Греческая лирика раннего классического периода

(VII-VI вв. до н.э.)

Формирование античного рабовладельческого государства, социальное и классовое расслоение общества, выдвижение индивидуальной личности, рост ее самосознания - основа, на которой рождается лирика(от греч. lirikos - лира, сам термин возникает в III в. до н.э., первоначально обозначая песни, исполняемые под аккомпанемент лиры или кифары; до него в широком значении употреблялся термин "мелика"– от греч. melos – песня).

Фольклорные корни античной лирики (свадебные, застольные, обрядовые песни, гимны в честь богов). Связь с музыкальным сопровождением, постепенно ослабевающая (одни лирические жанры - декламационная лирика - раньше теряют эту связь, другие - мелическая поэзия - сохраняют ее дольше).

Античная классификация лирики: декламационная и песенная (мелическая).

Важнейшие жанровые разновидности декламационной лирики: элегия и ямб.

Элегия:возникла из погребальной заплачки (треноса), но вскоре утратила связь с погребальным обрядом, превратившись в лирическое стихотворение наставительного характера, содержащее в себе призывы и побуждения к серьезному и важному действию, размышления, афоризмы. Традиционный размер -элегический дистих(чередование дактилического гекзаметра с пентаметром - пятистопником с усечением двух кратких слогов в 3 и 6 стопах и паузой - цезурой после 3-й стопы). Близость стихотворной формы ранней элегии к героическому эпосу (первоначальное совпадение и тематики). Эволюция древнегреческой элегии: от военно-патриотической, гражданской элегии - к элегии медитативной и любовной.

Представители элегического жанра: Каллин, Тиртей (воинственно-патриотическая элегия), Солон (гражданская элегия), Феогнид (наставительная, медитативная элегия), Мимнерм (создатель любовной элегии).

Ямб:связь с культом Деметры, земледельческими праздниками плодородия, на которых распевались ямбы - насмешливые песни сатирического и обличительного содержания с персонально заостренной издевкой. Сохранение черт народного ямба в литературном жанре. Отличие от народного ямба (средство общественного порицания): литературный ямб - способ выражения личных чувств и настроений, средство личной полемики. Традиционный размер - ямб или трохей (хорей) (обычно 6-стопные ямбические или трохеические стихи, образующие триметры- по 2 стопы в каждой его части).

Представители ямбографии: Семонид (Симонид) Аморгский, Гиппонакт – один из зачинателей пародии.

Архилох– греческий лирик, в творчестве которого впервые со всей очевидностью выявилась творческая индивидуальность, автор прославленных во времена античности ямбов и элегий.

Мелическая поэзия. Условность деления на сольную (монодическую) и хоровуюмелику. Специфика мелической поэзии, обусловленная тесной связью с обрядами и культами, носившими общеплеменной, затем общегосударственный характер (хоровая мелика), развитием в условиях половозрастных содружеств и объединений (сольная мелика).

¨ Выдающиеся представители монодической мелики.

Алкей.Отражение в лирике поэта политической борьбы того времени между знатью и демосом, позиция поэта в этой борьбе, обусловленная его принадлежностью к митиленской аристократии ("песни борьбы"); прославление красоты, любви, вина и радости жизни (сколии- застольные песни).

Сапфо.Легендарная, уже во времена античности, поэтесса - «десятая» муза (Платон); отстраненность от общественной борьбы, сосредоточенность на воспевании любви и красоты - главная и почти единственная тема Сапфо. Открытие в поэзии мира человеческих чувств, мира прекрасного.

Анакреонт- "классический певец любви древности" (Ф.Энгельс). Своеобразие трактовки темы любви (в сравнении с Сапфо). Родоначальник так называемой "анакреонтической" поэзии, имеющей богатую традицию в мировой литературе (в России - Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Державин, Батюшков, Пушкин, Мей, Щербина и др.).

¨ Хоровая мелика, ее основные жанры: энкомий- хвалебная песнь в честь какого-либо лица, эпиникий- песнь в честь победителя на общегреческих гимнастических состязаниях, их связь с аристократической культурой, идеологическая актуальность. Сложность строфики (строфа – антистрофа – эпод, т.е. припев) и метрики (меняющийся размер от строки к строке).

