при этом переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более углубленному его анализу;

4. Системно-последовательная композиция ступенчатого типа – последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения;

5. Способ выделения решающей проблемы – определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение.

Удовольствие будет от речи, в которой все части гармонично соединены, все компоненты должны быть связаны между собой переходами. Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу. Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим. Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения, В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона, словами «следовательно», «ибо», «в конце концов», «а поэтому» и др.

Работа над композицией – творческий процесс. Результат большой предварительной работы, отражающий особенности, интересы и склонности самого выступающего. Речь только тогда воздействует желаемым образом на слушателей, когда она эстетически ими воспринимается, доставляет удовольствие.

Один из современных специалистов по риторике Н.Н.Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1) зачин; 2) вступление; 3) главная часть (содержание речи); 4) заключение; 5) концовка.

Зачин - это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую (установление контакта со слушателями); проспективную (создание первоначального представления о направлении и теме речи). В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т.п. Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет. А.Ф.Кони считает: «Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова… должны быть просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание) ». Затем известный оратор приводит такой пример. «Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если…начнете с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного т интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но…только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих… ». Кони предлагает такое начало: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед – в сказке и Калигула – в жизни – братья по жестокости.» . Далее Кони отмечает, что такое начало возможно, если вы будете говорить о жестокости Калигулы. Если нет – то надо будет взять другое для завоевания внимания. При этом следует знать свою аудиторию. Вышеприведенное начало не подходило бы к интеллигентной аудитории, с первых же слов се догадались бы о чем вы говорите и оригинальность превратилась бы в жалкую искусственность. После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления.

Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. По объему введение должно быть небольшим, не более 1/8 всей речи. Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Значение вступления трудно переоценить, поскольку оно имеет в речи огромную психологическую роль. Дело в том, что, по мнению психологов, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается тогда, когда она четко сформулирована оратором в начале или в конце изложения. Это связано с психологическим законом памяти – «фактором края» или «законом первого и последнего места» : лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий. Мы уже отмечали, что первые слова оратора должны быть просты, понятны и интересны (должны зацепить внимание). «Этих зацепляющих «крючков» – вступлений, - как отмечает Кони, - может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, неожиданный и неглупый вопрос и т.п….Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить какое… начало…может подходить и быть в тесной связи хоть с какой-нибудь стороной с речью».

Вступление имеет несколько аспектов: психологический аспект – закрепление контакта, внимания и интерса, которые вызваны зачином, подготовка слушателей к восприятию речи, создание необходимого настроя; содержательный аспект – согласно второму закону риторики – описание целевой установки речи, сообщение темы, направлений ее развития, перечисление и краткое описание проблем. Рассматриваемых в основной части речи (т.н. аннотирование); указание специфики темы, определение актуальности и общественной значимости ее, перечисление некоторых теоретических , методологических и иных положений, которые легли в основу выступления (т.е.концептуальность темы); упоминание положений, разработанных ранее (т.е. ретроспекция темы); указание на полемический характер речи, исходная характеристика полемического противника ( т.е. полемичность темы).

Можно привести немало примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов. Например, выдающийся естествоиспытатель, профессор МГУ К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более 35-ти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, запаянный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей».

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать. Это процесс творческий, требующий немалых усилий. Писатель Ю.Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает о том, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений: « Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое. Пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка. А до первого вздоха – муки темноты, немоты.» Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Несколько рекомендаций по исполнению вступления:

1. Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не совсем хорошол представляете себе тему. Вообще, не извиняйтесь!

2. Обратитесь к важности темы для слушателей.

3. Задайте хороший риторический вопрос – это привлекает внимание, активизирует мысль слушателей.

4. Используйте цитату – остроумную, уместную; или пословицу – это помогает установить контакт с аудиторией.

5. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету.

6. Опытный оратор может позволить себе начать с анекдота или случая из своей жизни. Если они связаны с темой и уместны в данной аудитории, если вы уверены, что ваша шутка вызовет смех и что слушатели расположены к вам – попробуйте. Помните при этом, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой!

7. Нередко во вступлении для привлечения внимания слушателей используют т.н. «шоковую технику» - начинают речь с ошеломляющего или парадоксального утверждения, но – здесь нудна мера, всякий перегиб может только отвлечь внимание аудитории или вызвать недоверие к оратору.

Существует несколько приёмов вступления, с помощью которых можно вызвать интерес у аудитории, заставить ее слушать вас – прием парадоксального цитирования; прием сопереживания; прием парадоксальной ситуации; прием апелляции к непосредственным интересам аудитории; прием постановки проблемного вопроса; прием апелляции к авторитетам; источникам информации; к личности; апелляция к событиям; апелляция к географическим или погодным условиями; обращение и т.п.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Вместе с тем, яркое начало в значительной мере теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. М.М.Сперанский в своих «Правилах высшего красноречия» отмечает: « Вступление должно быть просто…оно не должно слишком далеко начинаться от (сути темы) и не должно слишком близко подходить к ней…»

Интерес слушателей к речи должен расти, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике нередко приходится сталкиваться с обратным – ярким началом и «серым» продолжением. Ценность вступления не в нем самом, а в том, насколько удачно оно подводит к основной мысли, насколько удачна «завязка» речи.

Итак, как уже отмечалось, вступление помогает перейти к основной части речи (содержанию), в которой излагается основной материал. Задачи основной части : последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента. Именно в основной части мы пользуемся доказательствами, представленными как развернутая цепочка рассуждений, и обосновывавшими конкретную идею. Доказательное рассуждение, как известно, включает в себя три взаимосвязанные элемента: тезис доказательства – главная идея речи; аргументы – исходные фактические и теоретические положения, опираясь на которые обосновывается тезис; демонстрация – логическая связь аргументов с тезисами. Основными формами аргументации являются: дедукция, индукция и аналогия, которые отличаются направленностью и характером следования.

