Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ

Организация пространства содер­жит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограниче­ние частей и создание единого целого.

Ограничение частей, или разделе­ние пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональ­ным назначением — разделением на участки с различными видами заня­тий и природными условиями, под­сказывающими возможность форми­рования того или иного типа прост­ранственной структуры. Единство требует выявления главного и подчи­ненного, неразрывной связи формы и

содержания. Оно проявляется в вы­делении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей осталь­ных частей. Это может быть соору­жение, поляна, водоем и др. Сопод­чинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория пар­ка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и ви­довых лучей многократно и часто не­ожиданно возникает дворец); опре­деленного членения пространства (более мелкого и тщательно прора­ботанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от не­го); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тема­тическим повторением в других ча­стях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива. Так, хоровод белых бе­рез — композиционный центр района Белой березы в Павловском парке — это своеобразный повтор круглой колоннады дворца, опоясывающей барабан его купола, связывающий Розовопавильонной дорогой дворец с Белой березой.

Единство проявляется и во взаимо­связи открытых и закрытых прост­ранств между собой. Достаточно вспомнить стены леса Старой и Но­вой Сильвий, обрамляющие долину р. Славянки и Парадное поле, кото­рые, одновременно являясь их фоном, образуют с ними нерасторжимое це­лое. Парковые участки могут доволь­но четко различаться по компонен­там природного ландшафта, но ком­позиционно они тесно связаны. В этом заключается принцип ком­позиционного единства в ландшафт­ном искусстве.

Единство формы и содержания

Единство формы и содержания вы­ражается не только в соподчинении форм, принятых в искусстве вообще, но и в соответствии их экологическим условиям. В каждом объекте это единство решается по-своему: чем больше он оторван от природной сре­ды, тем более активно в его компози­ции участвуют искусственные фор­мы, тем свободнее мастер в решении геопластических форм рельефа, под­боре ассортимента, выборе строи­тельного материала. Например, фор­мирование парковых объектов с пре­обладанием функций активного от­дыха. Создание парков на рекуль­тивируемых территориях или в окру­жении плотной застройки часто на­правлено не на воспроизведение есте­ственной природы, а на создание но­вых парковых форм. И наоборот, чем более объект связан с природой, тем очевиднее необходимость выразить его природные достоинства. В этих случаях внешние проявления парка (его форма) в виде древесно-кустар-никовых и цветочных растений, форм рельефа и водоемов подчинены эко­логическим возможностям их форми­рования (содержанию), т. е. гидро­логическим, геологическим и почвен­ным условиям. Наиболее ярко такая взаимосвязь проявляется в лесопар­ках и национальных парках — объ­ектах ландшафтного искусства, бо­лее других сохранивших свои при­родные комплексы. Она может быть выражена, например, в типах леса — нерасторжимом единстве характера насаждений и условий их место­обитания (лишайниковые сосновые боры, светлые березняки, криволесья горных лесов и др.). Понимание этой взаимосвязи или интуитивное ее ощу­щение лежит в основе эстетического восприятия природной среды.

Пропорции

Пропорции(от лат. proportio — соотношение, соразмерность) — со­размерность, определенное соотно­шение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из про­явлений гармонии.

В ландшафтном искусстве про­порции — это соотношения прост­ранственных форм по величине, гео­метрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде опре­деленных композиций. Процесс ре­шения композиционных задач с по­мощью пропорций называется про-порционированием. В теорию ланд­шафтного искусства пропорции, так же как и остальные средства компо­зиции, пришли из архитектуры.

В архитектурной практике гармо­ническое соотношение пространст­венных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на от­ношениях простых чисел, и ирраци­ональные, получаемые при помощи геометрического построения.

В первой группе зависимость 2 величин выражается дробным чис-лом, где числитель и знаменатель — целые числа в пределах от 1 до 6 (ус­ловно). Наиболее простая соизмери­мость выражается в отношении 1:1 (квадрат). По мере увеличения чи­сел, составляющих отношение, пос­леднее усложняется (квадрат, 1,5 квадрата, отношения сторон в еги­петском треугольнике, имеющем ка­теты размером 3 и 4 и гипотенузу 5).

Во второй группе соотношения пространственных величин основы­ваются на простой геометрической закономерности их построения: а) от­ношение диагонали квадрата к его стороне (а : в = 1: Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ - student2.ru и т. д.); б) от­ношение высоты равностороннего треугольника к половине его основа­ния (а : в = 1 : Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ - student2.ru ).

Указанные иррациональные от­ношения служат функциями про­стейших геометрических форм квад­рата и равностороннего треугольни­ка и с достаточной точностью могут быть заменены целочисленными от­ношениями. Например, 1 : Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ - student2.ru = 5 : 7, или 7:10; 1: Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ - student2.ru = 4 : 7; 2: Лекция 19. ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ - student2.ru =8 : 9, или 9:10, или (очень точно) 17:19. Следо­вательно, геометрическую иррацио­нальную систему пропорций можно сочетать с арифметической.

В настоящее время в практике ча­ще всего используются 2 вида пропорционирования: модульная систе­ма пропорций и золотое сечение.