Представители хоровой лирики.

Симонид Кеосский,способствовавший расцвету хоровой лирики в к. VI - перв. пол. V в. до н.э. Известен и как один из творцов эпиграммы(первоначально - короткая стихотворная надпись на памятниках, жертвоприношениях и т.п., затем - всякое краткое лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом).

Пиндар.Эпиникии (оды) Пиндара – памятник древнегреческой хоровой лирики периода ее высшего расцвета. Художественное своеобразие од Пиндара: "лирический беспорядок" – переход от одного образа к другому, от одной мысли к другой – по закону ассоциативной связи, использование мифологических персонажей, "лирический восторг", звучность, пышность и яркость поэтического языка ("кипит глубиной безмерной Пиндара слово" - Гораций). Аристократическая направленность творчества Пиндара. Дидактический элемент в хоровой поэзии Пиндара. Утверждение идеала "прекрасного и доброго" человека, совершенного в физическом и духовном отношении. Традиции Пиндара в одической поэзии XVI-XVIII вв.

Вакхилид.Демократические тенденции в хоровой лирике Вакхилида. Эпиникии Вакхилида. Особенности стиля (в сравнении с Пиндаром), его простота и ясность. ДифирамбыВакхилида: обращение к мифологическим сюжетам и образам, их лирическая обработка. «Тесей» - единственный дифирамб, дошедший из античности до нашего времени целиком (зарождение драмы).

Значение древнегреческой лирики в истории античной и мировой литературы: формирование основных лирических жанров, которые получат свое дальнейшее развитие в европейской поэзии нового времени; выработка приемов поэтического выражения внутреннего мира человека; роль в возникновении нового искусства – драмы.

Эстетическая ценность древнегреческой лирики.

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 9, 14-15, 45-52.

Дополнительная литература

Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии: Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

История всемирной литературы. Т. 1. С. 332-342.

Федоров Н.А. Греческая лирика. М., 1963.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 5-110.

Ярхо В.Н. Неумолкнувшие голоса // Древнегреческая мелика. М., 1988. С. 5-69.

Тема 6.

Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида

Происхождение греческой драмы, ее связь с культом бога Диониса.

Трагедиякак высший вид древнегреческой поэзии, возникновение которого было подготовлено развитием дифирамба (жанр хоровой лирики, культовая песнь – хвалебный гимн в честь бога Диониса). Название жанра: tragōidia – «козлиная песнь», tragos – «козел», ōdē – «песнь». Связь истории греческой трагедии с основными этапами развития афинской демократии: ее возвышением, расцветом (V в. до н.э.) и кризисом.

Устройство греческого театра: орхестра («площадка для пляски»), скена («сцена», то есть палатка – помещение для переодевания актеров), проскений(колоннада перед скеной для установки декораций), параскении(боковые пристройки к скене), места для зрителей.

Организация театральных представлений: архонт- член правительства, высшее должностное лицо, ведавшее устройством празднества, хорег- состоятельный афинский гражданин, который брал на себя расходы по постановке драмы, содержанию хора и актеров: хор -группа танцующих и поющих исполнителей, первоначально состоящая из 12, а затем из 15 участников; корифей– предводитель хора, исполнявший также речитативные куплеты в ходе представления; протагонист- первый актер, исполнитель главной роли, девтерагонист- актер для вторых ролей, тритагонист- актер для третьих ролей.

АРИСТОТЕЛЬ(384-322 гг. до н.э.) - создатель теории драмы.

"Поэтика" Аристотеля - первый систематический трактат об искусстве. Постановка в нем основных вопросов искусства: выделение "подражательных искусств" из области ремесел; учение о творческом подражании - мимезисе,отношение искусства к действительности; классификация искусств (специфика эпоса и драмы, трагедия и комедия).

