Роль грима при создании образа

Известный ленинградский режиссер и театральный художник, народный артист СССР Н.П.Акимов в своей книге «Не только о театре» писал: «Работая над гримом. Надо иметь два главных условия: 1. Чем легче и проще грим, - тем удобнее и свободнее актеру в нем играть. 2. Чем ярче и выразительнее грим – тем легче и удобнее строить образ своего персонажа, тем больше грим даст возможности самому актеру перевоплотиться».

Каждый грим – это живой, конкретный образ, определенный человек со своей индивидуальностью, характером, физическим состоянием, со своими вкусами и привычками.

Необходимо особенно усиленно развивать свое внимание и наблюдательность и искать в окружающей действительности материал для создания грима, а также цветные фотографии, различные иллюстрации из журналов и книг.

Какой бы грим не приходилось создавать, необходимо учитывать все «предлагаемые обстоятельства» пьесы: место и время действия, возраст, состояние здоровья, национальность, профессию, условия труда, характер темперамента, вкусы и привычки персонажа воплощающего актером.

Но самое главное требование, которое необходимо соблюдать к гриму – это полное соответствие с идейно художественным замыслом спектакля в целом, с трактовкой каждой роли в отдельности.

Следует помнить, что как бы хорошо ни был выполнен грим, сам по себе он «играть» не будет. Это лишь одно из средств, сценической выразительности. Ни декорации, ни костюм, ни грим не могут заменить главного в театральном искусстве – игры самого актера.

Стиль пьесы и характер грима.

На характер грима оказывают несомненное влияние особенности творчества автора, жанровые признаки и стиль пьесы.

Грим действующих лиц в пьесах Гоголя должен быть несколько иным, чем грим персонажей Островского и весьма отличительным от гримов героев Горьковской и Чеховской драматургии. Тоже относится к действующим лицам пьес современной драматургии.

В зависимости от жанра пьесы и стиля спектакля изменяется и манера гримировки. В одних случаях она бывает реалистичной, мягкой, в других – более театральной, резкой.

Герои многих произведений великого русского писателя сатирика Н.В.Гоголя, (Хлестоков, Городничий, Подколесин, Манилов, Плюшкин, Наздрёв, Собакевич и др.). Обрисованы самим автором настолько выпукло и ярко, что в гриме этих персонажей допустимо некоторое заострение и преувеличение, конечно без шаржа и карикатурности.

Четко и ярко обрисованы персонажи пьес А.Н.Островского (Дикой, Кабаниха, Шмага, Миловзоров, Елеся, Счастливцев и др.) требуют такие же сочные, правдивых, реалистических гримов.

Герои чеховской и горьковской драматургии – люди с очень сложным душевным складом и тонкими психологическими переживаниями . Также тонко должен быть передан их внешний облик. Ничего резкого, излишне яркого и театрального не должно быть во внешности героев.

Такие же требования предельной жизненности и реалистичности должны быть предъявлены к гримам персонажей из современных пьес, действие которых происходит в наши дни.

Значительно более театральными и яркими могут быть гримы действующих лиц в трагедиях Шекспира и Шиллера, в комедиях Мольера, Гольдони, Кальдерона, Лопе де Вега и в ряде пьес западных драматургов того времени.

Помощь могут оказать исполнителям ролей в пьесах Гоголя, Островского, Чехова и Горького картины знаменитых русских художников (Перова, Пукирева, Прянишникова, и Неврева, Маковского и Журавлёва).

При создании гримов в пьесах иностранных классиков изучайте картины великих художников прошлого: Рафаэля и Корреджио, Веласкеса и Мурильо, Рембрандта и Рубенса, Ван – Деика и Тициана, Реинольдса и Гейнсбора, Давида, Делакруа и др.

Работая над гримом, актер непременно должен думать о костюме, в котором будет одет его персонаж. Грим и костюм тесно связаны между собой. Так же как грим помогает исполнителю перевоплотится и действовать в предлагаемых обстоятельствах. Если грим изменяет лица актера в соответствии с характером роли, то костюм преображает его фигуру. От костюма зависит манера держаться, ходить, жестикулировать.

Актер умеющий загримироваться и почувствовать надетый на нем костюм, всегда оказывается в лучшем положении, чем тот, кто неспособен найти внешнюю форму образа и вынужденный целиком полагаться на костюмера и гримера.

Освоить технические приёмы гримировки не так уж трудно: нужно только иметь желание и терпение.

