Функции шумов в спектакле

Функции шумов в спектаклях достаточно разнообразны. Их использование дает большой художественный эффект не только в том случае, когда шумы включаются непосредственно в развитие сюжета пьесы. Они позволяют эмоционально подготавливать сцену, логически объяснять выход или уход действующего лица, помогают оттенять или углублять психологические паузы, содействовать созданию на сцене нужной атмосферы, помогают зрителю поверить в жизненную подлинность декоративного оформления -- и всем этим способствуют развитию действия, через которое вскрывается основное -- идея спектакля.

С помощью шумов и звуков можно отметить время сценического действия -- часы суток, время года, какой-то исторический отрезок времени, эпоху, народные и религиозные праздники.

Самый простой пример указания на время --это бой часов -- настенных, городских, звон будильника, бой морских склянок и т. д. Утро -- это и крики петуха, и звон будильника, и позывные радио, и заводской гудок. Лето в сельской местности отмечается стрекотанием кузнечиков, пением птиц, осень -- курлыканьем журавлей, зима -- завыванием вьюги и т. д.

Шумы могут указать и на место действия -- бой известных лондонских часов «Биг-Бен» в начале спектакля «Милый лжец» (Театр имени Моссовета) говорит, что действие происходит в Лондоне.

Удары молота и шум работы мощных станков в отличие от равномерного шума ткацких станков подскажут, что действие происходит на заводе. Гудки маневровых локомотивов, команды составителя поездов, характерные звуки рожков сцепщиков и сами звуки сцепки также укажут на место действия.

Шумы часто используются для создания иллюзии движения. Так, например, если на сцене показано купе вагона и декорация точно указывает на место действия, без звуков картина получается статичной и ее правдоподобие нарушается. Однако достаточно «подложить» под эту сцену перестук колес, как она оживает. Сцена «Теплушка» в спектакле «Василий Теркин» (Театр имени Моссовета) начинается шумом движущегося поезда, в такт перестуку колес покачиваются едущие на фронт бойцы. Во время диалога между героями шум поезда постепенно затихает, исполнители перестают покачиваться,-внимание зрителей сосредоточивается на происходящем, и отсутствие шума не нарушает созданной иллюзии движения. В конце картины шум идущего поезда снова вводится, и на переходе к другой картине поезд постепенно «удаляется», тем самым органично завершая прошедшую сцену.

Для эмоциональной окраски того или иного сценического эпизода обычно используют музыку, но нередко режиссеры обращаются к шумам и звукам. Шумы и звуки во многих случаях более конкретны и образны, чем музыка. Особенно часто для этого используют шумы природы -- вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и прочее. В последнем действии спектакля «Вишневый сад» слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву --новый хозяин усадьбы вырубает вишневый сад. Этот шум не только передает настроение сцены, но и подчеркивает главную идею пьесы.

Велики возможности звука и в раскрытии чувств героев. В спектакле «Три сестры» жалобное курлыкание улетающих журавлей в соединении со словами Маши: «А летят уже, летят перелетные птицы... Милые мои, счастливые мои...» -- создает поэтическую звуковую картину, отражающую чувство тоски главных героев.

Иногда шумы становятся главным выразителем эмоционального настроя всей сцены. В сцене «Буря» спектакля «Король Лир» на вопли Лира: «Дуй, ветер, дуй, пока не лопнут: щеки» -- стихия отвечает ревом ветра, потоками ливня, ударами грома. Шумы в этой сцене по значению стали наравне с действующими лицами.

Наиболее действенна роль шумов, когда они выступают прямыми участниками развития действия: о них говорят действующие лица, они обозначены в ремарках автора пьесы, из-за них возникают целые сцены, они определяют дальнейшее развитие сюжета. Например, гроза в пьесе А.Н. Островского «Гроза» вызывает у всех действующих лиц суеверный страх и толкает героиню пьесы Катерину на страшное признание, которое доводит ее до трагического конца.

В спектакле «Анна Каренина» перед сценой гибели Анны, далекий гудок паровоза порождает у нее мысль о роковом конце. Нарастающий шум поезда приводит ее к окончательному решению. Момент гибели Анны вообще невозможно показать на сцене без соответствующего шума.

Наиболее часто с помощью шумов и различных звуков создают необходимую сценическую атмосферу. Стрекотание сверчка в спектакле «Дядя Ваня» (МХАТ) подчеркивает тишину в. доме, скуку и однообразие жизни далекой провинции. Шумы в сочетании с другими сценическими средствами своим соответствием или контрастом могут оттенять настроение героев, влиять на их мысли и дела.

