Наиболее значительные указы и постановления дирекции императорских театров

1750. Указ о разрешении представлять в частных домах русские комедии.

1756. Указ императрицы Елизаветы Петровны Сенату об учреждении в Петербурге русского "для представления трагедий и комедий" театра.

1783. Указ об учреждении особого комитета для управления театральными зрелищами и музыкой (придворными и городскими казенными театрами).

1804. Устав о цензуре. Рукописные пьесы в столицах рассматриваются цензурными комитетами, а в городах, где нет комитетов,- директорами народных училищ под надзором местного начальства.

1809. Штаты театральной дирекции (об управлении казенными театрами, внутреннем распорядке, театр. школе, пенсиях артистам).

1823. Указ о правилах для отпущенных помещиками на волю и податных людей, допускаемых в артисты и театральные служители.

1826. Указ о подчинении театральной дирекции непосредственно министру двора.

1827. Повеление министру двора, чтобы чиновников, желающих поступить в актеры, лишали чинов.

1828. Устав о цензуре ("Драматические сочинения одобряются к представлению на театрах 3-м отделением собственной Его Имп. Величества канцелярии").

1839. Положение об артистах имп. театров (подразделение артистов на 3 разряда; предоставление права 1-му разряду получать почетное гражданство).

1842. Акт об объединении управления имп. театров обеих столиц.

1858. Указ о разрешении печатания в журналах и газетах статей об императорских театрах (с предварительной цензурой министра двора) и отмене рассмотрения статей о театре 3-м отделением.

1865. Правила о цензуре и печати (учреждение Главного управления по делам печати, которому передана из 3-го отделения предварительная цензура пьес).

1875. -Указ об освобождении столичных театров с принадлежащими им зданиями от ежегодного сбора в пользу городской казны.

1882. Указ об отмене исключительного права (монополии) дирекции имп. театров на устройство театр. зрелищ.

1888. Положение о дополнительной цензуре пьес для "народных театров, или театров, посещаемых вследствие низкой платы за места преимущественно простолюдинами".

1900. Положение об изменении закона о публичных зрелищах, устанавливающее новое расписание дней, когда запрещаются общенародные забавы, общественные увеселения, спектакли, концерты, маскарады и др.

В 1900 был опубликован "Проект законоположений по императорским театрам", составленный управляющим делами дирекции имп. т-ров В. П. Погожевым. Однако проект этот не был осуществлен.

Основным законом, на к-рый опирались постановления административного (вернее полицейского) характера, был изданный в 1782 "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому уставу, театр. зрелища отдавались под надзор полиции, к-рая имела право назначать дни и часы представлений, учинять взыскания за нарушение порядка и др. Впоследствии этот устав был переименован в "Устав о предупреждении и пресечении преступлений", в 1916 переделан в "Устав благочиния и безопасности"; устав включал 16 статей под общим названием "О соблюдении порядка при публичных собраниях, зрелищах и увеселениях". Особым ограничениям подвергалась деятельность нар. т-ров.

Директора Императорских театров:

1. Гедеонов, Александр Михайлович — с 1833 (по московским театрам с 1 февраля 1842 г.) по 1858 г.

2. Сабуров, Андрей Иванович — с 1858 по 1862 г.

3. Борх, Александр Михайлович — с 1862 по 1867 г.

4. Гедеонов, Степан Александрович — с 1867 по 1875 г.

5. Кистер, Карл Карлович — с 1875 по 1881 г.

6. Всеволожский, Иван Александрович — с 1881 по 1899 г.

7. Волконский, Сергей Михайлович — с 1899 по 1901 г.

8. Теляковский, Владимир Аркадьевич — с 1901 по 1917 г.

Руководители Московской конторы Дирекции Императорских театров:

1. Кокошкин, Фёдор Фёдорович (драматург) — директор Московского театра с 1822 по 1831 г.