Тема: Приемы корректировки отдельных частей лица

Речь пойдет о коррекции черт лица. Так, при помощи соответствующего грима или макияжа деталей лица вы можете до неузнаваемости изменить свою внешность. Но делать макияж нужно, только после того как вы тщательно прочитаете и изучите данный материал, так как при неправильно нанесенном макияже вы не только не скроете свои недостатки, но сделаете их центром внимания.

Брови.

Работа начинается с изучения формы бровей (натуральных). Проводят несколько проб, окрашивая брови в разный цвет при помощи контурных карандашей: черного, серого, коричневого, темно‑бордового. При этом можно также укоротить, удлинить, сузить, расширить основную форму бровей. Так как в лице многое зависит от формы бровей, то изменив их, изменится и выражение лица. Оно станет более выразительным, агармония бровей с глазами и другими частями лица придаст ему миловидность. Густые широкие брови делают лицо суровым, а приподнятые, аркообразные – улыбчивым, веселым. Брови с приподнятыми «головками» придают лицу печальное выражение. Короткие брови можно удлинить, дорисовав их контурным карандашом.

Для того чтобы брови выглядели аккуратно, нужно выщипывать волоски на переносице (сросшиеся брови придают лицу недоброжелательное выражение), а при макияже под бровями желательно нанести светлые тени. Корректируя форму бровей, необходимо учитывать индивидуальные особенности лица и возраста. Так, дугообразные брови старят женщину, а широкое лицо с выдающимися скулами делают круглым и лунообразным (его нетрудно себе представить, вспомнив говорящее зеркальце из мультфильма «Сказка о мертвой царевне»). Короткие брови с приподнятыми концами удлиняют широкое короткое лицо, а также в определенных случаях (при узкой верхней части лица или очень широких скулах) могут придать ему своеобразное очарование.

Глаза.

Глаза могут быть круглыми, выпуклыми, глубоко посаженными, падающими. При помощи корректирующего макияжа можно зрительно изменить форму круглых глаз, удлинить их разрез, как бы приблизив к идеальной – миндалевидной. Тени на нижнем и верхнем веках накладывают сильнее, интенсивнее на внешних уголках глаза. Контур продолжают у внешнего уголка на 2 мм дальше естественной линии глаза. Верхний и нижний контуры подводки четкие, идут параллельно, не соединяясь друг с другом. Ресницы подкрашивают при помощи туши, делая их гуще и длиннее у внешних уголков глаз. Светлые тени сделают глаза зрительно крупнее, тогда как темные – глубже. Если вы являетесь счастливой обладательницей миндалевидных глаз, то лучше не злоупотрябляйте косметикой, так как ваши глаза достаточно хороши сами по себе и не нуждаются в дополнительном подчеркивании.

Круглые глаза станут выразительнее, если положить светлые тени на внешние и внутренние уголки. Если ваши глаза расположены очень близко друг к другу, высветлите внутренние уголки и затемните наружные. При широко расставленных глазах более темные тени наносятся на внутреннюю часть век, а более светлые – на внешнюю.

Выпуклые глаза корректируют, как бы уменьшая выпуклость век, делая глаза «глубже». Для этого используют тени темных тонов, неяркие. Тени растушевывают вертикально. Подбровное пространство тонируют светлыми тенями. Глубоко посаженные глаза необходимо как бы приблизить, увеличить. Тени для век берут светлые, подводят такие глаза так же, как и круглые.

«Падающие» глаза, внешние уголки глаз которых опущены и придают лицу скорбное выражение, при помощи теней можно визуально изменить, «приподняв» их уголки. Тени наносят по направлению к вискам и вверх. Основа цветового пятна – у внешнего угла глаза. По верхнему веку глаза проводят контур; начиная от середины глаза – его высшей точки – контур пойдет выше падающей линии, устремляясь к виску. Контур нижнего века будет стремиться соединиться с верхним, также выше точки внешнего угла глаза.

Нос.

Размеры и форма носа определяются в макияже пропорциями головы, направлением скоса и размерами лба, глубиной глазных впадин, расстоянием между глазами и другими деталями. В коррекции носа следует исходить из пропорций и конкретной формы лица.

Нос, имеющий длинный кончик, можно зрительно укоротить, затемнив нижнюю площадку носа, используя темную пудру.

Короткий нос можно удлинить, тонируя боковые поверхности темным тоном, высветляя спинку носа.