Учение о трагедии – важнейшая часть "Поэтики". Определение трагедии. Основные понятия: фабула- "начало и как бы душа трагедии" (требования к фабуле, ее виды – простая и "сплетенная", с узнаванием -сюжетным элементом действия, посредством которого совершается движение от незнания к знанию, и перипетией- неожиданным, острым переломом в развитии действия, поворотом событий в противоположную сторону); характер(та или иная направленность воли и стремления человека, волеустремление личности; требования к трагическому характеру); действие, его обусловленность характером; конфликт (его виды и способы разрешения). Проблема катарсиса(от греч. catharsis - очищение). Позднейшие теории катарсиса.

Структура трагедии: пролог ("предисловие") - часть трагедии, вступительный монолог или целая сцена, содержащая изложение исходной ситуации сюжета; парод– прибытие хора на площадку орхестры, песнь, которую исполняет хор во время движения; эписодии("вхождения") – диалогические части, актерские сцены; стасимы –"стоячие песни" хора; коммос– совместная вокальная партия солиста и хора, когда жалобным стенаниям актера отвечают рефрены хора (могла быть в любой части трагедии); эксод – заключительная часть трагедии, в которой хор спесней покидает площадку орхестры.

ЭСХИЛ(525-456 гг. до н.э.) – "отец трагедии". Поэт эпохи становления афинского государства, зарождения демократии и греко-персидских войн.

Религиозно-мифологическое миросозерцание Эсхила - вера в божественные силы и утверждение личной ответственности человека за свободу сделанного им выбора.

Колоссальная интенсивность творческого акта: автор 90 произведений - трагедий, сатировских драм(пьеса комического характера на мифологический сюжет, хор в который состоял из сатиров, исполнялась за трагедией); сохранилось 7 трагедий.

Материал творчества - героические сказания (Эсхил о своих произведениях: "крохи от великих пиров Гомера").

Три этапа в творчестве Эсхила – этапы становления греческой трагедии как жанра: I ранний этап – преобладание хоровых партий, слаборазвитое диалогическое начало (незначительное использование девтерагониста), малая индивидуализация образов ("Просительницы", "Персы"); II – большее развитие диалога, усиливается собственно драматургическое начало, более разработанным становится образ главного героя, четче обозначаются второстепенные персонажи ("Прометей"); III– нарастание драматизма, использование третьего актера (тритагониста), введение многочисленных второстепенных персонажей (трилогия "Орестея").

"Персы" как произведение, характерное для раннего творчества Эсхила. Проблема движущих сил мирового порядка и места в нем свободного, самостоятельного в своих решениях человека. Прославление греков, утверждение величия их победы.

"Прикованный Прометей". Новая разработка мифа о Прометее, похитившем с неба огонь для людей. Изображение Прометея (представителя "старшего поколения" богов, сына титана) как сознательного друга и покровителя человечества, борца против тирании богов. Художественные особенности: жанр, близкий к декламации, монологичность характеров, лишенных противоречий, их однокрасочность, статичность; фактическое отсутствие драматургического действия; монументально-патетический стиль (неуклонное нарастание трагизма образа Прометея, раскрывающегося в его героическом противостоянии Зевсу).

"Прикованный Прометей" как часть трилогии, не дошедшей до нас. Споры в литературоведении по поводу "Прикованного Прометея" (пафос трагедии и мировоззрение Эсхила).

Воздействие эсхиловской трактовки образа Прометея (символ борьбы за освобождение человечества) на европейскую литературу ("Прометей" Гете, "Прометей" Байрона, "Освобожденный Прометей" Шелли). "Прометей - самый благородный и святой мученик в философском календаре" (К. Маркс).

"Орестея" – единственная дошедшая до нашего времени античная трилогия, вершина творчества Эсхила. Развитие тенденций, намеченных уже в предыдущем творчестве: в центре герой, отделенный от хора, играющий самостоятельную роль, - условие для формирования полноценного художественного образа, цельного, пластически завершенного. Использование открытия Софокла (введение третьего актера) – больший динамизм и напряженность действия.

Роль Эсхила в истории греческой трагедии: ввел второго актера; уменьшил партии хора, придав первенство диалогу ("Просительницы": хоровые партии составляют 3/5 объема трагедии; "Прикованный Прометей" – 1/8) и усилив тем самым драматургичность действия; ввел костюмы, маски, котурны (обувь с высокими подошвами), изобрел технические приспособления, в том числе подъемные устройства, с помощью которых появлялись на орхестре боги (отсюда выражение deus ex machina - "бог из машины").

