Федеральный уровень правового обеспечения СКД

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является основополагающим законодательным актом, с характеристики которой следует начинать анализ законодательной базы в области культуры. Статья 71 провозглашает, что в ведении РФ находятся: «…е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области … культурного и национального развития РФ». Этот пункт непосредственно указывает на право Федерации определять федеральную политику в названных в этом пункте областях жизни, и эта политика является основой для деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, конкретных организаций, учреждений и предприятий различной подчиненности. Федеральные программы отражают и конкретизируют эту политику и указывают органы и организации, ответственные за исполнение различных мероприятий, сроки исполнения и их очередность, необходимые финансовые ресурсы [1].

Статья 44Конституции, полностью посвященная вопросам свободы творчества и культуры, гласит:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Эта статья в концентрированном виде формулирует принципы духовной жизни общества и главные положения законодательства в области культуры.

Правовую базу для сохранения и развития культуры составляют «Основы законодательства РФ о культуре» 1992 г. Правомочная сила этого Закона в следующем:

- создании правовых гарантий по обеспечению и защите конституционных прав граждан РФ на свободную культурную деятельность,

- определении принципов и правовых норм в отношениях субъектов культурной деятельности,

- определении принципов государственной культурной политики и поддержки культуры, невмешательства в творческие процессы,

- определении экономических механизмов культурной деятельности (расширении организационно-правовых форм деятельности и форм собственности на материальные объекты культуры, установлении твердой доли в ежегодных расходов государственного бюджета для развития культурной деятельности, разрешении предпринимательской деятельности в СКС, ограничениях приватизации в этой сфере).

Помимо вышеперечисленных, в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать следующие нормативно-правовые документы:

ü Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации № МФ-П44-2462 от 01.06.06 г.

ü Федеральный закон "О библиотечном деле" № 78-ФЗ от 29.12.94 г.

ü Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" № 54-ФЗ от 26.05.96 г.

ü Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" № 126-ФЗ от 22.08.96 г.

ü Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" № 73-ФЗ от 25.06.02 г.

ü Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996

ü Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995

ü Федеральный закон "О народных художественных промыслах" № 7-ФЗ от 06.01.99 г.

ü Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" № 5351-1 от 09.07.93 г.

ü Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" № 4804-1 от 15.04.93 г.

ü Закон Российской Федерации "О СМИ"
№ 2124-1 от 27.12.91 г.

ü Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" № 24-ФЗ от 20.02.95 г.

ü Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"
№ 125-ФЗ от 22.10.04 г. и ряд других.

Правовое пространство в социально-культурной сфере активно заполняется и другими нормативно-правовыми документами:

· Гражданский кодекс РФ

· Налоговый кодекс РФ (часть 1) № 146-ФЗ от 16.07.1998 г.

· Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.

· Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

Весомое место в осуществлении социально-культурной деятельности имеет Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.).Все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных религиозных или иных целях.

Ведомственные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты, действия которых распространяются лишь на социокультурную сферу.

Это приказы, инструкции:

ü Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (министр Соколов Александр Сергеевич);

ü Федерального агентства по культуре и кинематографии;

ü Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям;

ü Федерального архивного агентства;

ü Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга

(Председатель Комитета – Буров Николай Витальевич).

Наши рекомендации