Длинный широкий нос нужно затонировать так, чтобы он зрительно стал короче и уже, тоньше. Для этого боковые поверхности и основание носа затемняют темной пудрой или темным цветом тонального крема. Спинку носа и основание высветляют пудрой или тоном.

Подбородок.

Двойной, толстый и сильно выступающий вперед квадратный или острый подбородок тонируют темной пудрой или тоном, ставя цветовые пятна на середину подбородка, а также под ним, а затем аккуратно растушевывают. Скошенный подбородок можно визуально исправить путем нанесения светлого тона от углубления под нижней губой к краю подбородка. Для этих целей используют пудру и тональный крем.

Губы.

Изменение формы губ с помощью макияжа требует индивидуального подхода и аккуратности. Прежде всего необходимо выяснить пропорции лица, как влияет естественная форма губ на выражение всего лица вцелом. Если губы надо увеличить или уменьшить, помните, что отклонение от естественного их контура не должно превышать 1–2 мм, иначе губы будут выглядеть карикатурно.

Чтобы сделать губы крупнее, контурным карандашом обозначают форму для увеличения. Карандаш может быть темно‑коричневого цвета. Затем окрашивают внутреннюю часть губ губной помадой, цвет которой зависит от общего решения макияжа. В целом же цвет карандаша зависит от цвета выбранной вами помады: он должен быть всего лишь на один тон ярче цвета помады.

Длинные губы уменьшают, используя маскирующий карандаш, тонируя им уголки губ. Можно также светлым тональным кремом покрыть часть излишне полных губ, сделав их тоньше.

Лоб.

Подчеркивая рельеф лба светотеневыми приёмами, гримирующийся может несколько видоизменить его форму. Например: затушевывая височные впадины, можно добиться того, что лоб будет казаться выше и уже. Краску при этом следует наносить так, чтобы оттенки её были темнее там, где впадины глубже, а выступ полукружной линии высветлить. Или наоборот, когда лобные бугры и надбровные дуги выделяют светлыми бликами, а впадину между ними слегка затемняют. То при такой гримировке рельеф лба становится особенно четким, как это бывает у людей худощавых. Чтобы создать впечатление выпуклого лба, среднюю его часть высветляют, а края затушевываются так, как это делают при передаче шарообразности. Если наложить светотень в обратном порядке, то есть слегка затушевать центральную часть лба и высветлить его края, то лоб будет выглядеть более плоским.

Резкие изменения формы лба достигаются с помощью париков и прически, а живописные приёмы гримировки дают возможность усилить впечатление.

Гримировка щёк. Гримируя щеки, светотеневыми приёмами можно пользоваться только в тех случаях, когда это позволяет физиономия актера. Чтобы создать впечатление толстых щек, на скуловые выступы накладывают светлые блики. Затем эти блики оттеняют красной краской смешанной с коричневой, проводя круги, граничащие с глазными впадинами, ноздрями и ушами. Потом нанесенные краски тщательно растушевывают так как это делают при передаче шарообразных поверхностей, добиваясь того, чтобы они совершенно незаметно переходили одна в другую.

У худощавых людей скуловые выпуклости обрисовываются вполне отчетливо. Чтобы правильно подчеркнуть скуловые кости, их нужно прощупать и обозначить линией, а затем наметить границы впадин под ними. Далее высветляют скуловые выступы, впадины затушевывают, добиваясь того, чтобы темные оттенки краски ложились в их глубине, а переходы были незаметны и сводились к краям на нет.

Различным расположением светотеневых пятен можно придать скулам разнообразную форму, например добиться того, чтобы они казались выступающими сильнее или слабее, выглядели более широкими или узкими. Усиливая или ослабляя тень в щечных впадинах, удается передать различные степени худощавости. Овал лица можно сделать более мягким или резким подчеркивая и видоизменяя растушёвкой форму нижней челюсти.

Гримировка полной шеи и худой. Чтобы шея выглядела полной, нужно подчеркнуть светотеневыми приёмами складки, образующиеся под подбородком при нагибании головы. Однако это удается только в тех случаях, когда актер предрасположен полноте. В других случаях впечатление короткой и толстой шеи создается применением волосяных наклеек или толщинок. Полную шею можно сделать несколько худощавее, затемнив ее слегка по бокам и закрыв прической. Чтобы придать шее актера худощавость и сделать её как бы удлиненной, нужно подчеркнуть рельефы создаваемые «адамовым яблоком», сухожилиями и мускулами. Очень тонкая подкожная мышца шеи даёт возможность легко прощупать их. Поэтому высветлить сухожилие, мускулы и выпуклость «адамово яблока», затушевывая при этом образуемые ими впадины, совсем не трудно. Длину шеи можно подчеркнуть вырезом ворота у платья или костюма и прически.