В спектакле «Земля» (МХАТ) в одной из сцен декорации изображали ржаное поле. Без звуков эта картина была мертва. Пение жаворонков и стрекотание кузнечиков вызывали у зрителя ощущение жаркого летнего дня, сцена как бы дышала зноем, и это передавалось действующим лицам.

Перезвон колоколов, введенный в спектакль «Васса Железнова» (народный театр, г. Минск), помогает создать атмосферу старинного купеческого города на Волге. В нужных местах колокола подчеркивают обреченность рода Храповых и Железновых, сопровождая как бы похоронным звоном их уходящую жизнь.

Одна из функций шумов и звуков при воспроизведении их за кулисами -- расширение сценического пространства. Например, гудки локомотивов, звуки рожков составителей поездов и лязг буферов, доносящиеся сквозь раскрытые окна домика, где происходит действие одной из сцен спектакля «В дороге» (Театр имени Моссовета), позволяют зрителю «увидеть» кипучую жизнь большой железнодорожной станции. Но шумы в этой функции не только могут иллюстрировать происходящее за сценой, но и активно вторгаться в действие.

В спектакле МХАТа «Достигаев и другие» М. Горького введенные шумы и звуки отражали жизнь за стенами дома. Слышалось, как пели революционные песни проезжающие на грузовиках солдаты. Определенное отношение обитателей дома к этому пению помогало зрителю безошибочно определить классовую принадлежность Достигаема и его домочадцев.

Такого рода звуковое сопровождение больше, чем просто аккомпанемент,-- это связующее звено между происходящим на сцене и за ее пределами.

Шумы могут существенно помочь в организации массовых сцен спектакля. Так, например, в спектакле «Маскарад» (Театр имени Моссовета) в сцене бала толпа костюмированных с трещотками, хлопушками, с криком и шумом пробегает через сцену. Одновременно воспроизводится фонограмма этого шума, что создает впечатление участия большого числа людей.

С помощью шумов режиссер может создать звуковой подтекст сцены и более тонко обрисовать характер действующего лица. В спектакле «Затейник» (Театр имени Моссовета) герой пьесы, превратностями судьбы ставший затейником в доме отдыха, в беседе со старым знакомым между прочим воспроизводит магнитофонную запись шумов леса и пения птиц. Такое раскрытие подтекста через звуки позволило актеру выявить характер своего героя более естественно, без нажима.

Звук, звуковые детали могут лежать в основе драматургии не только отдельных сцен, но и всего спектакля. Одной из наиболее полных и интересных драматических функций звука является звуковой лейтмотив, лейтобраз. Звук в лейтобразноя функции используют для создания единого звукового образа отдельного героя, группы людей, сценической ситуации или всего спектакля.

Интересным примером может служить спектакль «Мой бедный Марат» (ЦТСА). Через весь этот спектакль проходит звучание метронома, говоря всегда о главном, но в каждой сцене по-своему. В начале спектакля -- это скупая звуковая увертюра безошибочно указывающая на время и место действия, в другой картине этот же звук говорит героям о их долге перед народом, в конце спектакля -- напоминает героям не только о блокадных днях Ленинграда, но и о братстве, об идейной сплоченности.

Шумы, как и музыка, могут вводиться в спектакль в контраст с происходящим на сцене, то есть когда звуковой образ не совпадает по смыслу с мыслями, чувствами и поступками людей.

С помощью шумов и звуков можно выявить как бы звуковой символ постановки. В спектакле «Сверчок» (Театр имени Моссовета) звуковой акцент -- стрекотание сверчка, возникающее неоднократно по ходу действия, служит как бы звуковой эмблемой спектакля.

Во всех вышеприведенных примерах шумы и звуки представлены в какой-то одной функции. Но, как правило, в хорошо продуманном шумовом оформлении спектакля даже простая звуковая деталь, означающая лишь только время, «работает» и на время, и на характер персонажа, и на сюжет, и на образный строй всего спектакля.

В одной из сцен спектакля «Поднятая целина» (Тульский драматический театр имени А.М. Горького) через открытое окно в комнату доносятся крики петухов. Нагульнов, оторвавшись от книг, завороженно слушает.

Один петух нестройным криком портит весь «ансамбль». Макар бросается к окну -- высказать петуху свое возмущение.

Здесь и указание на раннее утро в деревне и тонкий штрих к душевному облику героя.

Приведенные выше примеры функционального использования шумов далеко не исчерпывают выразительные возможности звука и шума в спектакле. Перед творческой фантазией режиссера открыты самые широкие просторы в работе над сценическим образом с помощью театральных шумов и звуков.

