Культура, цивилизация и природа. Экологические проблемы современной цивилизации
Характеристика феномена культуры является неполной без выяснения соотнесенности природного и культурного. Аналитические исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, надприродна, ее нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вывести и построить кроме как из природного. И это касается и внешней природы, и внутренней, той, которая включена в жизненные проявления человеческого организма. Таким образом, имеется единство и различие природного и культурного.
Возможности бытия культуры заданы естественно-природного. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает ее единства с природой и не снимает учета природных факторов в ее развитии. Даже на эмпирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное не безразлично для тех форм, в которых отливается и живет культура. Прямое воздействие природных условий на возникновение и развитие культуры может быть прослежено по разным направлениям: от воздействия на производство орудий труда и технологию трудовой деятельности до особенностей быта и явлений духовной жизни.
Человек и его культура несут в себе природу матери-земли, свою биологическую предысторию. Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говорить как о надприродном, внебиологическом явлении. Вместе с тем следует подчеркнуть, что культура не может быть над природой, ибо она ее уничтожит. Ведь человек со своей культурой является частью экосистемы, поэтому культура должна быть частью общей с природой системы. Мы должны сохранять присущее культуре разнообразие ее форм и проявлений, подобно тому, как стремимся сохранить все существующие виды животных и растений, представляющих собой уникальные наборы генов, которые были получены путем селекции на протяжении тысячелетий. Именно многообразие культур и цивилизационных путей развития народов мира может помочь избежать глобальной экологической катастрофы.
Данная проблема лежит в сфере создания некой модели культуры, раскрывающей ее сущность и возникновение. Культурное в данном случае рассматривается как созданное человеком, а природное — как созданное вне человека или существующее вне его культурной деятельности.
Существует несколько моделей возникновения и существования культуры как внеприрдного явления:
· Модель божественного создания культуры, представлена практически во всех картинах мира религиозных систем. Модель в данном случае выглядит как направленное воздействие абсолюта на мировой хаос и дальнейшее возникновение культуры (космического порядка, творений человеческой культуры и нравственного порядка). Культура в данном случае есть продолжение творений Бога, равноправное и закономерное проявление развития мира Творцом. Природной и Культурное уравновешены в правах, но не равнозначны по роли в мире человека.
· Модель культуры Э.Кассирера можно обрисовать следующим образом: символические формы — это те средства, которые отделяют человека от мира, и, одновременно соединяют человека с миром. Символические системы уравновешивают природный и культурный мир, делая природу более понятной и воспринимаемой человеком, но в тоже время и способствуют отделению его из природной среды.
· К.Г.Юнг считал, что природа и культура—две части единого мира, которые должны находиться в равновесии, так как человек в равной мере принадлежит каждой из них. Все проблемы человека исходят от того, что он в равной мере принадлежит двум мирам — культуре и природе, противоположным по смыслу и значению.
ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) - историк культуры, этнограф. Главной идей Гумилева является теория пассионарности. Культурологическая концепция Гумилева отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из “концов и начал”. Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Человек не может существовать вне этноса. Главным определяющим началом оформления этнической целостности является ландшафт, или географическая среда. Рождение культуры обусловлено, прежде всего, рождением этноса.
Пассионарность— это стремление к изменению окружения. Носителями пассинарности являются пассионарии— люди, проявляющие пассионарность культуры и оказывающие там самым значительное воздействие на ее динамику. К пассионарным личностям он относит А.Македонского, Чингис Хана, Цезаря, А.Невского, Наполеона, Рафаэля, Ван Гога и др. Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий.
Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Гумилев выделяет два типа:
1) приспособление к природным условиям;
2) изменение природных условий.
Рассматривая второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. основное назначение культуры — консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоятельному, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.
Время существования культур Гумилева связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии у этноса — носителя культуры. В среднем это время составляет 1500 лет.