2. Загоскин, Михаил Николаевич — директор Московского театра с 1831 по 1842 г

3. Васильцовский, Александр Дмитриевич — с 1831 по 1848 г

4. Верстовский, Алексей Николаевич — с 1848 по 1860 г. — управляющий конторой (с 1860 по 1862 г.— управляющий Московской конторой).

5. Львов, Леонид Федорович — с 1862 по 1864 г.

6. Неклюдов, Василий Сергеевич — с 1864 по 1866 г.

7. Пельт, Николай Иванович — с 1866 по 1872 г.

8. Кавелин, председатель комиссии по управлению московскими театрами — с 1872 по 1876 г.

9. Обер, Лаврентий Николаевич — с 1876 по 1882 г.

10. Пчельников, Павел Михайлович — с 1882 по 1898 г.

11. Теляковский, Владимир Аркадьевич — с 1898 по 1901 г.

12. Фон Бооль, Николай Константинович — с 1901 по 1910 г.

13. Обухов, Сергей Трофимович — с 1910 по 1917 г.

Театральные здания Дирекции Императорских театров в Санкт-Петербурге:

В XVIII в. основные сцены — внутридворцовые, а также:

Оперный дом у Невской першпективы в районе совр. М. Конюшенной ул. (1742—1749),

Оперный дом у Летнего сада (арх. Ф. Растрелли; 1750—1763),

Большой (Каменный) театр (Карусельная, ныне Театральная пл., 3; архитектор Ф. В. фон-Баур, М. А. Деденев, открыт в 1783). Здание Большого Каменного театра, начатое строиться в 1775 году архитектором Антонио Ринальди, было открыто в 1783 году (к слову скажем, что театр просуществовал до 1886 года, когда здание было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под Консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории). Тогда же, с 1783 года, начались поспектакльные сборы, с которых взимались налоги. Для царствующего дома и придворных спектакли оставались бесплатными. Дирекция должна была обеспечивать все придворные мероприятия, Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью. «В праздничные дни бесплатные спектакли играли и „для народа“. Указом имп. Екатерины II от 12.7.1783 придворным труппам велено давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления».

Деревянный театр. Поначалу был известен как Театр Карла Книпера, в 1779 году стал называться Вольный Российский Театр. Предыстория: в 18 веке в Петербурге на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), неподалеку от царского зверинца, был построен деревянный театр, предназначенный специально для выступления иностранных актеров, постепенно он получил такое же название Деревянный театр, или Малый, содержался антрепренером Книпером и артистом Дмитревским, в 1783 г. куплен в казну. Просуществовал до 1796/1797 г., когда был снесен.

Эрмитажный театр (1783; арх. Дж. Кваренги). Эрмитажный театр строится при императорском дворце Эрмитажа по решению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги на фундаменте здания «Театрального корпуса», которое уже принадлежало Императорским театрам. На сегодня Эрмитажный театр — самое старое из сохранившихся театральных зданий Санкт-Петербурга. Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц. Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра еще раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора. А вот его фундамент, на котором он стоит, по своему возрасту ровесник самому городу. Архитектор использует основание и стены предшествующих сооружений. Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвертого по счету, Зимнего дворца. 16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» театр открыл свой первый сезон.

К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (1 балетная, 2 русские драматические, 3 французские драматические и 1 немецкая драматическая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций. Во второй половине XIX в.:

Мариинский театр — императорский театр русской оперы и балета;

Александринский театр — императорский театр русской драмы;

Большой Каменный театр — императорский театр Итальянской оперы;

Михайловский театр — императорский театр французской музыкально-драматической труппы.

Малый театр в СПб. Открыт 7 ноября 1879 г. Строитель — архитектор Фонтано. Сначала арендовался дирекцией Императорских театров для драматических спектаклей, затем в нем намного лет приютилась французская, позже — русская оперетта. В сезон 1895 — 96 гг. театр был арендован дирекцией литературно-артистического кружка.

К этому времени — вторая половина 19 — начало 20 вв. — контора Императорских театров представляла собой целый департамент с огромным количеством чиновников.

Наши рекомендации