Федеральный уровень правового обеспечения СКД
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является основополагающим законодательным актом, с характеристики которой следует начинать анализ законодательной базы в области культуры. Статья 71 провозглашает, что в ведении РФ находятся: «…е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области … культурного и национального развития РФ». Этот пункт непосредственно указывает на право Федерации определять федеральную политику в названных в этом пункте областях жизни, и эта политика является основой для деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, конкретных организаций, учреждений и предприятий различной подчиненности. Федеральные программы отражают и конкретизируют эту политику и указывают органы и организации, ответственные за исполнение различных мероприятий, сроки исполнения и их очередность, необходимые финансовые ресурсы [1].
Статья 44Конституции, полностью посвященная вопросам свободы творчества и культуры, гласит:
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Эта статья в концентрированном виде формулирует принципы духовной жизни общества и главные положения законодательства в области культуры.
Правовую базу для сохранения и развития культуры составляют «Основы законодательства РФ о культуре» 1992 г. Правомочная сила этого Закона в следующем:
- создании правовых гарантий по обеспечению и защите конституционных прав граждан РФ на свободную культурную деятельность,
- определении принципов и правовых норм в отношениях субъектов культурной деятельности,
- определении принципов государственной культурной политики и поддержки культуры, невмешательства в творческие процессы,
- определении экономических механизмов культурной деятельности (расширении организационно-правовых форм деятельности и форм собственности на материальные объекты культуры, установлении твердой доли в ежегодных расходов государственного бюджета для развития культурной деятельности, разрешении предпринимательской деятельности в СКС, ограничениях приватизации в этой сфере).
Помимо вышеперечисленных, в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать следующие нормативно-правовые документы:
ü Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации № МФ-П44-2462 от 01.06.06 г.
ü Федеральный закон "О библиотечном деле" № 78-ФЗ от 29.12.94 г.
ü Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" № 54-ФЗ от 26.05.96 г.
ü Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" № 126-ФЗ от 22.08.96 г.
ü Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" № 73-ФЗ от 25.06.02 г.
ü Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996
ü Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995
ü Федеральный закон "О народных художественных промыслах" № 7-ФЗ от 06.01.99 г.
ü Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" № 5351-1 от 09.07.93 г.
ü Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" № 4804-1 от 15.04.93 г.
ü Закон Российской Федерации "О СМИ"
№ 2124-1 от 27.12.91 г.
ü Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" № 24-ФЗ от 20.02.95 г.
ü Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"
№ 125-ФЗ от 22.10.04 г. и ряд других.
Правовое пространство в социально-культурной сфере активно заполняется и другими нормативно-правовыми документами:
· Гражданский кодекс РФ
· Налоговый кодекс РФ (часть 1) № 146-ФЗ от 16.07.1998 г.
· Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.
· Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
Весомое место в осуществлении социально-культурной деятельности имеет Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.).Все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных религиозных или иных целях.
Ведомственные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты, действия которых распространяются лишь на социокультурную сферу.
Это приказы, инструкции:
ü Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (министр Соколов Александр Сергеевич);
ü Федерального агентства по культуре и кинематографии;
ü Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям;
ü Федерального архивного агентства;
ü Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга
(Председатель Комитета – Буров Николай Витальевич).