Особенности мифологической культуры и мифологического мышления. Виды мифов

Художественный образ как древнейший коммуникатор. Тотемизм

Образ – самый древний коммуникатор человеческого сообщества. Образ – начало, лежит в основе всего. Животным движут инстинкты, человеком – нет. Культура связывалась очень долго и основывалась на подражании природе (мимесис). подражание лежало у истоков антропогенеза (часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного – homo sapiens).Если животное создает жилище, оно делает это, опираясь на инстинкты. Человеку же сначала нужно представить дом в своем воображении, т.е. он действует, исходя из своих представлений.

Человек в своей жизни привык все делать инстинктивно, но со временем люди лишились ее, что помогло им встать на путь развития культуры.

Человек является высокоорганизованным животным, некоторые же ученые предполагали, что ущербное.

Создавая приспособительную культуру, люди подражали животным. Существовала невротическая реакция: сильное желание вернуться к природе.

Образ возник еще в древности и позволил людям общаться с друг другом, он был средством коммуникации. Образ, как древнейший коммуникатор лег в основу культуры, способствовал ее развитию.

Человеку же сначала нужно представить дом в своем воображении, т.е. он действует, исходя из своих представлений.

· Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного ( от лат. Homo sapiens ).

· Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, процесса.

Тотемизм

Термин введен ученым Лонгом в 1791 году

Тотемизм - одна из наиболее ярких форм проявления древней культуры. Самая ранняя форма мифологического сознания.

В основе племя и род имеют своего сакрального покровителя. Сам термин тотем происходит из языка одного из североамериканских племен и означает вид животных или растений, являющихся символичным покровителем. На более поздней стадии прародителем группы кровных родственников. Тотем осуществлял связь с живой природой. (чаще всего являлся источником питания жизни)

К тотему относились, как к доброму заботливому предку и покровителю, который оберегает людей от холода и голода, болезней и смерти. (это самые ранние этапы цивилизации)

Первоначально тотемными животными и растениями становились именно те, что составляли основу питания этой группы людей, ведь имен от наличия еды зависело выживание рода. Боги – покровители рода имели не небесное, а земное происхождение.

С именем тотема связано имя племени, появляется табу - неукоснительное соблюдение правил. Тотемизм был основой для одомашнивания животных и культивации растений. Люди соотносят себя с животными и растениями.

Возникают ритуалы тотемистического характера:

1. Охота

2. Искусство, изображение животных на стенах пещеры

3. Танец, литературное сказание (культура в нерасчлененном характере - синкретизм)

Создается помост, жертвенный алтарь. Тотемизм вокруг нас (стол, архитектурные сооружения) – тотемистическая культура восходит к каменному веку и сохраняется в нашем сознании. Тотемизм положил начало развитию всей материальной и духовной культуры, в том числе и религиозной (основа религии родовой общины).

Тотемические представления играли очень важную роль как средство идентификации и классификации мира.

Роль огня в культурогенезе

Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.Культурогенез –постоянное обновление культуры путем создания новых и дополнения уже существующих форм с течением времени.

Выступает как первоэлемент Вселенной, непосредственно задействованный в акте космогонического творения. Первооснова огня связана с раскаленным огненным Солнцем,

В мифах именно с огнем связано, если не возникновение цивилизации, то по крайне мере переход ее в иное качество. В мифах именно огонь похищается либо приноситься культурным героем. (Миф о Прометее).

Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня не было бы возможно гончарное ремесло, металлообработка. Но еще более важным стало умение сохранять и самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы. Отношение к огню постепенно превращалось в культ, смешиваясь с другими верованиями. Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам.

С огнем связана символика энергии, жизненной силы.

Благодаря целенаправленному использованию огня человек сделал гигантский шаг вперед, уходя из-под абсолютной власти природы к сознательному контролю над своей жизнью.

Особенности мифологической культуры и мифологического мышления. Виды мифов

Мифология - система представлений древнего человека об окружающем его мире, в терминах которого человек выражал себя и то, как он понимает мироздание.

Конаминация мифов – смешение мифологических сюжетов и мотивов, сами персонажи вступают друг с другом в сложные отношения.

Синкретизм - нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития. Синкретизм мифа — это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира — искусства, религии, морали и др.

1) Синкретизм мифа – целостная культура, которая носила тотальный, нерасчлененный характер. Время сна - время тайн.

2) Мифология не знала понятийного мышления, не знала понятий. Понятия возникают перед появлением научных понятий.

3) Миф строился на особых представлениях о времени, мире и пространстве. Пространство не имело границ.

Природа и человеческие существа неразделимы, понимание единства мира человека и животного мира. (Кентавр, Сирены)

4)Мифологическая культура не знала детерменизма (всеобщей причинности). Для древних вино и кровь были тождественными явлениями.

5) В мифологии есть особенная логика - логика мифа - логика оппозиции, между оппозиционными вещами возникали посредники, которые связывали эти оппозиции. (ученый Либистрос) Безразличие к противоречиям.

6) В мифе часто используется система повторений. Древний человек постоянно создает подобия. Структура мифа обладает "слоистым" характером.

7) миф - устная культура, нужны были структуры, позволяющие запоминать и передавать информацию, боялись утратить

8) Мифология бессознательна, чувственна, стихийно-образна.

9) Соединенность мифа с ритуалом, обрядом

10) зримость, стремление к созданию зримого образа. Разрушительное и комическое начала. Серьезное и шутовское с самого начала шли параллельно.

11) Герои мифов не были единичными, они передавали сущность рода.

12)Этиологизм – попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде.

Генетизм мифа. Для мифа весьма характерна замена причинно-следовательных связей прецедентом – происхождение предмета выдаётся за его сущеность.

Два основных закона характеризуют первобытное мышление в его целом, в том числе и систему образа.

1. Отсутствие причинно-следственного ряда. Первобытная причинность может быть названа антикаузальной (без причинно-следственных связей). Одна мысль повторяет другую, один образ вариантен другому; различие их форм создает кажущееся разнообразие.

2. Симбиоз прошедшего с настоящим. Поступательное движение вперед первобытной культуры опирается на все изжитое и пройденное, которое остается не преодоленным в наличии нового, актуального. Стадиальное изменение образов. Появление нового божества не отменяло существования другого

деление на две мифотворческие эпохи — зооморфную и аграрную.

Ранняя стадия мифов: мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Поздее: создаются мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развёрнутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Наши рекомендации