Заключение

Работунад шумовым оформлением спектакля можно условно разбить на несколько этапов:

шумовое решение -- определение места и роли шумов в спектакле;

составление шумовой экспликации;

отбор и запись необходимых шумов;

работа с шумами в репетиционный период;

шумовое сопровождение спектакля.

Шумовое решение спектакля намечается обычно самим режиссером после того, как он внимательно познакомится с пьесой, вникнет в замысел автора, его манеру раскрытия характеров действующих лиц и событий.

Часто шумовое оформление создается на основе авторских ремарок о шумах и звуках. Однако режиссер нередко вводит в спектакль шумы и звуки, руководствуясь своим замыслом постановки.

В отдельных эпизодах он может привлечь шумы для достижения динамичности сценического действия и приближения его к реальной обстановке. Такое включение шумов в эпизоде поможет актеру более правдоподобно действовать на сцене. Но шумовое оформление важно не только в сценах, где происходит какое-нибудь действие. Даже в паузах между действиями статичная сценическая картина может стать более жизненной, если в нее удачно введена гамма звуков, характерная для данной обстановки.

В спектакле «Дядя Ваня» (МХАТ) длительная пауза в момент отъезда Серебрякова, Астрова и Елены Андреевны была заполнена шумом отъезжающего экипажа, топотом лошадей и звоном бубенцов, хотя автор не давал никаких указаний на ввод шумов в этой сцене. Удаляясь, звуки постепенно затихали. Дважды повторенное оставшимися на сцене слово «уехали» как бы перекликалось с затихающими звуками бубенчиков. Творчески осмысливая драматургические особенности произведения и согласуя их со своим замыслом постановки, режиссер может точно найденным звуковым образом дать стилистический ключ к решению будущего спектакля.

В этом смысле интересно поставлен спектакль «Ромео и Джульетта» Эстонским молодежным театром.

Намечая шумовое решение, режиссер должен ясно представлять звуковые особенности изображаемых событий, сценическую обстановку, в которой будут воспроизводиться на спектакле те или иные шумы.

Вот какой поучительный случай произошел в свое время в одном из театров. В спектакле на тему о Парижской коммуне режиссер, устроив вдоль рампы баррикаду, решил провести через зрительный зал наступление «версальцев» на «коммунаров». Те и другие были снабжены в изобилии ружьями с холостыми патронами.

И вот когда неожиданно для публики в темный зал ворвались из фойе «версальцы», открывшие стрельбу вдоль зала, а со сцены, фактически в упор по зрителям, начали стрелять «коммунары», в зале поднялась паника. Зрители вскочили со своих мест и устремились к выходу. В общем, спектакль был сорван. Так «правдоподобно» задуманное шумовое оформление вступило в противоречие с законами сцены.

Предусматривая шумовое решение отдельных эпизодов, нельзя забывать о таком способе применения звука, как пауза. Пауза -- это отсутствие звука, тишина. Но мы в жизни встречаемся с такими выражениями -- «звенящая тишина» или «торжественная тишина». С помощью ритмически выверенной паузы в развитии шумового действия можно очень ярко передать атмосферу того или иного события и эмоционально воздействовать на зрительный зал.

Интересное в этом отношении шумовое решение сценического эпизода было найдено в спектакле «Поезда расходятся» (Театр имени Моссовета). В шумовой картине налета фашистской авиации на железнодорожную станцию были включены разрывы авиабомб, стрельба зенитных орудий, шумы самолетов. И вот, прорезая весь этот дикий грохот, раздается сжимающий сердце звук падающей авиабомбы -- звук все выше, выше, сейчас произойдет ужасный разрыв, но... шум резко обрывается, и наступает «звенящая тишина».

Понятно, какое напряженное внимание зрителя вызывает такая пауза и воздействует она куда более активнее, чем самый натурально воспроизведенный звук взрыва. Таким образом, можно сказать, что пауза в подобных случаях -- яркий звуковой образ. Поэтому одни шумы вводятся в спектакль на основе предварительно составленного шумо-звукового решения, другие -- лишь только в процессе работы актера над образом, в репетиционный период.

В результате творческого разбора пьесы и анализа конкретных сценических обстоятельств режиссер намечает предварительный план шумового решения спектакля:

в каких местах пьесы (акт, картина, эпизод), какой конкретно шум и с какой целью должен быть введен;

характерные особенности каждого шума (предположим, шум подъезжающей легковой автомашины типа «Волга» -- слышен сигнал клаксона, резко тормозит, хлопает дверца и т. п.).

Такой план является составной частью постановочного плана спектакля.

Наметив шумовое решение спектакля, приступают к отбору нужных шумов и звуков. Отбор шумов и звуков не менее важный процесс, чем определение места в пьесе для их включения в сценическое действие.

Литература

Наши рекомендации