Гримировка рук. Руки гримируются морилкой. Чтобы создать впечатление старческой, узловатой руки, кости и суставы на тыльной стороне высветляются, а промежуток между ними затемняется.

Подчеркивание объемности лица.Необходимо помнить, что тёмные тона – углубляют и удаляют, светлые тона – приближают и расширяют. Если нужно сделать лицо более худым, впадины (глазные, височные, подскуловые, и др.) затемняют, а скулы и другие выпуклые части лица высветляют светлым общим тоном. Чтобы создать впечатление полного лица, поступают наоборот: затемняются выпуклости и высветляются впадины.

Лицевая часть состоит из верхней и нижней челюсти, двух скуловых и мелких носовых костей. Все эти кости образуют выпуклости и впадины. Существуют выпуклости: две скуловые, две надбровные дуги, носовая с хрящиком, подбородочная. Впадины: височные, глазные, носовая, подскуловые, носогубная, челюстная, подбородочная.

Гримируясь для сцены, актеру нужно подчеркивать объёмность своего лица значительно легче, тщательно растушевывая переходы от цвета к цвету.

Грим молодого лица.

Грим молодого лица принято считать наиболее легким видом грима. Иногда достаточно того, чтобы основательно изучить свое лицо, его достоинства и недостатки. И если они вполне характерны образу персонажа, то их следует только подчеркнуть (собственные черты) сделать их более выразительными и четкими. При создании грима молодого лица, количество красок должно быть минимальным: чем меньше их будет положено, тем подвижнее, живее и выразительнее будет лицо.

Грим следует начать с общего тона. Общий тон должен быть сведён на нет. Обычно общий тон подбирается в зависимости от цвета волос: более смуглый – при темных волосах, более светлый – при белокурых.

Указательными пальцами обеих рук, сперва мазками, а тонким слоем по всему лицу и шее. После накладывается румянец, который распологается на щеках, подбородке, надбровных дугах, мочках ушей.

Наиболее сильно румянится в молодом гриме выступающая часть скуловой кости и глазные впадины. На здоровом молодом лице румяна должны быть положены очень чисто (без пятен), с мягкими переходами от более ярких тонов к светлым. Постепенно румяна стушевываются с общим тоном.

Следующий этап – гримировка глаз и бровей. Глаза являются самой выразительной частью лица человека, в них ярче и сильнее всего отражаются чувства, переживания. При подводке глаз необходимо, прежде всего учитывать цвет зрачка исполнителя. Светлые глаза (голубые, серые) подводятся обычно синей краской. Темные ( карии и черные) коричневой. Если глаза от природы узкие, маленькие их можно подводкой увеличить. Подводя глаза, верхнее и нижнее веко подчеркивают голубой или коричневой черточкой у самых ресниц; линия подводки в середине делается несколько шире, а концам сходит на нет. Между подводкой нижнего и верхнего веко оставляется открытым некоторое пространство – это увеличивает глаз и придает ему красивую миндалевидную форму.

У внутренних уголков глаз в молодом гриме ставится светло – красная точка (слезник).

Глазные впадины оттеняются в зависимости от глубины посадки глаз исполнителя. Чем глубже они посажены, тем меньше их нужно оттенять. Если глаза от природы сильно выпуклые глазные впадины затемняются значительно сильнее. Так же для увеличения глаз прибегают к накладным ресницам.

Приступая к подводке бровей, необходимо помнить, что их форма и расположение резко изменяют выражение лица. Высоко поднятые брови делают лицо удивлённым, даже глуповатым. Сросшиеся у переносицы густые брови придают лицу выражение мрачности, суровости, угрюмости. Опущенные к низу внешние уголки бровей делают лицо печальным, расстроенным. Слегка изогнутые брови с приподнятыми внешними кончиками придают лицу выражение хитрости и ехидности.

Для большей выразительности их только подчеркивают по верхнему краю, чтобы поднять выше, а глаза сделать более открытыми. Если форма бровей исполнителя не соответствует характеру образа и требует другого рисунка, то их частично или полностью замазывают тонким слоем простым туалетным мылом. После того, как свои брови (или часть их), замазаны, можно рисовать на их месте брови нужной формы. В молодом гриме вообще главное – естественность. Цвет бровей должен быть немного темнее, но ни в коем случае не светлее цвета волос исполнителя.

