Россия: место и роль в мировой культуре. Русская идея, её становление и историческое развитие
"Русская идея" — понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Любовь к России, к Родине — характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому — совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в "национальной идентификации" россиян.
Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие. Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Каждый народ создает свою особую культуру, имеющую глубокие исторические корни и национальное лицо. Культура России также своеобразна и обладает рядом специфических черт, которые определяются образом жизни, образом мышления, нравственным строем сознания и жизни. Это все, в свою очередь, определяется и геополитическим положением России, и ее экономическими особенностями, и этнохтоническими основами уклада характерного быта, и этноисторическим содержанием основ развития ее культуры. Географическое положение России определяет соединение и в ее жизни, и в ее культуре множества своеобразных черт, сплав которых создает неповторимое культурное обличив страны, влияя на путь развития культуры, на отношение в ней к главным культурным ценностям. Россия, оказавшись между собственно Западом и собственно Востоком, стала своеобразным “мостом” между двумя великими цивилизациями, что также во многом определило ее характерные особенности. Первые попытки культурного самоопределения в России относятся к эпохе реформ Петра I, наладивших оживленные связи России с зарубежьем, активизировавших широкий культурный обмен в науке, искусстве, организации образа жизни. До этих реформ культура в России развивалась как преимущественно церковная, и только с их началом можно говорить о самостоятельном значении светской культуры общества В XVII в. появились театры, начала развиваться философская мысль. Реформа языка, проведенная Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711—1765), позволила отделить высокий “штиль”, в котором сохранялись церковные и старославянские обороты, от разговорного и письменного языка, на котором создавалась литература Державина, Радищева и др., вплоть до очередной реформы, произведенной А.С. Пушкиным. Пушкинский язык лежит в основе современного литературного языка. Классическая культура России, ее великая литература внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Золотой век русской литературы имеет своим фундаментом непревзойденный гений А.С. Пушкина, величайший, не до конца раскрытый талант М.Ю. Лермонтова, неповторимый колорит Н.В. Гоголя. Великие поэты и писатели, художники и композиторы — Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.Н. Крамской, К.П. Брюллов, и др. — создали прекрасную и самобытную русскую культуру XIX века. Серебряный век смог породить энергию движения к новому миру и новой культуре, новую романтизированную идеологию, включающую в себя рассмотрение духовного преображения мира, предполагающего восстановление связи между Богом и человеком. Серебряный век призывал к раскрытию творческой природы человека, к изменению его отношений с миром на новой основе. Ориентация на западные образцы, стремление догнать, а не создать свое, самобытное, уникальное; заимствование всего подряд, в том числе некритически и даже самого плохого — причем выдавая это за свободу, — все это еще надолго удержит нас в положении добровольной культурной провинции, несмотря на наличие “отдельных достижений”. Сегодня мы, к сожалению, переживаем второй этап утраты культурных традиций. Прежде — утрата старого наследия из-за радикализма революционеров, теперь — из-за подражания западным образцам и вытеснения собственной культуры культурой американизированной. И тем не менее культура России была и остается уникальным культурно-историческим явлением. Многонациональный состав российской культуры обогатил ее содержание и формы. Многие иностранцы проживающие на территории России, внесли в общую культуру народа краски и формы национального восприятия природы и мира. Культура России сохранила свою самобытность но так же приняла многие черты восточных и западных культур. Такое стало возможно благодаря многонациональности России и толерантности к другим нациям.