Жесты и мимика человека выступающего перед аудиторией

Жесты человека можно разделить на условные и не условные. Первые чаще всего используются в различных ситуациях жизни – начиная от военного приветствия, заканчивая дирижированием.

Не условные жесты, телодвижения представляют интерес с точки зрения выступления перед аудиторией. Разумеется, жесты человека могут быть выражены и руками, и головой, и всем телом. Но несомненно, руки являются самой активной частью тела, если наблюдать жесты, телодвижения во время выступления.

Жесты, телодвижения не условного типа можно разделить на четыре вида:

1. Ритмические

2. Передающие

3. Подчеркивающие

4. Указывающие

Указывающие жесты оратора довольно просты, и их легко применять. Выступающий прибегает к ним, если нужно указать, например, на диаграмму, схему или рисунок, наглядное пособие.

Передающие невербальные жесты подразделяются на эмоциональные, а также изображающие. Последние помогают передать размер или форму объектов, о которых говориться. Язык жестов и мимики славян не чрезмерен, так что при выступлении важно не переусердствовать. Кроме того, указывающими и передающими движениями не следует злоупотреблять еще и потому, что это подсознательно сообщает слушателям: оратору не хватает слов.

Ритор, кто прошел обучение ораторскому искусству, и серьезно относится к своей речи, будет все время стремиться к тому, чтобы жесты и мимика подчеркивали, усиливали действие его выступления, а не заменяли слова. Психология мимики и жестов такова, что если оратор будет стремиться обуздывать свои движения, его голос, интонация станет более выразительной. А значит, выступающий получит в свое распоряжение гораздо более результативные и гибкие инструменты.

Подчеркивающие жесты оратора призваны выделять основное в речи. Кроме того, они помогают слушателям лучше понять мысль выступающего. Однако подчеркивающие движения должны быть подкреплены интонационно. Отсутствие такого соответствия – частая ошибка начинающих ораторов.

Невербальная коммуникация ритмических жестов позволяют аудитории соединиться с оратором, почувствовать его внутренний накал, который выражается в ритмичных движениях, интонации, темпе речи, тоне и значении слов. Мимика и жесты человека, когда он не знает, как ответить на вопрос или выразить свою мысль, также относятся к ритмическим. Это движения неуверенности – поднятое плечо, характерный наклон к нему головы. Такой язык жестов и мимики уместен, когда выступающий отвечает на вопросы, но не может ответить исчерпывающе, и не скрывает этого.

Психология мимики и жестов оратора

Выражающий душевное состояние оратора язык жестов и мимики, психология жестов, позволяют эмоционально воздействовать на слушателя, усиливая выступление.

Жесты и мимика особенно способны передавать массу различных оттенков речи. Это друзья оратора, мощные выразительные средства, если он владеет ими. Если же нет, то излишнее волнение может погубить отлично подготовленную речь. Мимика и жесты человека, выступающего перед аудиторией, должны быть спокойны, естественны и одновременно живы. Язык жестов и мимики, психология жестов не прощают суеты оратору. Необходимо потратить достаточное количество времени для того, чтобы научиться сбрасывать мышечные зажимы, дабы они не отражались негативно на голосе, позе, а в конечном итоге и на и впечатлении, производимом на слушателей.

Психология мимики и жестов, если ее учитывать, позволяет оратору тонко и вместе с тем эффективно влиять на аудиторию. Продуманная невербальная коммуникация, делает слова выступающего убедительными для аудитории, помогает действенно доносить информацию, а главное – достигать своей основной цели – той, ради которой он говорит речь. Хорошая речь складывается из многих составляющих, и жесты оратора играют не последнюю роль в его выступлении. Стремитесь научиться ораторскому мастерству, учитесь гармонично сочетать речь и невербальные жесты – и ваше выступление попадет «в яблочко».

Вывод:

Теперь мы знаем что жестикуляция и мимика, является неотъемлемой частью ораторства, и зачастую успех выступления напрямую зависит от подачи автором информации, которую он пытается донести до аудитории.

Поведение оратора и умение его держаться перед аудиторией, настраивает публику на необходимый лад, и помогает ему в полной мере завоевать ее внимание и понимание происходящего.

Заключение.

Существует большое количество учебников и учебных пособий по риторике. В каждом из них рассматриваются определенные проблемы, расставляются свои акценты. Это объясняется тем, что за двадцать пять веков своего существования риторика накопила огромный запас знаний, которыми может пользоваться и наш современник. И тот факт, что интерес к риторике растет во всем мире, позволяет рассматривать ее как дисциплину, потенции которой далеко еще не раскрыты.

Специфической особенностью риторики как учебной дисциплины является ее ярко выраженная практическая направленность, т.е. каждый оратор может приобрести свой опыт, выработать свой стиль на основе общих рекомендаций.

А в этом поможет простое правило: наблюдение за речью окружающих и своей собственной речью, отчет самому себе после каждого ораторского выступления или беседы, переговоров.

Литература

1. Александров Д. Н. Риторика. - М. 1999.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.,1999.

3. Аристотель. Топика // Сочинение в 4 т. Т.2 - М., 1978

4. Введенская М. Н., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1996.

5. Введенская М.Н., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2000.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. -2-е изд. - М.,1999.

7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. - М., 1985.

8. Граудина Л.К., Мискевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М.,1989.

9. Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры: Пер. с англ. - Киев, 1998.

10. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. - М., 1997.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М.,1998.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. - М., 1989

13. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. - М.: ПРНОР, 2001. -- 272 с.

14. Кнебель М. О. Слово о творчестве актера. - М.: ВТО, 1970. - 158 с.

15. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988

16. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. - М., 1996

17. Лебедева М.М Вам предстоят переговоры. - М., 1993

18. Леммерман Х. Учебник риторики: тренировка речи с упражнениями. - Интерэсперт, 1998. - 253 с.

19. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М., 1991

20. Михайличенко Н. А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманит. проф. - М: Спектр, 1993. - 96 с.

21. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.; Просвещение, 1996 - 416с.

22. Мицич П.П. Как проводить деловые беседы. М. - 1987

23. Ниренберг Дж. Гений переговоров. - Минск, 1997

24. Панджлова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие - С - Петербург, 1999

25. Платон. Сочинение в 3-х т. Т.1 - М, 1968

26. Риторика и стиль - М. -- 1984

27. Русская риторика; Хрестоматия/Автор - составитель Л.К. Траудиж. - М.,1996

28. Сергеич П. (Пороховщиков). Искусство речи на суде. - М., 1988.

29. Сопер Поль. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999-448с.

30. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М., 1992

31. Шейков В.П. Искусство убеждать: Учебно-практическое пособие. - М.,2000

32. Эрнст О. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации по ведению бесед и переговоров. Пер. с нем. - М., 1996

33. Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. Перевод с англ. - М., 1993

34. Якокка Ли Карьера менеджера. Перевод с англ. - М., 1991

Наши рекомендации