Одна из важнейших задач оратора – сохранить устойчивое внимание аудитории на протяжении всей речи. Основная часть не должна включать более пяти основных положений, иначе трудно удержать внимание слушателей и сложно для запоминания текста самим оратором. Кроме того, позиции речи должны быть связаны и вытекать одна из другой. «Композиция есть логика развития темы», - отмечал писатель К.Федин, определяя сущность композиции. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таких важных принципах композиции, как принцип логической последовательности и стройности изложения, принцип экономии (т.е. материал должен быть расположен таким образом, чтобы он работал на главную идею речи и выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым способом) и принцип усиления (т.е. значимость, вес, убедительность аргументов постепенно должны нарастать).

Более подробно о доказательстве и аргументации основной мысли речи мы расскажем в 12-ой лекции.

Сейчас – о некоторых приемах привлечения внимания аудитории. Как бы ни интересна была тема, но внимание аудитории со временем притупляется и как результат – перестают слушать. Поэтому оратору следует заранее продумать важнейшую задачу борьбы с утомлением внимания, а для этого он должен знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и использовать их в своей речи.

Известный судебный деятель 19 века Пороховщиков (Сергеич П.) в своей книге «Искусство речи на суде» отмечает некоторые из них: прямое требование внимания у слушателей; обращение к слушателям с неожиданным вопросом; пауза. Интересным ораторским приемом является тайна занимательности: для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вот что пишет Сергеич об этом приеме: « Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень занимательный, но вместе с тем и… Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из распространенных и чувственных слабостей человека; нет сомнения ,что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издали заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Не правда ли – интересный прием?!

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и рассмотренный еще Сократом вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает всевозможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Этот прием обостряет внимание слушателей, заставляет их вникнуть в суть рассматриваемой темы. Апелляция к речи предыдущего оратора.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводит элементы юмора. Об этом приеме рассказывает герой рассказа «Скучная история» А.П.Чехов: « Читаешь …полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбается своим мыслям… Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Каждому оратору следует иметь представления и о возможных недостатках в композиции речи, чтобы их избежать при подготовке к выступлению:

1. Основной недостаток – нарушение логической последовательности в изложении материалов.

2. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями.

3. Отсутствие доказательности основных положений речи.

4. Обилие затронутых вопросов и проблем. Выступление не должно содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемой теме.

5. Шаблонное, трафаретное построение речи.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость не зря утверждает: «Конец – делу венец».Убедительное и яркое заключение запоминается слушателями, оставляет хорошее впечатление от речи. Напротив, неудачное заключение может погубить и неплохую речь. М.М.Сперанский отмечал: «Делать заключения сухие и холодные – значит терять плод своего слова. Собственно говоря, речь есть не что иное, как приготовление слушателей к совершенному убеждению. Слушатель в продолжении ее был движим вместе с вами страстию. Сердце его, ослабевшее от сего потрясения, готово уже сдаться – для чего не пользуетесь вы его расположением? Для чего погашаете огонь в то самое время, когда он должен быть в величайшей своей силе? Вот что значит разрушить своими руками собственное свое творение».

Основные задачи заключения:

1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили. Поэтому здесь можно повторить самое главное, причем с усилением. Ведь воспринимающий речь на слух не в состоянии пролистать ее снова, как книгу;

2. Усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить его главные аспекты;

3. Поставить перед слушателями конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.

4. «Закруглить» речь, связав ее с началом; активизировать аудиторию.

Все эти задачи заключения могут быть достигнуты различными методами:

1. краткое повторение, суммирование сказанного, обобщение мыслей, высказанных в основной части речи;

2. хороший результат дает сочетание приема краткого повторения основных проблем и выводов с приемом отрицания. «Вы не обязаны помнить, что Цицерон жил в 106 – 43 гг. до н.э., вы можете вообще не знать, что его палачом оказался лучший ученик и друг император Август Октавиан, но вы должны непременно запомнить, что Цицерон был самым великим оратором всех времен и народов»;

3. Обобщение сказанного в речи и постановка задач;

4. Прием указания перспектив;

5. Иллюстрированная концовка – этот прием выглядит очень эффективно, но требует предварительной подготовки. Например, выступление А.Ф.Кони на панихиде И.А.Гончарова: «На новом кладбище Александро-Невской Лавры течет речка, один из берегов которой круто поднимается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная «Обыкновенная история», его друзья выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится автор «Обломова» на краю «Обрыва». Для иллюстрированной концовки могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты и т.п.

Помните, что никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: «Да, еще необходимо упомянуть о том-то и о том-то…». Это мучительно для слушающих, раздражает аудиторию, да и такого рода добавления почти никто не слушает, так что они практически бесполезны. Нельзя прощаться много раз! Важно, чтобы заключение завершалось бодро, внушало слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена «трудным» вопросам: «последняя нота» должна быть жизнеутверждающей! Заключение должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий и стилистических диссонансов.

Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы призыва, пожелания, сообщения о чем-либо. Заключение и концовка могут иметь различную структуру. Форма заключения зависит от вида красноречия и цели речи. Вузовская лекция, научное сообщение, политическая речь заканчиваются по-разному, что диктуется внутренними законами публичной речи. Особенности заключения и концовок связаны в известной степени с индивидуальностью оратора.

После написания и отработки текста речи оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов ко встрече с аудиторией. Необходимо еще продумать способ выступления.

Наши рекомендации