В модульной системе пропорций за основу берется некая единая ис­ходная величина, которая служит-мерой пространственного построения (или единицей измерения) компо­зиции, она называется модулем (от лат. modulus — мера).

Так, кратные соотношения 1:2; 1:3; 1:4 дают в прямоугольной фор­ме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина служит мо­дулем большей. Например, ширина парковой дорожки определяется удобством прохода и количеством бетонных плит, укладываемых на нее. В качестве модуля используется от­резок в 75 см. Ширина дорожки соответственно будет 1,5, 2,25, 3 м и т. д. Расстояние между древесными группами при их размещении в прост­ранстве измеряется диаметром про­екции их крон; ширина поляны — высотой ее опушки; расстояние от точки наблюдения до воспринимае­мого объекта — его высотой (извест­но, что минимальные размеры этого расстояния должны быть равны двойной, лучше тройной высоте объ­екта).

Универсальным модулем парковых пространств является человек. Фран­цузский арх. Ле Корбюзье предло­жил систему пропорций «модулор», основанную на математически опре­деленных соотношениях человече­ского роста и его частей. Исходными единицами измерения в этой системе служат величины членений челове­ческого тела. В ландшафтном искус­стве, ориентированном на создание комфортной среды для человека, та­кой подход представляется очень важным. Интересно, что «в модулоре» Ле Корбюзье каждое последую­щее членение связано с предыдущим.

Золотое сечение известно с древ­них времен как одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Это деление отрезка на 2 части, при котором длина отрезка (а) так отно­сится к большей части (а1), как боль­шая к меньшей (а2) : a : a1 = a1 : a2,при этом a = a1 + a2; a2 = a- a1.

Характерной особенностью золо­того сечения является образование непрерывного пропорционального ряда в обе стороны — в сторону воз­растания и в сторону убывания.

Геометрическое построение золо­того сечения проще всего осущест­вляется при помощи прямоуголь­ного треугольника с отношением ка­тетов 1:2, где больший катет равен отрезку а, который требуется раз­делить в отношении золотого сече­ния.

Это соотношение является ирра­циональным. Распространенным и достаточно точным- его выражением будет: a1=0,618, a2=0,382.

Приближенные целочисленные значения золотого сечения получа­ются при помощи чисел ряда Фибо­наччи, в котором каждое последую­щее число равно сумме двух преды­дущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... Из этих чисел составляется ряд целочислен­ных отношений: 1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21... В ряду, начиная с отношения 3:5, все последующие выра­жают золотое сечение. Любой объем или плоскость, име­ющие соотношения своих частей по правилу золотого сечения, отличают­ся строгой пропорциональностью и производят наиболее благоприятное впечатление. В ландшафтном искус­стве золотое сечение используется при создании цветников и партеров, в соотношениях размеров планиро­вочных элементов и при построении композиций пейзажных картин, хо­тя его применение затруднено из-за возрастной динамики насаждений.

«Ритм» буквально означает такт, мерность. Ритмическая последова­тельность явлений заложена в са­мой природе — в смене времен года, дня и ночи, движении морских волн, в формах растений и животных и, наконец, в биоритмах человеческого организма. Очевидно, этой особен­ностью объясняется органическая по­требность человека в ритмической гармонии среды. В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объ­единяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое раз­витие самой формы.

При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок — простейший вид ритма. В ландшафтном искус­стве метрический порядок характе­рен для аллей с рядами деревьев, размещенных через определенные интервалы.

В аллейных посадках могут быть использованы все приемы ритмиче­ского построения пространства. Так, чередуя разные элементы и их ин­тервалы, получают прерывистый рит­мический ряд. Например, в аллее поочередно размещают группы из 3 пирамидальных тополей и из 5 ку­старников (спиреи, шиповника и др.). Непрерывный ритмический ряд наблюдается при размещении подобных убывающих или возра­стающих объемов (например, с по­мощью последовательного располо­жения деревьев I, II, III величины, размеры которых возрастают или убывают по вертикали). Для получе­ния ритмического ряда необходимо не менее 3 элементов, а устойчивое впечатление ритма возникает при на­личии 5—8. По мере увеличения числа элементов возрастает эмоцио­нальное воздействие ритма, но толь­ко до известного предела, после ко­торого наступает утомляющая глаз монотонность. Чтобы избежать этого, в ритмический ряд включают пло­щадки с цветниками, скульптурой, фонтанами и просто увеличивают интервалы между деревьями, спо­собствующие восприятию окружаю­щих пейзажей, а также используют другие приемы.

Разнообразные парковые компози­ции, создаваемые с помощью групп на открытом пространстве в виде широких панорам или глубинных перспектив, также подчиняются рит­мическому строю. Чередование пей­зажных картин, воспринимаемых при движении, разворачивается пе­ред человеком в определенном рит­ме, где последовательно развивается заданная тема, то усиливаясь, то чередуясь с паузами нейтральных участков. Ее ритмическое развитие может нарастать, затухать или, бес­конечно варьируясь, идти как бы на одном уровне.

Наши рекомендации