СОФОКЛ(496-406 гг. до н.э.) - поэт эпохи расцвета афинского общества и начала его разложения, "века Перикла".

Сторонник старого традиционного уклада жизни (уважительное отношение к полисной религии и морали), противник новых тенденций, разрушающих афинскую демократию. Вера в человека, его разум и нравственные силы ("Много есть чудес на свете, / Человек - из всех чудесней" - "Антигона").

Наиболее почитаемый у греков трагик, причисленный после смерти к лику героев. Автор более 120 драм (до нас дошло 7 трагедий).

Постановка Софоклом в драматургии насущных вопросов времени, связанных не с судьбой человеческого рода (ср.: Эсхил), а с судьбой личности, индивида: отношение к религии ("Электра"), соотношение божественных законов и законов государственных ("Антигона"), интересов личности и государства ("Филоктет"), свободной воли человека и рока ("Эдип-царь"), проблема чести и благородства ("Аякс") и др.

"Антигона" - "абсолютный образчик трагедии" (Гегель).

Разработка сюжета из фиванского цикла мифов под углом зрения актуальной для эпохи Софокла проблемы: соотношение "неписаных" божественных законов и государственных законов.

Система образов в трагедии. Столкновение характеров: непреклонной, решительной Антигоны, поступающей в соответствии с законами, "чтимыми и богами", и мягкой, робкой Исмены ("Я против воли граждан не пойду"); Антигоны и Креонта ("Мне все твои слова / Не по душе и по душе не будут, / Тебе ж противны действия мои"). Непримиримость конфликта, в который втянуты все герои трагедии.

Предрешенность участи Антигоны (возмездие за грех отца Эдипа). Но утверждение права человека на выбор своей участи, своей судьбы. Выражение авторской позиции: смерть Антигоны как ее моральная победа ("Я рождена любить, не ненавидеть...") и поражение Креонта ("Не государство, где царит один"). Роль хора: на стороне Антигоны, в душе которой "порыв ветров", - за ней божественная и человеческая правда. Гимн человеку, действующему по своей воле и разуму, хотя эти действия приводят к исполнению воли богов ("с судьбой нельзя сражаться").

"Эдип-царь" – шедевр драматургического мастерства Софокла. Проблема рока и свободной воли человека. Величие человека, его разума и воли и вместе с тем ограниченность его возможностей ("Сила выше человека / Мне посылает все, – сомненья нет"). В центре трагедии – судьба Эдипа: противоречие между субъективными намерениями и поступками человека и объективным результатом его усилий. Особенность драматургического действия, основанная на том, что зрителю, знакомому с мифом об Эдипе, заранее известна истина, которая лишь постепенно открывается герою.

Драматургическое мастерство Софокла в построении фабулы, в динамичном, напряженном действии, стремительно движущемся волею Эдипа во что бы то ни стало узнать истину к развязке, в живости диалогов, в которых раскрываются характеры героев.

Творчество Софокла – новый этап в развитии греческой трагедии.

Интерес к жизни отдельной личности. Мастерство в создании характеров, более индивидуализированных, чем у Эсхила (образы Антигоны, Эдипа, Электры, Филоктета). Глубокая человечность образов, попытки изображения сложной душевной жизни героев. Прием контраста в системе образов ("состязание в речах" – агон).

Введение третьего актера, обусловившее большую драматичность диалогов, напряженность и целеустремленность действия.

Мастерство драматической композиции (использование приемов узнавания и перипетии).

Утрата хором первенствующей роли в трагедиях Софокла (песни хора - выражение коллективного мнения граждан, лирическое сопровождение действия, в котором он не принимает непосредственного участия).

ЕВРИПИД(ок. 484-406 гг. до н.э.) – "самый трагический из поэтов" (Аристотель).

Драматург эпохи расцвета, сменившегося кризисом полисной системы, афинской демократии. Поэт, драматургическое новаторство которого не было оценено современниками, но ставший популярным в эпоху эллинизма и римского владычества.

Сохранность литературного наследия (из 92 драм, созданных поэтом, дошло 19).

