Гармоничные сочетания цветов
Термином «цветовая гармония» принято определять приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее согласованность их между собой, их порядок, соразмерность и пропорциональность. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать образу необыкновенную живость и цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. Контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Поэтому отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.
Для создания классической цветовой гармонии необходимо знать следующие правила:
· в гармонии должны присутствовать все основные цвета – красный, синий и желтый;
· многообразие тонов должно быть достигнуто через сопоставление светлого и темного;
· тона должны находиться в равновесии;
· в больших цветовых композициях цвета должны следовать один за другим так, как в спектре;
· чистые цвета необходимо применять в небольших количествах и лишь в тех местах, которые хочется выделить.
Общие правила при создании цветовой гармонии заключаются в следующем:
1. выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;
2. выбрать последовательность теплой и холодной гаммы цветов;
3. сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.
Выбор цветовых сочетаний не может быть произвольным. Понятно, что все исходные моменты определяются выбранной мастером предметной или абстрактной темой. Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета. Цвета основного созвучия могут быть скомбинированы с затемнёнными тонами чистых цветов, создающими контраст насыщения. Все три цвета могут быть затемнены и осветлены на основе контраста светлого и тёмного. Впечатление от сочетания цветов может быть различным в зависимости от разности или одинаковости их светлот и от их насыщенности. Так, теплые цвета выигрывают при сопоставлении их с черным, а холодные – с белым. Таким образом, теория гармоничных созвучий совсем не стремится ограничить воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета.
Построить гармоничные цветовые сочетания можно, ориентируясь на двенадцатичастный цветовой круг. В него можно вписать равносторонний и равнобедренный треугольники, квадрат, прямоугольник, шестиугольник. Цвета, оказавшиеся на углах каждой из фигур и будут считаться гармоничными (рис.22).
Рис. 22 Принципы построения гармоничных цветовых сочетаний
Поворачивая данные фигуры, можно составлять различные цветовые сочетания1.
______________
1 Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. – М. : Д. Аронов, 2000. – С. 134.
Выразительности цвета волос способствует также такое понятие как глубина тона. Под глубокими цветами принято понимать все темные цвета – черный, темно-коричневый, коричневый и др. Как правило, к таким цветам относят теплые насыщенные оттенки. Но данное утверждение не вполне верно, поскольку, как уже говорилось выше, и теплые, и холодные тона могут быть как глубокими, так и легкими, прозрачными. В парикмахерском искусстве прозрачные цвета называют пастельными. Их можно получить только на блондированных волосах, тогда как глубокие тона получаются только на натуральном цвете волос. Так, например, выполняя работу по осветлению волос, следует помнить о том, какие цветовые пигменты являются преобладающими в зависимости от натурального тона волос. Таким образом, уровень 6/ мы определим, как содержащий красно-оранжевые пигменты, а уровень 8/ – содержащий оранжево-желтые пигменты. Входящие в красочную композицию цветовые нюансы должны будут нейтрализовать нежелательные пигменты. Для нейтрализации оранжево-желтых пигментов 8/ уровня смесь должна содержать синий и фиолетовый тона.
Какие красители содержат их, можно увидеть на цветовом круге Освальда (рис. 23). Самые важные цвета охарактеризованы расположением в определенном секторе, наглядно изображающем его цветовые свойства.
Рис. 23. Цветовой круг Освальда
В восприятии цвета волос также большую роль играет освещение. Цвет, видимый нашим глазом, при различном освещении изменяет свою яркость, насыщенность и даже тон. Так, например, при ярком солнечном свете или вспышке краски светлеют и приобретают более теплый подтон. Вечером или в пасмурный день ситуация противоположна – все краски тускнеют, сереют. Здесь следует рассмотреть проблему цвета в природе. С позиции физики все предметы сами по себе цвета не имеют. Когда белый свет (солнечный свет) освещает поверхность какого-либо предмета, то последний в соответствии со своим молекулярным составом поглощает одни световые волны определенной длины и отражает другие. Тело, которое отражает все лучи белого света и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого света и не отражает ни одного, кажется черным.
Таким образом, можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и цвета освещенных предметов (в нашем случае - волос). Истинным цветом волос можно считать цвет, получаемый при дневном освещении. Но такое освещение невозможно получить в салонах и парикмахерских, так как существует два основных вида электрического освещения – лампы накаливания (теплый свет) и люминесцентные лампы (холодный свет). Именно поэтому, для получения наиболее оптимального для работы мастера освещения необходимо сочетать теплый и холодный свет в помещении парикмахерской.
Рассмотрев семь типов цветовых контрастов, можно сделать вывод, что каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:
- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же столько же жёлтого, сколько и зелёного;
- в результате возникновения контрастных симультанных воздействий.