Для изменения формы носа существует два способа: живописный с помощью – красок и скульптурно – объёмный с помощью налепок и гуммоза.

Степень яркости губ зависит от общего тона. При светлом общем тоне, губы надо делать светлее, при смуглом темнее. Губы сперва окантовывают тонкой темно – красной линией, которая затем стушевывается внутрь.

При подводке губ, особенно в женском гриме очень важно учитывать, кого играет исполнительница, а также место и время действия.

Прежде чем накладывать грим, даже не сложный, необходимо, определить где и когда происходит действие пьесы (в городе или деревне, на севере или юге, зимой или летом). Учитывать возраст, профессию, род занятий, характер, физическое состояние персонажа – словом проделать большую предварительную аналитическую работу.

Старческий грим.

Старческая кожа, суха и жесткая на ощупь и она имеет желтовато – серый оттенок. Иногда наоборот происходит избыточное отложение жира. Образуется второй подбородок и массивные складки на затылке, отвисают щёки.

Особенно ярко выражены старческие изменения кожи на лице, шее и руках. В старости резче выступают впадины и выпуклости. Глаза с возрастом становятся тусклыми, волосы седеют, выпадают зубы. Лицо покрывается сетью больших и маленьких морщин.

Если необходимо создать видимость пробивающейся седины можно, присыпать свои волосы на висках белой пудрой или ещё лучше серебряной пылью.

Общий тон находим через смешивания красок, например тон № 3 с небольшим количеством желтой или коричневой краской. Очерчиваем контуры впадин лица и складки: - на лбу контур височных впадин, лобных бугров.

- глазные впадины и морщины под глазами (коричневой краской).

- скуловую кость и определяем впадины под ней

- подчеркиваем очертания носа

- подбородка и углы нижней челюсти.

Нижнее веко глаза подводим светло – красной краской, чтобы предать глазам несколько воспаленный старческий вид

Высветлим мешки под газами, а также выступ скуловой дуги, соответственно подтушевав впадину под ней.

Большую роль в старческом гриме играют морщины. Они разделяются на три группы:

1.- наиболее глубокие – носогубные (идущие от носа к углам рта)

- вертикальные, на лбу (между бровями)

- «мешки» под глазами и навесы над верхними веками.

2. –горизонтальные морщины на лбу и те, которые идут от внешних уголков рта вниз. Ямочка на подборотке.

3. – составляют так называемые «гусиные лапки», мелкие очень тоненькие морщины, расположенные у внешних уголков глаза.

Молодой участник для выявления морщин пользуется искусственным путем, движением лицевых мышц. Если нахмурить брови появляются вертикальные морщины. При поднятии бровей образуются горизонтальные морщины. При улыбке – складки у внешних уголках глаз. Участник по этим складкам проводит необходимые линии. Нельзя рисовать морщины, где вздумается, так как создается впечатление грязного лица. Центр морщины должен быть резче, темнее, а края тоньше бледнее и незаметно сходить на нет. Так как, кожа над морщиной образует небольшую выпуклость, то её «высветляют» светлым бликом, проведенным вдоль морщины, тщательно сведенный на нет – это придает морщине рельефность и естественность. Наносить морщины следует тщательно и аккуратно.

Если расстояние от носа до верхней губы немного затемнить коричневой краской, получится впечатление старческого ввалившегося рта. Можно создать также впечатление старческого беззубого рта (лучше, если зубы расположены не рядом друг с другом). Насухо вытирается зуб, покрывается черной краской и закрепляется театральным лаком.

Светлый блик на выступающей средней части нижней губы и немного затушеванный от опущенных уголков рта подбородок придает губе несколько отвислый вид, что создает впечатление недовольного и брюзгливого лица.

Чтобы создать впечатление небритого лица, щёки и подбородок исполнителя покрываются серой краской.

Худую старческую шею можно сделать, выделив светлым тоном шею и кадык, а промежуток между ними затемнить коричневой краской и растушевать.

Создавая впечатление старческой руки, кости высветляются, а промежуток между ними затемняется.

Если брови покрыть белой краской и начесать их против роста волос, создаётся впечатление густых, нависших седых бровей.

Для старого женского лица грим создается по тому же способу, различие может быть лишь в более мягком рельефе лица.

Кроме изменений черт лица, необходимо найти и передать внешние признаки, присуще преклонному возрасту: походку, ритм движения, характер жестов, мимику, манеру говорить, тембр голоса.

Наши рекомендации