Особенности мировоззрения Еврипида. Ученик Анаксагора и почитатель Гераклита, друг Сократа. Интерес к современным ему философским учениям ("философ на сцене"). Критическое отношение к мифологии как основе религии ("Мифы, наводящие страх на людей, доходны для культа богов" - "Электра"). Отстраненность от общественной деятельности (ср.: Софокл), но чуткость и восприимчивость к проблемам, волновавшим его современников.

Театр Еврипида, запечатлевший в мифологических образах и сюжетах, трансформированных драматургом, умственную и духовную жизнь Греции второй половины V в. до н.э. ("Андромаха", "Гекуба", "Троянки", "Медея", "Ипполит", "Электра", "Ифигения в Авлиде" и др.).

"Медея". Необычная трактовка мифологического сюжета (цикл сказаний об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руном), который становится носителем новой проблематики, актуальной для эпохи Еврипида: положение женщины в семье, неравенство супругов в правах ("Нас, женщин, нет несчастней").

Образ Медеи в трагедии: ореол волшебства, идущий от мифа, и глубоко человеческое содержание. Отход от монументальности изображения (ср. Эсхил, Софокл). Интерес к внутреннему миру человека. Изображение душевного разлада, борения противоречивых чувств и мыслей обманутой героини, любовь которой переходит в ненависть. Подлинный трагизм образа ("Раздавлена я мукой...").

Смелое новаторство Еврипида: нарушение требования внутренней цельности трагического характера (месть героини, жертвой которой оказались ее собственные дети, противоречила эстетическим нормам классического периода античности).

"Ифигения в Авлиде" – своеобразный итог творческой деятельности Еврипида. Гомеровские традиции в трактовке Троянской войны: обращение к мифологическому преданию о жертвоприношении Ифигении для оправдания похода греков под Трою (ср.: иная трактовка войны в других трагедиях драматурга – «Гекуба", "Андромаха", "Троянки").

Идея служения отечеству, самопожертвования во имя родины.

В основе трагедии - конфликт между долгом и личным счастьем, в который вовлечены все герои трагедии (Агамемнон, Менелай, Клитемнестра, Ахилл, Ифигения). Сочувствие к страданиям людей, проникновение в их внутренний мир.

Мастерство в создании образа Ифигении: образ, данный в развитии, движении (ср., напр.: даже Медея, при всей своей противоречивости, – готовый характер, от начала и до конца трагедии не изменяющийся), – через страдания ("О, в душе пережила я много, много...") к пониманию необходимости самопожертвования ("Я готова... Это тело – дар отчизне"). Превращение Ифигении из наивной, жизнерадостной девушки в героиню, готовую умереть ради чести "всей великой Эллады".

Особенности драматургического мастерства Еврипида. Свободное и смелое отношение к мифологии, подчинение мифологии задачам отображения современной драматургу действительности.

Глубокий психологизм: пристальное внимание к внутреннему миру личности, отображение драматичной динамики чувств и страстей (монолог как прием в раскрытии внутренней борьбы, происходящей в душе человека). Создание ярко индивидуализированных, многогранных характеров, особенно женских, оказавших воздействие на мировую литературу.

Напряженность развития действия, осложненного перипетией, причинно мотивированной, художественно оправданной (кроме развязки: deus ex machina - вмешательство богов – один из характерных для Еврипида приемов, напр., в "Медее", "Ифигении в Авлиде").

Хор окончательно утрачивает свою некогда ведущую роль (в лирических песнях хора выражается сочувствие герою, но в разрешении конфликта он уже участия не принимает).

Значение Еврипида в истории античной и позднейшей европейской драмы.

Литература

Аристотель. Поэтика (гл. 4, 6, 7, 10, 11, 13, 15, 26) // Аристотель и античная литература. М., 1978 или: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

Лосев А.Ф. и др. Греческая трагедия. М., 1958.

Дополнительная литература

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1987. С. 16-59.

Ярхо В. Эсхил. М., 1978.

Ярхо В. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии: В 2 т. Т. 1. М., 1969. С. 5-40.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла "Антигона". М., 1986.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986.

Тема 7.

Наши рекомендации