Пляска, как форма народно-сценической хореографии

Истоки зарождения пляски

Вначале не было танца, как вида искусства, но люди танцевали (плясали) во время игрищ, обрядов и ритуалов. Постепенно массовый пляс стал распадаться на бесчисленное множество составляющих этих эпизодов, т.е. пляска- это продукт более зрелого воображения. Истоки зарождения пляски также связаны с бытом (отдых, развлечения, работа). Пляска- это выражение эмоционального состояния человека. Через движения, музыку, жест мы можем выразить любое проявление эмоций, переживаний, чувств (любовь, гордость, радость) . В танце всё это выражается языком тела. Человек посредствам движения фиксирует важные мгновения жизни, своё стремление воздействовать на жизнь.

Слова танец и пляска - синонимы, но хореографы вносят некоторый смысловой оттенок при выборе того или иного термина.

Танец- это движения и позы человеческого тела, организованные во времени и пространстве и подчинённые определённому ритму. Под словом танец, обычно, понимают хореографическое произведение, имеющее определённую композицию.

Пляска:1) это имитационное исполнение движений (либо импровизационное)

2)сценическое произведение, где нет импровизации

Импровизация- это свободное комбинирование движений, их усложнение, сочинение новых и развитие старых.

Характерные черты пляски, как формы.

1) Народная пляска исполняется для себя, сценическая - для зрителей.

2) Народная пляска выражает стихийные эмоции ” от себя”, а на сцене они заданы балетмейстером.

3) В народной пляске перевоплощения в образ не происходит; исполнитель чаще всего демонстрирует свою индивидуальность, свой характер. На сцене - это перевоплощение в образ, конкретизация образа, т.е. исполнитель в образе человека или в каком-то другом образе - предмета, стихии, животного.

4) В народной пляске исполнитель - положителен, на сцене- образ задан балетмейстером.

5) По форме, характеру движений, манере исполнения, содержанию- пляски многообразны ,т.к. эта форма присуща всем народностям, всем временам. (в Греции исполняли воинственные пляски, на Руси- скоморохи).

Манера от французского языка - внешняя форма поведения, посадка корпуса, положение головы, рук, поза парного танца, характер самовыражения или общения.

6) Специфические условия жизни (быт, обычаи, географические особенности) влияют на характер и выбор лексики в плясках разных народов определяют стиль и манеру исполнения. Эти особенности развивались, передавались из поколения в поколение, но сохранили на протяжении веков свой характер и колорит, являясь национальной характеристикой народа.

Особенности русской пляски

Она несёт в себе черты русского национального характера :задор, веселье, удаль, широту, мужество, лиризм, задушевность.

Характерные черты:

-широкий открытый жест

-лёгкость (скачок, прыжок)

-широкий, открытый жест

-стремительность

-присядки, дробушки

-высоко поднятая голова

-смысловая смена фигур

Пляска каждой области России отличается своими особенностями, содержанием, манерой исполнения, костюмом, музыкой, поэтому нужно избегать “а ля Русь”.

Отличие от хороводов.

1. Лексика более богата и сложна (комбинируем от простого к сложному), хотя, в некоторых хороводах существуют элементы перепляса. Исполнители соединены единой хореографической цепью и редко выделяется солист.

2. Рисунок более сложный и разнообразный (но не обязательно, если лексика сложна).

3. Многие хороводы были связаны с текстом сопровождения их песен. Пляска освобождает себя от этой зависимости.

Инструментальное сопровождение: в отличие от хоровода добавляется трещотка, гусли, ложки, рожок.

4. Импровизация.

Истоки содержания плясок.

1) Пляски, в которых отражается труд, процесс.

(«Сапожники», «Косари», «Во кузнице», «Урожайная» ).

2) Пляски, образ которых строится на имитационно-подражательной лексике животных и птиц.

(«Птичий двор», «Куриный переполох», «Гусачок»).

3) Воинственные пляски

(«Грузинская», «Матросская», «Казачья»).

4) Пародийные пляски; богаты юмором, и выдумкой.

(«Кумушки», «Ухажёр»).

Необходим приём гротеска.

Гротеск (от франц.)- комичное изображение людей в фантастическом преувеличении.

5) Пляски в сказочных образах

(«Иван да Марья», «Нечистая сила»).

6) Пляски, в основе которых лежат ритуальные действия.

(«Свадьба», «Масленица», «Колядки»).

7) Наиболее распространены в хореографических ансамблях пляски, которые утверждают радость, какие-то человеческие качества (гордость, смелость, ловкость). Акцент здесь делается на эмоции радости, удивления, восхищения, восторга.

(«Гопак», «Веселуха», «Задорная»).

8) Сценические варианты плясок, в основе которых лежит конкретный рисунок.

(«Круговая», «Воротца»).

9) Пляски, в основе которых лежит конкретное количество участников.

(«Пятёра», «Шестёра», «Восьмеро»).

10) Пляски, название которых происходит от названия песни или мелодии.

(«Барыня», «Камаринская», «Выйду на улицу»).

11) Пляски, названия которых передают характер движений.

(«Топотуха», «Бешеная пляска»).

12) Пляски, названия которых происходит от характера и образа движений, основанного для этого танца.

(«Дробушечная пляска»).

Истоки зарождения своих постановок.

1. Собственная фантазия балетмейстера, основанная на жизненных впечатлениях и событиях.

2. Устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки, былины, мифы, песни, частушки).

3. Произведения живописи, гравюра, рисунки, фрески, иконопись.

4. Игрища, обряды, ритуалы.

Наши рекомендации